Джессика или моя дачная жизнь

Татьяна Михалёва
– Назовите ее Джессика. Хотя, конечно, ваше дело, как вы ее назовете. Но я, когда увидела ее первый раз, сразу подумала – Джессика,  - так говорила мне Лена, хозяйка приюта для бездомных собак.
Так я и назвала свою собаку.

А началось все с того, что я купила дачу. Соседи были только с одной стороны. Со всех других сторон – развалившийся забор и хулиганы подростки. В разговоре с подругой я  пошутила
– Cтрашно одной ночевать, хоть замуж выходи!
– Лучше купи себе пистолет или заведи собаку, - посоветовала она мне. – С мужчиной хлопотно. С собакой гораздо проще.
Мы посмеялись…
Марина живет в Америке в своем небольшом уютном домике, и у нее, кстати, пистолет есть.  А я в ближайшее время ни от кого предложений руки и сердца не ждала, с пистолетом обращаться не умела, поэтому пришлось звонить в приют для бездомных собак. Мне очень радушно ответили:
– Приезжайте, без собаки не уедете.
– Нет, я хочу посмотреть на собак и поехать домой без собаки. А потом взять ту, о которой буду думать. Мне нужна собака - с одной стороны - охранница, а с другой - добрая, чтоб моих внуков не покусала.
– Приезжайте, у нас собаки на любой вкус.


И я приехала.
У каждой собаки здесь была отдельная деревянная клетка. А в этой клетке еще будка. Клетки длинными рядами стояли напротив друг друга, образуя коридор. 
По этому коридору мы и пошли с Леной выбирать мне собаку.

Одни собаки истошно лаяли, другие  суетились перед решеткой в надежде на порцию ласки, третьи невозмутимо дремали.
Сначала мы зашли к маленькой собачке с разноцветными ушками – одно белое, другое черное. Она виляла хвостиком и суетливо бегала вокруг нас на коротких ножках.
– Очень добрая собака, - сказала Лена, - и  детей любит. Можете быть спокойны!
Но мне хотелось собаку покрупнее. Ведь она еще должна охранять меня и мой огород! А эта собачка не внушит никаких опасений хулиганам.
И мы зашли в клетку к другой собаке, которая потом стала моей Джессикой. У нее была роскошная рыжая шерсть и очень выразительные карие глаза. Она все время улыбалась. Среди ее предков наверняка были лисы, потому что уж очень она  походила на лису, даже кончик пушистого хвоста был беленьким и на лапках белые носочки.
Мы зашли к ней в клетку, она запрыгала от восторга вокруг нас, засуетилась и вдруг внезапно остановилась, как будто спрашивая себя: «что это я обрадовалась?», и спряталась в будке. Я перехватила ее взгляд, в котором был упрек и такая  собачья безнадега, что у меня перехватило горло. Я присела к ней, погладила.
– Ты что, обиделась? - Она отвернулась, положила голову на лапы и больше ни разу на меня не взглянула. Я вышла из клетки. Мне хотелось разрыдаться.
– Извините, - я смахнула непослушные слезы.
– Да здесь все плачут, - грустно сказала Лена.

Конечно, на следующий день я поехала именно к этой собаке.
Меня встретил профессиональный кинолог. Он надел поводок на Джессику, и мы повели ее на прогулку. Из клеток, вдоль которых мы шли, на нас остервенело лаяли  собаки, вероятно, от зависти к Джессике -  ее ведут гулять, а они остаются в клетках. Перепуганная Джессика металась то вперед, то назад, то кружилась у нас под ногами. Видно  было, что она до сих пор  не знала поводка. Наконец, мы вышли в поле. Кинолог присел на сухую прошлогоднюю траву. Джессика успокоилась и легла возле него. Кинолог рассказал о характере Джессики. Сказал, какие команды должна обязательно знать собака и предложил бесплатную помощь в дрессировке.
Было начало лета, тепло, солнечно. Джессика вытянулась на траве и подставила свое пузико кинологу.
– Видите?  Только добрая, доверчивая собака может так открывать живот человеку.

Я представила, как сейчас мы поведем ее в клетку сквозь этот строй разъяренных собак, как опять она будет в ужасе метаться. И решила забрать ее прямо сейчас. Кинолог взял Джесси на руки и посадил на переднее сиденье моего автомобиля. Она была послушна и доверчива. Видно, ей было все равно куда, только не в клетку, только подальше от этого оглушительного лая.
Вышла Лена, потрепала ее за пушистую гриву, попрощалась, и мы уехали. 

 *****

До дачи доехали без приключений. Открыв двери дома настежь, чтобы удобно было занести собаку (я опасалась, что она сбежит), вернулась  к машине. Не успела я открыть дверку, как Джесси выскочила, стремглав бросилась в дом и спряталась за шторку, служившую мне гардеробом. Вытащить  ее оттуда  было  невозможно.
Оставив дом открытым, я занялась своими делами, периодически поглядывая на дверь. Собака не появлялась. Я заходила в комнату, звала ее, но она даже не выглядывала из-за шторки.
Наконец, через пару часов, когда я села обедать, она осторожно высунула нос из своего укрытия и изучающе  посмотрела на меня. Но стоило мне сказать ей что-нибудь, она тут же исчезала за шторкой.
Спустя какое-то время, когда я уже заканчивала свои огородные хлопоты, из раскрытой двери осторожно показалась лисья мордочка. Она посмотрела в разные стороны, но выйти не решалась. Тогда я насильно вынесла ее из домика. Но стоило опустить ее на землю, как она тут же вернулась в свое укрытие. И только к вечеру Джесси, осторожно осматриваясь, начала  ненадолго выходить из дома..


Вечером того же дня мы уехали с ней в город.  В машине я почувствовала, что от нее дурно пахнет. «То ли желудок больной», - думала я? Помню, я так устала в тот первый день совместной жизни, что свалилась на диван и тут же заснула. Джесси устроилась возле дивана на ковре. Проснулась я от ужасного запаха. Оказалось, она навалила кучу прямо на ковер. Пришлось поругать ее, сказать, что так нельзя, и вывести на улицу. Ну и убрать все эти дела. Больше с Джессей никогда такого не было, что для взрослой, практически дикой собаки, первый раз находившейся в квартире, очень похвально. На следующий день неприятный запах из пасти исчез и больше никогда не появлялся.  Вероятно, он был обеспечен приютской пищей.
Позднее, когда сын сделал ей на даче красивую деревянную будку, а я напихала туда свежей травы,  от Джесси по утрам стало пахнуть сеном. Представляете, вы утром просыпаетесь, выходите на улицу, а к вам подбегает пушистая жизнерадостная собака и от нее пахнет душистым сеном! Вот такие минуты наслаждения есть у любителей собак.

Кстати, почему я так уверенно говорю, что Джесси прежде никогда не жила в квартире? Я узнала это от девушки, которая сдала ее в приют. Девушка случайно увидела мой пост в соцсетях с фотографией Джессики, где я рассказывала о том, что собаки в приюте добрые, привитые от разных болезней, стерилизованы и протравлены от блох и разных паразитов. Мне очень хотелось, чтобы люди как можно чаще забирали собак из приютов. Так вот на этот мой пост и откликнулась девушка.  Она раньше часто видела Джесси возле одного из продуктовых магазинов. Джесси была тогда бездомным щенком. Однажды на Джесси напала целая свора собак, а эта девушка отбила Джесси и привезла в приют. К себе взять не могла. У нее уже жили собака и кошка. Вот так Джесси оказалась в приюте, а потом и у меня. 

Свою признательность за то, что я взяла ее из приюта, Джесси демонстрировала очень выразительно. Она поднималась на задние лапы и передними лапами крепко обнимала меня за талию. Изогнув по лебединому шею, она утыкалась лбом мне в живот и замирала. Я ни разу не видела, чтоб собаки так по человечески обнимали людей. Объятия были настолько крепкими, что освободиться из них можно было только с силой разводя в стороны ее лапы. Наблюдавшие эту сцену всегда произносили одну и ту же фразу: какая благодарная собака! Все знали, что она приютская. Порою она вставала боком и крепко прижималась ко мне всем телом и щекой и закрывала глаза в ожидании ласк. Если я ее не гладила, она лапой царапала мне руку.


 *****

Вскоре Джесси совсем освоилась.
Все лето мы жили с ней на даче. Она носилась по огороду, пугала птиц, лаяла на коршуна, сгоняла дроздов с виктории и ирги, ловила мышей, лягушек, играла с ними как кошка. Игрушкой для нее было все. Она могла таскать по огороду тяжелую лопату. Особенно ей почему-то нравилась совковая. Если я неосторожно оставляла туфли на виду, она тащила их на поляну перед домом. Периодически туда перекочевывала вся обувь. (Кстати, ни одной туфли не погрызла.) Регулярно воровала на кухне губки для мытья посуды и разрывала их на мелкие разноцветные кусочки. Она носилась по поляне с огромным куском материи, которым я закрывала грядки по весне, словно знаменосец в коннице Буденного. Материя развивалась как флаг. Обычно это случалось после того, как я ее покормила. И я, довольная, думала, что этот парад в честь моих кулинарных способностей. Только она могла оценить их так высоко. А теперь скажите, кто-нибудь из вашей семьи будет носиться с флагом из благодарности, что вы его покормили?!

Если кто-то приближался к ограде, Джесси громко лаяла. Это была ее святая обязанность. И она не просто с удовольствием, а с рвением выполняла ее. Когда по улице брели коровы, Джесси носилась вдоль забора туда и обратно. И если ей открывали калитку, она, стелясь по земле, мчалась к коровам, пытаясь их отогнать от нашего забора. Коровы с недоумением смотрели на нее своими большими красивыми глазами и продолжали щипать траву. Запыхавшаяся Джессика останавливалась, в растерянности высунув язык, как будто размышляла «Что делать то? ...Не боятся!»

Единственным  ее недостатком было то, что она кругом рыла норы – то ли вылавливала мышей, то ли  готовила для себя жилище на зиму. Поэтому в первый год все мои грядки и цветник были перерыты. «Капец моему огороду» - думала я. Но где-то в глубине души надеялась, что повзрослев, она поймет, что этого делать нельзя.
Так и случилось. На второй год она не то что не разрыла ни одной грядки, она ходила за мной  по досочкам в теплице, а весной не смела наступать даже на прошлогодние еще невскопаные грядки. Вот такое умнейшее существо мне досталось!

Что интересно, она не убегала за пределы моего огорода. Даже когда я на весь день уезжала на работу. Дыр в заборе хватало, и на моей территории  периодически появлялись чужие собаки. Джесси их очень боялась. Наверное, это результат того стресса, который она пережила в детстве.
Однажды случилось несчастье. Чужой пес напал на мою Джессику прямо на крыльце нашего дома и откусил ей пол уха. Было это часов в пять утра. Я проснулась от лая и выглянула в окно. По огороду бежал черный пес. Я вышла на крыльцо чтобы отогнать его и успокоить свою собаку и в ужасе увидела, что у нее нет половины уха и из остатка уха тоненькой струйкой фонтаном бьет кровь. Я пыталась остановить кровь, замазать ранку цинковой мазью, засыпать пенициллином. Но только к обеду мне удалось ее остановить. Все крыльцо было забрызгано кровью. Я была в отчаянии! Даже на какое-то время впала в депрессию.  Наверное, от понимания своей беспомощности. От того, что так долго боролась с этим маленьким фонтанчиком крови.
Но я поставила новый забор.
 
 *****

Тем летом, в которое я забрала Джесси из приюта, стояла ужасная жара.
Как-то утром, проснувшись раньше обычного, я решила набрать в старую ванну, что стояла в теплице, воды. «Во-первых, холодная вода будет немного остужать воздух в теплице, и растениям будет легче, а во-вторых, за день вода нагреется, и вечером я полью огород теплой водой,» - размышляла я, открывая воду. Верхнюю дверцу теплицы я распахнула настежь, а через закрытую нижнюю дверку перекинула шланг и бросила его конец в ванну. У меня своя скважина, вода холоднющая бежит, градусов семь.
Включила воду, закрутилась в утренней суете и уехала на работу.
О том, что не выключила насос,  вспомнила только вечером, когда возвращалась с работы. Боже, как я расстроилась! Я так старательно ухаживала за помидорами и надеялась на свой личный экологически чистый урожай. К тому же из всех овощей – помидоры люблю больше всех. «Конец моим помидорам! Такой ледяной процедуры они не вынесут…» - думала я, подъезжая к даче. Настроение было на нуле…

Первым делом, отключила воду, затем отправилась к теплице оценить масштабы бедствия.
По пути росла молодая яблонька. На днях я вскопала вокруг нее кружок земли. Бросив взгляд на этот кружок, я остолбенела. Земля была сырая. Кто-то совсем недавно полил мою яблоньку! Причем в одном месте земля была размыта сильной струей. Я трусливо озиралась. Кто хозяйничал в огороде в мое отсутствие? Встревоженный мозг подбрасывал мне самые глупые объяснения – сын заезжал, сосед полил. Я тут же отвергала эти дурацкие мысли. Но объяснения не находила. Продолжив свой путь к теплице с гримасой ужаса на лице, я обнаружила, что капуста, росшая вдоль дорожки, не только тщательно полита, а просто стоит в луже. Я подумала, что это поток из теплицы. Но шланга в теплице не было. Под переполненной ванной остались следы сбежавшей воды, но абсолютно не катастрофические. Всего лишь два помидорных кустика были политы этой водой. Дальше везде сухо. Шланг валялся в траве недалеко от теплицы.
Все это время за мной бегала счастливая по поводу возвращения хозяйки улыбающаяся с высунутым языком Джессика.
Дом у меня с внешним видеонаблюдением. Я сделала эту штуку не потому, что у меня хранится пропавшее золото Колчака, а потому, что прошлым летом какой-то хулиган побил мне окна и залез в дом. Взять ничего не взял, но стресс мне обеспечил. Мне даже тогда захотелось продать свою с такой любовью построенную дачу. Вот тогда я и решила воспользоваться техническим прогрессом. Вызвала специалиста и установила видеонаблюдение.
Теперь мне нужно было срочно  заглянуть в компьютер, чтобы понять, кто этот таинственный спаситель моих помидоров, заботливо поливший яблоньку и капусту.
Ну конечно, это была Джессика! Когда вода стала переливаться из ванны, она пошла на звук льющейся воды. Разве можно в такую жару найти более приятную игрушку, чем мокрый холодный шланг! Она стащила его с дверцы и стала весело таскать за собой по всему огороду. Она играла с ним, пока он ей не надоедал, бросала, а через какое-то время опять возвращалась к своей игрушке. Поэтому огород был так тщательно полит. А может она подражала мне? Она ведь видела, как я поливаю огород, перетаскивая шланг от одной грядки к другой.
 
В первый год Джесси постоянно удивляла меня. Оказывается, она любила практически все овощи. Огурцы она срывала, но не съедала полностью, а лишь до половины. Так же срывала молоденькие кабачки и выгрызала у них семечки.  Я ее, конечно, ругала для порядка. Но если честно, я была довольна ее самостоятельностью. Спокойнее на душе, когда знаешь: она не умрет с голоду и найдет, что поесть, если я вдруг задержусь. И вообще, очень забавно наблюдать, как она садится возле куста с иргой или малиной и, наклонив лапой какой-нибудь молоденький стебелек, объедает с него ягоды. Крыжовник она ела прямо с колючего куста, не дожидаясь, когда он поспеет. Прямо на корню грызла капусту белокочанную. Из десяти кочанов в первый год мне досталось шесть. Морковку вытащить из земли не могла, хотя попытки были. А вот картошку вырывала и раскусывала на мелкие кусочки.

Мне советовали посадить ее на цепь, пока она весь урожай не угробила. Но я не представляю себе свою собаку на цепи. Она слишком умна, добра, хозяйственна, самостоятельна, и я бы сказала, просто человечна. Одна из моих приятельниц заметила: «У нее человеческий ум.»  Если бы я верила в сказки, я бы считала, что Джесси - это заколдованный человек в собачьем обличье. А урожай… На то он и урожай, чтоб его есть! Что нам с собакой морковки не хватит? 

 *****

На зиму я собиралась взять ее в городскую квартиру. А городские собаки просто обязаны уметь ходить на поводке. Я решила, что займусь этим образовательным процессом зимой, когда переедем в город.
Однако зимой мои планы рассеялись, как сладкий сон. Стоило мне взять в руки поводок, или просто направиться туда, где он лежал, Джесси сразу теряла интерес к прогулке либо вовсе пряталась под кровать. Я против ее воли надевала на нее  поводок и выводила на прогулку. Но она ложилась на живот и ползла по-пластунски. Это было так смешно! Представьте себе, идет смеющаяся в голос солидная дама, и ведет на поводке быстро ползущую по тропинке собаку, которая держит свой хвост вертикально вверх и машет им в разные стороны, как опахалом. Этакая полусумасшедшая парочка!
Если же Джесси  хоть немножко шла, как все воспитанные собаки, я старалась дать ей в награду печенье или кусочек колбаски. Она быстро, я бы сказала – нервно -  брала угощенье из моих рук и так же быстро и презрительно выплевывала их, да так далеко,  что кусочек отлетал на полметра, если не дальше. Потом гордо от меня отворачивалась, высоко подняв голову, будто пытаясь что-то рассмотреть вдалеке. Честно, я даже испытывала некоторую растерянность и угрызения совести, будто меня поймали при попытке дать взятку. Про то, что собаки умеют так презрительно и далеко плеваться, я даже в книжках не читала. 
Порою, когда я пыталась надеть на нее ошейник, она начинала визжать, будто я надеваю на нее удавку. Может быть в ее жизни был и такой страшный опыт. Поэтому от своей затеи научить ее ходить на поводке я отказалась.
Так что Дамы с собачкой из меня не получилось и мечты о том, как мы будем с ней гулять по набережной Томи мимо Антон Палыча Чехова, не сбылись.

Вот поэтому гулять нам приходилось без поводка. Мы уходили за дом, я бросала ей мячик или матерчатое полено, и она с удовольствием отыскивала их в снегу. Но если кто-то появлялся на тропинке, она бежала к этому человеку, радостно прыгала вокруг него, а порою даже пыталась встать лапами на грудь, чтобы лизнуть его или чтобы ее погладили. Я считаю такое собачье поведение абсолютно неприличным и недопустимым. Я пыталась объяснить это Джессике, но она считала меня не правой. Она полагала, что скрывать свою любовь нельзя. Что надо демонстрировать свою любовь!  И хотя большинство людей из нашего дома реагируют на мою Джессику очень дружелюбно, гладят и говорят мне, что именно их моя собака любит больше всех, я  всегда очень болезненно переношу такое поведение Джесси. Вот так мы пережили первую зиму в городе.

 *****

Весной, когда еще не стаял снег, я поехала проведать свою дачу и взяла Джесси с собой.
Она охотно запрыгнула в машину. На даче носилась по сугробам, зарывалась в снег, рыла норы. Моментально протоптала вокруг дома тропинки. Но когда пришло время возвращаться в город, она спряталась под крыльцо. Никакими коврижками выманить ее оттуда было невозможно. Пришлось мне уехать одной.

С тех пор моя Джессика живет на даче. Зимой одна. Летом мы с ней вдвоем.  В город она возвращаться категорически не хочет. Когда я ей говорю «Поедем домой», она прячется под крыльцо и сидит там, пока я одна не уеду.  В один из жарких летних дней я присела на лавочку. «Домой что ли поехать»,- подумала вслух. Крутившаяся рядом жизнерадостная Джессика вдруг сделала задумчивое лицо, посмотрела направо, потом налево, и как бы вспомнив про какие-то неотложные дела потихоньку побежала от меня прочь, от греха подальше, чтобы я не прихватила ее в город, в квартиру. Теперь я даже гостям, которых Джесси утомляет своим вниманием, говорю: «Вы ей скажите «поедем домой» и ее от вас как ветром сдует…. На какое-то время». Они так и делают, а потом смеются, как Джесси тут же прячется под верандой.
Она, конечно, понимает, что они шутят, но все равно осторожничает.


 *****

По весне мы вместе с Джесси посадили картошку.
Сначала я, конечно, спустилась в погреб, чтоб достать картошку. Надо было видеть, как эти мои действия развлекли Джессику! Она осторожно подходила к погребу и внезапно гавкала на меня, как только моя голова показывалась над поверхностью земли. (Погреб у меня в виде ямы с вертикальной приставной лестницей внутри.) Я пугалась от неожиданности. А Джесси это нравилось. Тогда я предложила Джессике «Иди ко мне!» Надо было видеть ее глаза! Она была ошеломлена моим предложением. Она в миг отскочила от погреба и посмотрела на меня так, как будто говорила: «Ты с ума сошла? Меня в погреб!» А потом отбежала к яблоньке и уже издалека наблюдала за мной. При этом весь ее вид говорил: «У нее ума хватит, она меня и в погреб затащит!»

Так вот, о картошке… Я сажу немного, около ста лунок. Для многих это целый ритуал. Для меня тоже. Выкопав ряд лунок, посыпав туда торфа и золы, я разложила картофелины, каждую с кусочком мокрого хлеба. Я всегда кладу хлеб в лунку. Говорят, от него проволочник не заводится. Взяв в руки лопату, я глянула на другой конец рядка и замерла. С той стороны моя собака тщательно носом зарывала лунку. Сначала она зарыла одну лунку, потыкала носом в получившийся холмик и перешла к другой лунке. Вторая лунка была так же тщательно зарыта. Я стояла не шелохнувшись, и думала, неужели она зароет весь рядок?! Но зря надеялась. Она вернулась к первой лунке, проверила качество своей работы и побежала по своим делам. Наверное, решила, что ей урожая и с двух лунок хватит.  «И то помощь!» – пришла я в себя. Подтвердить фотографиями сей факт сотрудничества человека и животного я не смогу, так как не предвидела такие события и не имела телефон под рукой. А бежать в дом за ним не решилась, так как боялась спугнуть помощницу. Отличное получилось бы видео.

 *****

Как-то осенью уехала я на две недели в Крым в санаторий. Купила сухого корма, попросила соседей ее кормить, пока не вернусь. По приезде увидела такую картину: весь урожай был собран, но, как говорится, не прибран. На полянке помимо любимых Джессикой огурцов, надкушенных и целых, валялись уже подсохшие кабачки и  несколько поцарапанных картофелин. Посредине между полянкой и грядкой на тропинке лежала большая тыква. Видно, не хватило моей собаке сил или времени докатить ее до полянки. Маленькая же тыква была вырвана вместе с кустом и лежала тут же среди собранных овощей. Крыльцо было усыпано цветами – золотыми шарами. Судя по тому, что они были разной степени увядания, я поняла, что собака ждала меня давно и каждый день срывала для меня свежие цветы.

 *****

Рассказывая о Джесси невозможно не рассказать о том, как она играет в футбол. Я даже жалею, что в хозяева ей досталась я, равнодушная к этой азартной игре, а не какой-нибудь футболист. Она бы каждый день устраивала ему веселые тренировки.
Стоит мне выйти на улицу, она тут же хватает зубами свой мячик, весело подскакивает ко мне и бросает мяч под ноги. Если я не обращаю на нее внимание, она лает. Играть с ней очень забавно, потому что пока я целюсь по мячу, она сама как мячик  подпрыгивает на всех четырех  лапах, то и дело меняя свою позицию. Как заправский вратарь! Мяч она практически никогда не пропускает. Если мяч летит высоко, она высоко подпрыгивает и ловит его зубами на лету.  Потом несется, подбрасывает мячик вверх и опять ловит. Просто цирковые трюки, которым ее никто не учил. Если я отвлекаюсь от игры, она тычет в мяч носом, как бы указывая на него, и принимает позу вратаря. При этом ее полтора уха торчат точно вверх,  а взгляд становится потусторонним, потому что невозможно понять на что она смотрит, то ли мне на ноги, то ли на мяч. Когда Джесси устает играть,  она прячет мяч под верандой.

 *****

Сейчас зима. Позавчера было минус сорок восемь по Цельсию. А перед этим была оттепель, и с моей крыши свисла длинная тонкая сосулька. Я ее отломила и бросила в снег. Просто так.  Через какое-то время слышу хруст. Это Джессика лежит на снегу и с удовольствием грызет сосульку. Летом она так грызет морковку, взяв ее двумя передними лапами.
Зимой каждый день мне приходится ездить на дачу кормить ее и заодно многочисленных пернатых. Синицы так к этому привыкли, что слетаются, увидев  мой автомобиль. Одна синичка всегда летела мне навстречу, когда я шла по тропинке к дому. И, не долетая метра 2-3 до меня, резко разворачивалась и летела назад к кормушкам. Последнее время я ее не вижу. Наверное, погибла. Много птиц гибнет зимой. Жалко их.
А как я удивилась, когда одна синичка села на зеркало моего автомобиля  и несколько метров проехала! Вы думаете: вот врать-то! Но у меня есть свидетели, я в машине была не одна! Моя подружка так и сказала: «Ни за что бы не поверила, если бы не увидела сама!»

В прошлом году я на одну яблоньку повесила кормушку. Весной, когда сошел снег, под яблонькой лежал сплошной слой птичьего помета вместе с кожурой от семечек. Я даже запереживала, не сгорели бы корни от такого количества удобрения.
То ли лето прошлое было очень жаркое, а может наоборот зимой их подморозило, но яблоньки у меня сильно болели тем летом. Отсыхали целые крупные ветви. Думала, совсем погибнут. И только та яблонька, на которой висела кормушка радовала меня и пышной здоровой листвой, и богатым урожаем. Этой зимой я решила сделать птичьи кормушки на каждой яблоньке. Я взяла просто пластиковые баночки и бутылки, и закрепила их в ветвях. Сыплю в них овсяную крупу и хлопья, пшено, семечки, хлебные крошки, кусочки жира с говяжьей обрези, что беру для Джесси на базаре.  Посмотрю, что будет этим летом.
А птицы на кормушки прилетают самые разные. Конечно, в основном воробьи с синицами. Частые гости – поползни, иногда осторожные снегири. Обязательно бывают несколько маленьких гаечек. Свиристели в основном объедают дикую ранетку в моем саду – калинку. Однажды был даже дубовик. Не все знают, что у нас живет такая птица. Мы с внучкой тоже не знали, но нашли его в определителе птиц.
Наблюдать за птицами необыкновенное удовольствие, прямо просто медитация какая-то.

Забавный народ, эти собаки-птицы и им подобные. Столько тепла и любви вносят в нашу суетливую жизнь. Когда порою один мой знакомый звонит мне и говорит, ну что, опять на даче сидишь со своей собакой. Я ему отвечаю: я не сижу, я здесь медитирую.