Глава пятая. Обманывать не вредно

Андрей Дерендяев
В доме все давно спали. Одно за другим гасли окошки в соседних особняках, словно молодой волшебник, желая повеселиться, касался их волшебной палочкой. Артем, не двигаясь, сидел в кресле, поджав под себя ноги. Пытался не думать, все равно никаких дельных мыслей, как ни старался, не появлялось. Слушал тишину, изредка нарушаемую одинокими, приглушенными звуками, доносящимися с улицы. Вот вышла погулять ищущая приключений кошка. Услышав ее, оживилась одинокая собака, охраняющая ворота, видимо, соскучилась от безделья и решила себя развлечь. Темнота, разрезаемая фонарями в центре комнаты, клубилась по углам чернотой, вызывая мрачные ассоциации.

"Возомнил себя детективом", — совесть ехидно подкинула самомнению еще один повод к падению. — "Надавал Мише и Даше пустых обещаний. Ходил перед ними гоголем".

"Обещания казались вовсе не пустыми", — парировало самомнение, не желая сдаваться и с трудом балансируя на краю, уходящего в бездонную бесконечность, обрыва. — "Плохого ведь ничего не случилось? Хуже ведь не стало?"

"Своими якобы дедуктивными методами ты направил полицию по ложному следу и они, благодаря твоим бездарным действиям, потеряли драгоценное время", — совесть легонько подтолкнула последним аргументом и самомнение устремилось вниз в разверзшуюся под ним пустоту.

— Хватит! — Артем поднялся и прошелся по комнате. — Виноват. — Проскрипел он сквозь зубы. — Но стоит ли бросать дело на полпути?

Самомнение зависло, так и не достигнув низшей точки. Совесть саркастически поинтересовалась:

"Не наигрался, значит?"

Спать не хотелось, сон не шел. Артем вновь вернулся в кресло.

"Камиллу Александровну видели с мужчиной. Шла добровольно, не сопротивлялась. Думаю, следует продолжить прорабатывать версию про ухажера. Только искать, вероятно, следует другого человека". — Он машинально потянулся за телефоном, намереваясь позвонить друзьям и расспросить их, но вспомнил про кражу. — "Неудобно как... Домашний номер не знаю. Надо подарить им по мобильнику. Без связи трудно".

Порывшись в шкафу, Артем отыскал внутри две давно вышедшие из моды трубки и сунул в рюкзак. Подошел к окну. Светало. Рассвет, окрашивая утренний воздух серебристой дымкой, осторожно, будто неохотно показался над крышами домов. Захотелось есть и он отправился вниз на кухню. Сделал несколько бутербродов, сварил крепкий кофе и, включив телевизор, принялся за еду.

— Сегодня в школу на такси, — заявила появившаяся спустя полчаса мама. — Федя целый день с отцом. — Он пожал плечами. — И помни, ты должен быть дома уже в четыре. Не задерживайся.

Артем совсем забыл про сегодняшний вечер. Кивнув, с трудом сдерживая желание зевнуть, он вышел из дома.

— Есть желание продолжить расследование? — поинтересовался Артем у Миши с Дашей.

Он прождал их на остановке возле школы почти полчаса и, едва увидев, сразу кинулся к ним.

— Одного желания мало, — проворчал мальчик.

— Нам вчера вечером позвонил Василий Иванович и рассказал, что полиция ездила на работу к Семену Евгеньевичу. Поговорили с его начальством. Он действительно в командировке. Причем на заводе руководство планировало ее заранее, еще полтора месяца назад. Уехал он не один, с начальником цеха.

— А самое главное, — не удержался и перебил сестру Миша. — В то время, когда мама выходила из дома с неизвестным мужиком, он находился на работе. Есть множество свидетелей.

— А зачем тогда Камилла Александровна ездила к нему домой, а не проводила занятия у себя?

— Семен Евгеньевич — занятой человек, много работы, постоянные командировки, — объяснила Даша. — Ему некогда было ездить в наш район.

— Некогда? — изумился Артем. — Почему тогда не нашел репетитора, живущего ближе? И, кстати, для чего он занялся изучением английского? В таком-то возрасте...

— Начальство заставило, — улыбнулся Миша. — Такая у них на предприятии политика. Директору взбрело в голову, что все руководители обязаны знать хотя бы один иностранный язык. Вот Семен Евгеньевич и засуетился. Он ведь в командировки ездит, часто заграничные. А маму ему порекомендовал один его знакомый. Она занимается с его дочкой уже два года и той очень нравится.

— Ларчик открывался до смешного просто, — тихо произнес Артем, не желая, чтобы услышали Волковы и, повысив голос, уточнил. — Вам все это Василий Иванович рассказал?

— А кто же еще? — удивился Миша.

— Василий Иванович лишь подтвердил наши догадки, — хмуро заметил Артем. — Мы и без него точно так же думали, только располагали не всеми фактами.

— Думать, то думали, но я все равно до последнего надеялась, а теперь... — Даша отвернулась, украдкой вытирая глаза.

— Вся надежда на полицию, — Миша мрачно усмехнулся.

— Скажите, — поинтересовался Артем, — можете вспомнить еще каких-то мужчин, крутившихся возле Камиллы Александровны? Друзей, знакомых, сотрудников с работы?

Они медленно шли к школе. Впереди мелькнула эффектная фигура Лоры в ярко-красном плаще. Рядом с ней, оживленно болтая, шагала Женя. Миша во все глаза уставился на девочек.

— Не припомню, — с трудом отрывая от них взгляд, ответил мальчик.

— Мама пару раз упоминала одного... — неожиданно для брата заявила Даша, тот удивленно посмотрел на нее. — Кажется, зовут Леонид. Он недавно переехал в Москву. Год назад. Они вместе работают в Центре иностранных языков.

— Дядя Леня, значит, — нахмурился Миша. — Никогда о нем не слышал.

— А чем он нам поможет? — девочка с надеждой посмотрела на Артема.

Тот поведал им свои ночные размышления.

— Других версий у нас все равно нет, — согласилась с ним девочка. — Как нам только отыскать этого дядю Леню?

Остановившись возле входа в школу, они посмотрели друг на друга.

— Сегодня суббота, — озвучил общую мысль Миша. — Мама всегда приходила из Центра раньше. Значит там сегодня сокращенный рабочий день. Прогуляем уроки и заглянем туда? Вдруг повезет, встретим его?..

Решались недолго, быстро развернулись и осторожно, боясь нарваться на знакомых учителей, пошли обратно.

— Где находится работа Камиллы Александровны? — спросил Артем.

— Не знаю, — Даша развела руками. — Мама ходила туда три раза в неделю. И никогда не брала нас с собой.

— Ехать к вам домой и искать рабочие телефоны долго, — принялся размышлять Артем. — Значит, придется снова воспользоваться такси.

— Сколько у тебя денег? — удивился потрясенный Миша.

— Последние отдаю, — соврал он. — И, кстати, мобильники себе не купили?

— Нет, — ответили брат с сестрой хором. — Не успели.

— Тогда держите подарки, — Артем протянул им трубки найденные утром в шкафу. — Старенькие, но работать должны.

— Ничего себе! Настоящие? Они же дорогущие! — Миша принялся вертеть свой в руках.

— Малазийская подделка, — заявил Артем.

— Где только находишь такие качественные подделки? — мальчик со счастливым выражением лица принялся нажимать на кнопки.

Добрались быстро, оказалось здание Центра иностранных языков располагается всего в трех кварталах от дома, где живут Миша с Дашей. Внутри их встретила тишина, полумрак коридоров и приглушенный говор преподавателей за дверьми классов. Поднявшись на второй этаж, они увидали табличку с надписью "Методический кабинет". Постучали и, не дожидаясь ответа, вошли.

— Добрый день, — на стуле за столом возле настежь открытого окна сидела женщина с каштановыми, красиво завитыми волосами, и с явным удовольствием пила чай. — К экзаменам решили подготовиться? Группы школьников набирают на первом этаже. Немецкий в десятом кабинете, английский в одиннадцатом, испанский и португальский в пятнадцатом.

— У нас тут мама работает, — пояснила Даша. — Камилла Александровна.

— Камиллочка! — сотрудница просияла. — Дашуля! Наслышана. А ты, должно быть, Мишуля? — Она с умильным выражением лица посмотрела на Мишу. Тот хмуро кивнул. — Я Лариса Анатольевна, подруга вашей мамы. Что-то случилось? Я ей звонила несколько раз, телефон отключен. Она придет сегодня? У нее занятие.

— Боюсь, нет, — сухо произнесла девочка.

— У нас к вам вопрос, — Артем шагнул к столу и присел на свободный стул. — Артем Шаляпин. У вас работает мужчина, Леонид. Мы бы хотели с ним поговорить.

— А что с Камиллочкой? — Лариса Анатольевна встревожено завертела головой. — С ней приключилась беда? Заболела?

— Мы не знаем, — Даша встала позади Артема. — Мама исчезла три дня назад.

— А Леонид Захарович тут при чем? Ничего не понимаю. В полицию обращались?

— Да.

— И что?

— Работают, — усталым, слегка нервным голосом ответила Даша. — Мы бы хотели поговорить с Леонидом Захаровичем.

— Думаете, он причастен к исчезновению Камиллочки? — Лариса Анатольевна испуганно захлопала глазами. — На вид нормальный мужчина. Вежливый, общительный, всегда удостоит даму комплиментом. Со всеми быстро сошелся, легко влился в коллектив. Он у нас с сентября. — Немного помедлив, пояснила она и, задумавшись, продолжила. — Сегодня не работает. Придет только в понедельник.

— В понедельник... — разочарованно протянул Артем. — Расскажите тогда о нем, пожалуйста. Он..., как бы это сказать, пытался ухаживать за Камиллой Александровной?

— Молодой человек! — вспыхнула та. — Вообще-то, да. Между нами говоря... — Она перешла на игривый тон. — Леонид Захарович весьма недурен собой. И, главное, холост. На сей счет он не любит распространяться, но я выяснила, его жена умерла несколько лет назад. Бедняжка... — Лариса Анатольевна закатила глаза. — Леонид частенько подвозил Камиллочку домой. Особенно после той жуткой аварии. Он галантный мужчина. Так что все возможно...

— Это он, — прошептал Миша.

Быстро переглянулись между собой.

— А какая у него машина? — поинтересовался Артем. — Как выглядит? Какого цвета?

— Черная иномарка. И стекла, все кроме переднего, стильные такие, тонированные. Все мужа прошу у нашей такие же поставить, а он ни в какую. Мол, плохо видно сквозь них, оштрафовать могут. Не пойму, за что штрафовать?.. Вечно у него одни отговорки.

— Лариса Анатольевна, — перебила ее Даша. — Вы, случайно, не знаете домашний адрес Леонида Захаровича?

— Случайно знаю, — ответила та и, смутившись, быстро проговорила. — В компьютере должен быть. Там адреса всех наших сотрудников. А зачем вам?

— Хотим выяснить, что с мамой, — ответила девочка. — Вдруг он нам что-то расскажет.

Приятельница Камиллы Александровны включила стоявший на соседнем столе очень старый на вид компьютер. Тот загудел, зажужжал, видать, не желая работать, словно возмущаясь и жалуясь на эксплуатацию в субботний день. Лариса Анатольевна дождалась, когда загорится маленький монитор, несколько раз щелкнула "мышкой" и из принтера вылез лист бумаги.

— Держите, — она протянула его. — Камиллочке привет!

Вышли на улицу.

— Что думаете? — поинтересовался Артем.

— Он, точно он, — взволнованно заявил Миша.

— Даже не знаю, — девочка нервно вертела бумагу с адресом в руках. — В прошлый раз тоже все выходило ясно и просто. Но проверить стоит. И живет он довольно близко.

Шли пешком. Погода стояла солнечная, почти летняя. Светило солнце, переливались в его лучах свежей зеленью листья, дул ненавязчивый, наполненный теплом, ветерок.

— Что мы ему скажем, когда увидим? — задала Даша вполне резонный вопрос.

— Ничего не станем говорить, — возмутился Миша. — Это он нам должен все объяснить! Просто пройдем к нему домой и посмотрим там ли мама.

— А если ее не окажется?

— Тогда станем дальше думать, — он с силой сжал кулаки. — Как же хочется все выяснить!

Леонид Захарович проживал на десятом этаже в новом, недавно построенном из ярко-красного камня доме. Миша, лицо которого пока они поднимались в лифте, с каждым метром становилось все серьезней, решительно нажал на звонок. Дверь открыла худенькая, светловолосая девочка, на вид лет четырнадцати, и внимательно посмотрела на них большими голубыми глазами.

— Леонид Захарович дома? — обратился к ней Артем, первым оказавшийся перед дверью. За ним, вытягивая шею, напирала Даша, следом подталкивающий вперед сестру Миша.

— Нет, он на конференции в другом городе, — вежливым голосом ответила она.

Даша отодвинула Артема в сторону и бесцеремонно заглянула внутрь.

— Вот как, — озадаченно протянул он.

— Вот беда! — Даша схватилась за голову. — Что же делать? Что делать?

— Случилось что-то? — голубоглазая девочка перевела на нее участливый взгляд.

— Да. Нам по английскому языку дали задание перевести текст. Очень сложный, голову сломали. Сдавать сегодня. Думали Леонид Захарович поможет, нам порекомендовали его, как отличного переводчика, а тут...

"Какой текст?" — Артем попытался искоса взглянуть на Дашу. — "Что она плетет? Или заметила нечто подозрительное?"

— Учитесь в восьмом классе?

— Да, — топчась на пороге, ответила Даша.

— Могу помочь. Я хорошо знаю английский.

— Было бы просто замечательно! — обрадовалась Даша. — Точно сделаешь перевод? Нам нужно прямо сейчас. Мы заплатим. — И шагнула внутрь, крутя во все стороны головой.

— Могу прямо сейчас. Я свободна. Кстати, меня зовут Соня. — Девочка подвинулась, пропуская их внутрь квартиры.

— Очень приятно, — бросил на ходу Миша и направился дальше по коридору.

— Вначале необходимо снять обувь, — остановила его Соня. — И, пожалуйста, прошу туда. — Она рукой показала в самую дальнюю комнату.

Одевая протянутые ей тапочки, Даша тихо поинтересовалась:

— А мы не помешали? Ты одна?

— Да. Мы живем вдвоем с папой.

— Вот как... — несколько расстроилась Даша.

Артем искоса, с легкой улыбкой наблюдал за ней, гадая, что та задумала. Соня бросила в его сторону взгляд и тоже улыбнулась. На ее щеках выступил легкий румянец.

Прошли в комнату и сели на широкий, мягкий диван. Под ногами приятно пружинил ковер, с непонятным, загадочным орнаментом. В углу виднелось черное пианино, крышка открыта. Видимо, Соня, пока ее не отвлекли, играла на нем. Маленький шкаф, набитый книгами, в противоположной части. Посередине низкий столик со стопкой газет на поверхности. Возле ножки толстый кот дымчатого цвета. Глаза закрыты, только едва заметно шевелятся уши, улавливая малейший звук.

— Тебя не затруднит налить стакан воды? — умоляюще взглянув на Соню, попросила Даша.

Та, не успев опуститься на край дивана, кивнула и вновь встала.

— Есть еще минералка, кола...

— Хватит и воды, — ответила Даша и, дождавшись, когда Соня направится к двери, быстро зашептала Артему на ухо. — Иди за ней и задержи на кухне, как можно дольше. Все что угодно, только пусть не заходит в коридор.

По-прежнему ничего не понимая, Артем поспешил за девочкой. Увидев его, Соня обрадовалась.

— Артем Шаляпин, — представился он ей.

— Известная фамилия, — заметила Соня.

— Частенько слышу. Сразу скажу, играю плохо, хотя занимаюсь у репетитора. Правда, всего раз в неделю. И ленюсь делать домашние задания.

Девочка хихикнула:

— Не все Шаляпины должны становиться актерами и пианистами.

Она достала из верхнего шкафа большую синюю кружку и принялась наливать в нее воду из пластиковой бутылки. Артем пристроился в углу на деревянной табуретке и только сейчас заметил, что из кухни отлично видна большая часть коридора. Осторожно открылась дверь и из комнаты на цыпочках, предварительно сняв тапочки, вышла Даша.

— А твой папа уехал на конференцию один?

— Не знаю, скорее всего. Я не спрашивала.

Соня закрыла бутылку и убрала ее в нижний шкаф. Артем быстро встал и загородил выход.

— Давно тут живете?

За спиной послышались едва различимые шаги, скрипнула половица.

— С сентября, мы с папой недавно в Москве. А вам перевод действительно нужен?

— Конечно!

— Так, пойдем. По твоему виду не скажешь, что его надо срочно сдавать. — Вдруг она недовольно вскрикнула. — Ты что делаешь?

Ее расслабленное, приветливое лицо сменилось гримасой возмущения и раздражения. Оттолкнув Артема, Соня стремительно выскочила с кухни.

— Я... Я... — услышал он запинающийся голос Даши. — Текст забыла в сумке. Вернулась взять.

— Неужели? — саркастически заметила девочка. — Мне показалось совсем другое. И тапочки зачем сняла?

— Ноги вспотели. Они такие теплые. О, ужас! — Артем вышел в коридор и увидел спектакль, достойный лучших театров мира. Если бы он не знал всей правды, ни на секунду не усомнился в истинности последовавших слов. — Я забыла его дома! — Даша схватилась за голову, и в первый момент показалось, что сейчас начнет в исступлении рвать волосы. — Придется бежать домой! Боюсь, не успею. Подождешь? Я мигом. Какая же я растяпа, постоянно все забываю.

На шум из комнаты вышел Миша. Видя, что сестра в спешке обувается, молча последовал ее примеру.

"Вот тебе раз", — ухмыльнулся Артем. — "Надеюсь, выяснила, что хотела?.."

Втроем выскочили на лестничную площадку.

— Жди, мы сейчас, — продолжала играть роль Даша, вызывая лифт.

Соня проводила их хмурым взглядом. Печально, с легким сожалением в глазах напоследок улыбнулась Артему и закрыла дверь.

— Что это было? — набросился на сестру Миша.

— Действительно, любопытно. Не хочешь рассказать? — поддержал мальчика Артем.

Даша несколько раз выдохнула и, отдышавшись, выпалила:

— В коридоре лежит мамина сумка.