Три стихотворения из Леси Украинки

Татьяна Павлова-Яснецкая
       МОЙ ПУТЬ

В дорогу вышла раннею весною
запела песню тихую несмело,
того, кто встретился в пути со мною
приветствовала сердцем, как умела.
Одной не долго сбиться мне с пути,
с дороги трудно вместе всем сойти.

Иду, негромко распевая песни,
но ворожбы в них не ищите тайной,
есть голоса сильней и интересней.
Кто ж слёзы льёт от муки постоянной -
услышь:  «Поплачем вместе братик мой,
соединю с твоим я голос свой,

в слезах совместных всё же меньше соли».
Когда ж на долгом мне пути придётся
услышать песни радости и воли,
душа на их звучанье отзовётся.
Припрячу я тогда печаль свою,
свободе гимн тоской не отравлю.

Когда я возвожу взгляд к небосводу,
звёзд новых не ищу на синей круче,
но там я братство, равенство, свободу
желаю разглядеть сквозь злые тучи -
златые звёзды те - меж облаков,
что людям светят тысячи веков.

Иль тернии в пути найду я только,
Или, увижу, может, и барвинок?
Смогу ль дойти до цели свой горькой
иль раньше кончу с жизнью поединок.
Но хочется мне путь закончить так,
как начинала – с песней на устах.


CONTRA SPEM SPERO- надеюсь вопреки

Прочь раздумий осенние тучи,
ведь весна золотая сейчас!
Или в жалобах сгинет горючих
и в тоске каждый вешний мой час?

Нет! Хочу я смеяться сквозь слёзы,
песни петь, когда сердцу невмочь,
без надежд верить в светлые грёзы.
Жить хочу! Мысли грустные – прочь!

На убогой выращивать прозе 
буду ярких цветов благодать,
сеять их на трескучем морозе
и горючей слезой поливать.

И от слёз тех горячих оттает,
под корой ледяною земля,
прорастут семена и настанет
светлый май, может, и для меня.

На крутую кремнистую гору
потащу камень тяжкий, как смерть.
Вопреки его злому напору,
стану песни весёлые петь.

В бесконечную долгую ночку
не сомкну ни на миг я очей -
отыщу в небе звёздную точку -
душу ясную тёмных ночей.

Да! Я буду смеяться сквозь слёзы,
песни петь, когда сердцу невмочь,
без надежд верить в светлые грёзы -
буду жить! Мысли грустные – прочь!


ПОВСЮДУ  СТОНЫ  И РЫДАНЬЯ…
 
Повсюду стоны и рыданья,
протесты робкие  слабы,
на долю тщетные роптанья,
печалью скованные лбы.

Над давним лихом Украины
мы тужим каждый божий час
и ждём с рыданьем той годины,
когда оковы рухнут с нас.

Те слёзы раны растревожат,
им затянуться не дадут,
ржа цепи тяжкие  изгложет -
они иначе  не спадут!

К чему никчёмные страданья?
Дороги нам обратной нет!
В работу вложим все старанья,
чтоб новых дней увидеть свет!