Без мамы... Глава десятая

Эльвира Гусева
Продолжение. Начало в гл.1-9  http://www.proza.ru/2019/02/06/488

В конце  1939  года  началась  война  с  финнами,  начались  перебои   с   хлебом,  за  одной  буханкой  надо  было  стоять  всю  ночь.  Жить  в  городе  стало  тяжело. 

Однажды   в  Вязники  приехал  председатель  нашего  колхоза  дядя  Григорий  Морозов,  остановился  у  нас  ночевать  и  уговорил  Сашу  переехать  в  колхоз  работать  кузнецом.  Мы  подумали  и  согласились. 

Переехали  сначала  к  отцу,  а затем  нам  дали  пустой  дом  в  той  деревне,  где  была  кузница.   Саша  стал  работать,  а я  не  работала,  часто  болела,  он  меня  никуда  не  пускал,  очень  жалел,  но  и  ко  мне  никому  не  разрешал  приходить - ревновал  ко  всем.  Так  мы  прожили  почти  два  года.

2  апреля  1941  года,  в  день  моего  рождения,  Саша  получил  повестку  в  армию,  отправление  было  назначено   на  12  апреля .  Оставалось  всего  10  дней  быть  нам  вместе.  Саше  очень  хотелось  расписаться  со  мной,  зарегистрировать  меня  на  свою  фамилию.  Я  посоветовалась  с  отцом,  он  мне  не  разрешил,  сказал,  что  ждать  можно  и  так,  а  вот  когда  вернётся,  тогда  и  зарегистрируетесь.

12  апреля  1941  года  мы  провожали  Сашу  до  Райвоенкомата.  В  тот  год  брали  призывников  с  1921  и  1922,  а  он  был  с  1917  года.  Я  помню,   вместе  с  Сашей  были  призваны  Коля  Виноградов  и  Коля  Шаров.  Как-то  настораживало,  что  очень  многих   парней  и  разных  лет  рождения  призывали  этой  весной,  некоторые  даже  говорили  о  войне.
 
Провожать  Сашу  приехали  сестра  Нюра с  мужем   и  брат  Павел  с  женой,  а  так  же  его  друзья.   В  военкомате  Саша  вёл  себя  очень  отчаянно,  он  был  чуть  выпивши,  поэтому  позволял  себе  лишнее. Он  ни  на  минуту  не  отходил  от  меня,  лишь  тогда,  когда  его  пригласил  к  себе  военком, я  осталась  одна.   

Затем  к  военкому  пригласили  меня.    Он  сказал  мне  о   том,  что  как  только  муж  приедет  на  место,  он  сразу  же  вышлет  для  меня   вызов.   После  чего  я  смогу  поехать   к   нему,  там  устроюсь   на  работу  и  буду  жить   с  ним  в  части.  Я  дала  согласие.   

Когда  стали  прощаться,  Саша  вцепился  в  меня,   но  подошёл  командир,  завернул   ему  руки  назад  и  велел  привязать  его  верёвкой   к  саням.  Он  кричал  и  вырывался: «Клавочка,  жди  меня,  я  вернусь,  вернусь,  вернусь!»  Лошадей  нахлыстали  так,  что  они  помчались  со  всех  ног.  Я  долго  слышала  его  крик,  и  от  этого  мне  было  так  тяжело,  я  была  в  страшном  отчаянии,  мне  не  хотелось  жить,  я  плакала.  Мне  хотелось  лететь  туда,  где  был  он,  но  мы  поехали  домой.

Дом  встретил  меня  пустотой   и  холодом,  я   серьёзно заболела  малярией,  меня  положили  в  больницу. Болела  я  долго.  Саша  писал  часто,  письма  приходили  с  дороги   и  лишь  в  конце  мая,  наконец,  прислал  письмо  с  места,  это  была   Ташкентская  область,  город  Иолотань. Стоял  месяц  май,  было  очень  тепло  и  солнечно,  настроение  моё  было  ехать  к  Саше,  он  в  каждом  письме  писал  мне  об  этом.

Саша  писал,  что  я  буду  работать  в  столовой,  как  военнообязанная. В  июне  я  получила  вызов  на  приезд  к  нему.  Получив  вызов,  я  поехала  в  Вязники  к  его  родителям  за  советом. 

Они  были  согласны   с  тем,  чтобы  я  ехала  к  Саше,  даже  пообещали  денег  на  дорогу.   Из  своего  дома  всё  нажитое  я  перенесла  к  отцу. 

В  первых  числах  июня,  когда  я  определила  всё  своё  барахло,  поехала  в  Вязники,  оттуда  я  должна  была  ехать  в  Ташкент.  Свекровь  определила  день  моего  отъезда   24  июня -  вторник,  а  в  воскресенье  22  июня  мы  пошли  на  базар,  чтобы  купить  мне  кое-что  из  одежды.  Одежду  тогда  можно  было  купить  лишь  на  базаре,  в  магазинах  не  было  ничего.   

Около  12  часов  мы  направились  домой,  только  поднялись   в  гору,  которая  вела  к  железнодорожной  станции,  как  вдруг  услышали   сообщение  о  начале  войны  с  Германией.   Моя  свекровь  сразу  заплакала,  я  стала  её  уговаривать,  говоря,  что  это  далеко,   может,  нас  и  не  заденут.  Она  плакала  до  самого  дома.   

Отец,  узнав  о  войне,  зарыдал  так,  как  плачут  по  самым  близким  родным  людям.  Я  никогда  не  слышала,   чтобы  так  плакали  мужчины,  тем  более  Сашин  отец,  который  отличался   особой  серьёзностью,  благородством,  достоинством,  за  что  его  все  очень  уважали. 

Он   много  трудился,  приучил  к  труду  всех  своих  детей,  именно  трудом  они  создали  то  богатство,  за  которое  в  30-е  годы   его  и  раскулачили.   Придя  в  себя,  отец  сказал: «Клавдя,  твоя  поездка  отпадает».  Я сразу  поняла,  почему.

Фото Клава Баландина и Саша Зайцев.1941 год. Фото из семейного альбома автора.

Продолжение следует http://www.proza.ru/2019/02/08/547