Смерть

Станислав Радкевич
Смерть – иллюзия прекращения жизни. Много шума буквально из ничего.

Современная медицина числит человека умершим с момента его «информационной смерти». Она наступает через несколько минут после «физической». Дальше тело человека перезапустить еще можно, а сознание уже нет.

Но современная теория информации отрицает «информационную смерть»! Когда какая-нибудь система (включая человека) лишается содержащейся в ней информации, эта информация переходит в другие системы. И продолжает жить.

Если смысл нашей жизни сводится к возможно более долгому длению самих себя, то правильная постановка «проблемы смерти» – не «как ее избежать?», а «как продлить себя, невзирая ни на какие препятствия?» Не смерть, то есть, проблема. Мы сами. Наши страхи.

Поскольку человек – это коктейль био- и социо-, наша биологическая смерть может расходиться с «социальной». «Социальная» наступает и раньше, и одновременно, и позже «биологической». Стоит запереться внутрь себя, в накопительство, дурь, – конец, наше общение с людьми идет на спад и постепенно мы для общества совсем перестаем существовать. Социальная смерть приходит раньше физической.

Одновременный уход из общества и из жизни – это классика, описанная множеством классиков, особенно убедительно, мне кажется, Львом Толстым в рассказе «Смерть Ивана Ильича». Хоть на миг смИритесь со смертью – уж старушка тут как тут…

Но самое интересное – как увеличить запаздывание социальной смерти по отношению к физической. Ведь кто умер, но не забыт, тот бессмертен, предугадал основатель даосизма Лао-Цзы. Кто-то из «умирающих», точно, переселяется в сознание потомков, чтобы остаться там очень надолго. А с учетом всех наших видео, фото и текстов в памяти бесчисленных гаджетов, может быть, и навсегда.

Однако на свете еще не было ни одного гаджета, когда безызвестный мудрец уже сказал: каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево и родить сына. Отбросим патриархальный сексизм, добавим генетики и… Поскольку линия половых клеток фактически бессмертна, вернейший путь в бессмертие действительно лежит через рождение и воспитание детей. Сажая растения и ухаживая за всякой живностью, мы длим другую бессмертную линию – «живой» природы. А возводя жилые и хозяйственные постройки (лишь бы они не особенно уродовали местность), оживляем еще и «неживую».

В конце концов, человек ведь живет не жизнь. А день. Если тысячи наших дней наполнены жизнью, то какое значение будет иметь тот единственный, когда случится смерть? (То есть мы перешагнем через границу, которая, как и все границы, – иллюзия))

Продолжение следует…