Об именах. Павел Меленчук

Александр Ерошкин
 Этого мальчика-актёра я запомнил с первой его роли Алёши Степанова. Помните? Мальчик  рос без отца, у его мамы был друг, вроде бы и неплохо относился к нему, работал врачом скорой помощи. В канун Нового года люди готовятся к празднованию, а медики - к возросшему количеству травм, заболеваний и вызовов. Мама, санитарка на машине скорой помощи, завезла сына в дом культуры на детский праздник, перед этим Алёша написал письмо Деду Морозу с просьбой найти ему папу. Фильм называется  «С Новым годом, папа» и отражает интересы исключительно ребёнка.  Исполнитель главной роли Павел Меленчук. Фильм вышел в 2005 году, а родился Павел 5 сентября 1994 года, значит, ему было всего девять лет.

Отец мальчика – директор фотосалона, вместе с родителями пятилетний малыш  был в музее «Мосфильма», где его заметила одна из актрис и пригласила сняться в рекламе фруктово-молочного продукта. А следом Павел снялся уже в кино: сыграл Илью в криминальном фильме Александра Митты «Раскалённая суббота» и Саньку в драме Филиппа Янковского «В движении».

Карьера началась очень успешно. Юный актёр демонстрировал высокий профессионализм и привлекательность. Среди его киноперсонажей Ваня Серебровский в детективной драме «Умножающий печаль», Коля Прадо в мелодраме «Одиночество любви», Валерка Вербицкий в мелодраме «Небесная жизнь», Мишка Осколкин в комедии «Никогда не разговаривайте с неизвестными», Костя Уваров в сериале «Врачебная тайна», молодой князь Дмитрий Романов в приключенческом фильме «Мальтийский крест», Алеша в триллере «Чизкейк», Виктор Печалин в мелодраме «Май», Денис Нестеров в фильме  «Вторжение», Мишка Зотов в историческом сериале «Черчилль», Денис Забродин в драме «Танго с ангелом», Денис Никушин в сериале «Дело Крапивиных» и другие.

Я не такой уж киноман, но многие из этих фильмов я посмотрел и должен сказать, что юный актёр ведёт себя очень естественно, почти все сцены даются ему легко, а роли запоминаются надолго. И вот эта естественность, лёгкость была использована недобрыми людьми для одного из Окон Овертона: без каких-либо сомнений идти на преступление с глубоким убеждением, что на это «право имею». Это герой Достоевского Родион Раскольников с голодухи решается после многих месяцев сомнений на ограбление, только  на ограбление, убийство произошло случайно, оно не планировалось, а Алёша, выросший в неблагополучной семье, где никому он не нужен, где мать его только ругает, а пьяный отец только спит,  о морали не задумывается, препятствий ни в чём не видит, как и что делать, он знает по современному кино насилия, а потому расчётливо и хладнокровно  совершает убийства профессионально, с применением современных технологий, а после  также профессионально заметает следы. Чем не образец для подражания?

Я не люблю фильмов со сценами насилия. Не любил в прошлом, не люблю и сейчас. Стараюсь не смотреть. В названии «Чизкейк» я не почувствовал никакого подвоха. Какое-то название еды с сыром. Триллер «Чизкейк», это словосочетание тоже не насторожило.

Почему не насторожило? А потому что триллер – слово чужое, англицизм со смутным значением, русское сознание воспринимает его как что-то строенное, составленное из трёх частей, некая трёхголосица из глубокого прошлого, ведь английское thrill — буквально трепет, волнение, а фактически - жанр литературы, театра, кино, вызывающий у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, волнения или страха.  В кино – это детективные и шпионские фильмы, фильмы ужасов и боевики. Похоже, что понятие «любовный треугольник» тоже связано с триллером.

В Википедии в статье о ТРИЛЛЕРЕ приводятся слова Владимира Набокова, что хотя по законам жанра добро должно восторжествовать, а хитроумный злодей должен быть наказан, читателю свойственно в глубине души таить надежду, что «романтический злодей всё-таки останется безнаказанным, а туповатый добряга так и не заполучит своенравную девчонку». Сказано словно о фильме «Чизкейк», после просмотра которого понимаешь, что этот трудолюбивый, аккуратный,  симпатичный ребёнок-убийца останется безнаказанным, а его методы изменять окружающий мир по своему усмотрению могут иметь массу подражателей.

Пора напомнить о сюжете этого триллера. Есть студия, где снимаются рекламные ролики. Три совершенно незнакомых человека рекламируют торт:  за обеденным столом мама, папа и сын просто пили чай и ели торт «Чизкейк», но для мальчика Алёши из неблагополучной семьи телевизионный кадр, где они вместе едят торт, стал навязчивой идеей.  Он решил вновь собрать «семью» за одним столом, но теперь навсегда. Его не волнует, что его «мама» Наталья давно замужем, а у «отца» Михаила есть подруга. Он ни с кем не советуется, никого не ставит в известность о своих планах. Алеша, как и герой его первого фильма «С Новым годом, папа», весьма настойчив и находчив, но  в «Чизкейке» он готов пойти на самые страшные преступления, чтобы заполучить именно нужных ему родителей.

В фильме нет сцен насилия, но они предполагаются, более того, к ним идёт интенсивная подготовка. А это значит, что в отечественном кинематографе есть люди, которые готовы заняться расчеловечиванием общества, создавая определённую информационную среду.   Напомню имена авторов фильма. Режиссёр Евгений Звёздаков. Сценарист Елена Долгопят. Это они стоят во главе продукта киноиндустрии, где зло не только добилось своих целей, но  и торжествует. Папа, мама и сын снова за одним столом в загородном доме мамы, но теперь это глубоко травмированные люди. У «мамы» Натальи – нелепо во время вечернего выгула собачки убит муж, тренер по плаванию. У «папы» Михаила не стало подруги, работающей лаборантом в научном институте. Теперь, кажется, нет препятствий, чтобы «семью» из рекламы превратить в семью реальную. В кинематографе с давних времён таких примеров множество, но обычно они совершаются за пределами экранов. К примеру, много лет спустя кинематографисты нового поколения пытались реанимировать историю, рассказанную в фильме Эльдара Рязанова «С лёгким паром». Получилось нечто неудобоваримое.

 Конечно, это только в кино два разбитых сердца можно склеить в одно. В жизни не получится. Я это реально ощутил на себе. Один мой хороший знакомый только через восемь лет после смерти жены решился на создание новой семьи. А тут речь о вживании, сближении трёх  совершенно чужих друг другу людей, соединение двух под приглядом третьего, пока маленького и обаятельного. А каким он станет, когда чуть подрастёт? А что будет, если ему в ком-то из двух что-то не понравится? А вдруг возникнет идея новой  «семьи»?