Рецензия на фильм Жизнь за гранью 2009

Лев Вишня
«Жизнь за гранью» (англ. After.Life) — Агнешки Войтович-Восло производства США. Мировая премьера — 7 ноября 2009 год. В главных ролях Кристина Риччи и Лиам Нисон.
Жанр «ужасы» (модель Мэри Шелли: «я и монстр»)

Сюжет: маньяк, который директор похоронного бюро, закапывает своих жертв заживо, убеждая их, что они умерли, а он разговаривает с ними за счет своей врожденной способности общаться с мертвыми. Перед похоронами он фотографирует их глаза. У тех, кто действительно прибыл к нему мертвым – глаза закрыты, у тех, кого он закопал заживо – открыты. К нему на стол попадает девушка Анна Тейлор, учительница в местной школе, которую он также как и всех остальных убеждает в своей смерти и проводит с ней внутри морга три дня, подготавливая к похоронам. Только в самый последний момент девушка понимает, что могильщик ее обманывал и в действительности она жива. Но тут могильщик вкалывает ей снотворное, и она засыпает, а просыпается только внутри закрытого гроба. На протяжении всего фильма девушку пытается спасти ее суженый, Пол, но ему это не удается, он также: то верит, то не верит в смерть своей невесты, пока… сам не оказывается на столе у могильщика.
Фильм на один просмотр с большим объемом обнаженной натуры главной героини Анны в исполнении Кристины Риччи (покажут почти все!)

Теперь о серьезном, в фильме очень много ошибок фактологического характера:
1. Подписывать заключение о смерти должен помимо полицейского судмедэксперта и патологоанатом местной больницы.

2. Должна быть снята кардиограмма, сделан полный осмотр тела (то есть одежда должна быть снята до того, как она поступила к могильщику), произведено опознание.

3. Диагноз, который прозвучал в фильме – полная лажа! Должно быть написано «травма черепа, несовместимая с жизнью». «Ушиб головного мозга повлекший за собой смерть», и так далее. Тут либо три-четыре человека (судмедэксперт, патологоанатом и шериф полиции) - сообщники нашего маньяка, либо незнамо чаво…

4. Девушка поступила в морг с малюсенькой царапиной на голове и еще одной малюсенькой (менее 10 см в длину) ранкой на груди. Судя по состоянию ее машины (как показали в фильме) и картиной аварии (кувырок несколько раз на скользкой дороге, а потом столкновение с сосной) она должна была поступить туда со множественными переломами и скорее всего переломом шеи (удар головой об руль).

5. Полицейские в городе вели себя как сообщники маньяка (см. пункт 2). Они непрерывно препятствовали Полу, в то время как если человек имеет основание сомневаться в смерти кого-либо, он имеет полное безоговорочное право, независимо от того родственник он или нет (!!!), потребовать подтверждения и осмотра тела. «Этот человек мне угрожал и теперь он якобы мертв! Я хочу в этом убедиться!» Это универсальное юридическое основание в любой стране мира.
 
6. А теперь самое главное. Есть множество признаков, по которым человек может определить себя как живого, кроме дыхания (которого якобы нет) и пульса, перечислю их:
А) головная боль и головокружение, сжатие в животе, чесотка – все это должно было произойти с ней сразу, как только она поступила на стол. Если захотелось почесаться – значит, ты жив.
Б) сердцебиение она могла почувствовать без снятия пульса, просто приложив руку к груди (это не зависит от наркотиков. Действительно, наркотики и снотворное могут ослабить пульс у горла или на руке, но не могут заштукатурить удары сердца).
В) она непременно должна была бы ощутить голод и жажду (это в любом случае, независимо от того, что ей вкалывал могильщик). Даже если бы он ей вкалывал витамины и глюкозу, все равно желудок работает, желудочный сок вырабатывается. Голод возникает сам по себе.
Г) самый анекдотичный вариант: три дня на столе… девушка минимум 5-6 раз захотела бы сходить в туалет и непременно сходила бы! Обмен веществ в организме идет независимо от наркотиков и снотворного, также как и работа печени, кишечника и почек. Организм жив, и не писают только мертвые.

7. Догадавшись, что она живая, а не мертвая (по фильму она догадалась, только когда увидела, что зеркальце потеет от ее дыхания!), она должна была нейтрализовать могильщика, применив тут весь свой интеллект и знания. Самый лучший вариант – запереть его внутри комнаты, ускользнув в дверь. Кроме того, она могла бы попытаться сбежать в окно церкви. Кстати, еще способ узнать, мертв ты или тебя обманывают – ударить того, кто утверждает, что ты «мертв», ножом. Если ты и вправду мертв – удар произойдет только в твоем подсознании, а если жив… Могильщику приходилось не прикрываться от Анны и не пытаться ее обезвредить, потому что иначе Анна могла бы поверить, что она действительно живая. В итоге Анна отдала нож сама, не сделав этой попытки.

В общем, на будущее: если кто-то будет мне болтать, что я якобы «мертв, и вижу предсмертные галлюцинации», а в руке у меня будет нож… я в любом случае непременно ударю того, кто утверждает это. Сие будет просто проверка его слов и больше ничего. Если болтун останется жив – смирюсь со своей скорбной участью.

8. В сцене, когда Пол наклоняется к Анне, лежащей в гробу… он стопроцентно должен был почувствовать ее дыхание. А холодная она или горячая… Мертвая кожа невероятно отличается от живой! Спутать на ощупь невозможно и от нее исходит совершенно иная аура. И еще, под кожей окоченевшего трупа (три дня прошло!) – окоченевшая плоть, которая на ощупь твердая как дерево. Плоть живой девушки мягкая как пух. Спутать также невозможно! Плюс, спящая она должна была чуть шевелиться, двигать веками и так далее. Невозможно приблизившись в упор спутать мертвого человека и спящего, если только человек не впал в кому или летаргический сон. Но даже в этом случае разница слишком серьезная, а причина почему в Средние века врачи ошибались в подобных случаях, связанна с тем, что им не удавалось пробудить таких пациентов и они признавали смерть, даже без наступления трупного окоченения и других признаков. Начиная с 18-го века, люди разобрались с «летаргическим сном», а нынешнее время ошибка практически невозможна. В гроб с Анной заглянуло с десяток людей, и ни один не сказал: «да ведь она живая!», что ОЧЕНЬ СТРАННО! В такой ситуации, если бы подобное прозвучало, у могильщика не было средств обороны, он не имеет права или возможности препятствовать.

9. Узнать, жива Анна или нет, Пол мог и множеством иных способов, еще в полицейском участке. Он имел право через полицию потребовать обследование тела или хотя бы его внешний осмотр. Кроме того (если считать, что полиция – сообщники маньяка) он мог заинтересовать любого из ее родственников, кроме матери (мать Анны была патологически настроена против него!). Как юрист он мог также проверить юридические основания для посещения тела усопшей, просмотреть подходящие юридически-судебные претенденты и так далее. В фильме показано, что могильщик в городе чуть ли не «господь бог» и перечить его слову вообще невозможно.


10. Мне понятно как могильщик подстроил аварию самой Анне, но немного не понял, как ему удалось тоже по отношению к Полу и как Пол также остался в живых. Если в первом случае могильщик ехал за Анной на своем «Форде», то во втором случае он остался в зале, а Пол убежал.

Сколько люди могут находиться в гробу?
Размер гроба 2х0,6х0,5м = 0,6м3 не считая стенок. Это комфортные гробы! 600 литров воздуха человек может сработать за 40-50 минут. Усыпленная лекарством Анна должна была проснуться в гробу не от того, что на нее сыплют землю (иначе бы она проявила бы четкие признаки жизни, еще во время отпевания!), а от удушья, то есть когда кислород был бы уже сработан. После этого человек еще будет минут 10-15 агонизировать (биться, пытаться разломать гроб, царапать его изнутри) и потом затихнет. В любом случае в распоряжении Анны было около одного часа максимум с момента закрытия крышки гроба. В фильме было показано, что якобы прошло несколько часов пока Анна не успокоилась, и могильщик даже успел обратиться к Полу во время поминок в другом зале, вдалеке от места захоронения. Пол когда выехал, то на улице уже была глухая ночь, хотя сами похороны прошли днем. Так что если прошло несколько часов, Анна в любом случае должна была быть к тому времени по-настоящему мертва, и спасать ее было бесполезно. Это ошибки фактажа.

Общая оценка фильма:

Не шедевр, но красиво. Эстетично, гламурно и с претензией на философию. Я с 15-ой минуты понял, что хеппиэнда не будет, и что друг девушки помрет, также как и она. Мне было просто интересно, как это произойдет. Неожиданностей не случилось.

Актерская игра – несмотря на звездный состав очень средняя. Вялая и неинтересная. Музыка – не заметил. Какие-то интересные ходы? Самая красивая сцена, когда Анна достает из груди сердце. Остальное показали довольно скучным образом.

Общая оценка 6 из 10. Фильм на один просмотр.