оборотень

Леонид Гришин
  В тот год с природой что-то случилось: осень никак не хотела уступать место зиме, Новый год встречали без снега, а на Рождество и Крещение столбик термометра едва-едва опускался за ноль. Только в конце января зима вступила в свои права, ударил мороз, выпал снег. И весь февраль выдался снежным и морозным, без единой оттепели, а за ним и в марте стояла самая настоящая зима, и даже апрель оставался в ее власти.
  В другие годы, бывало, уже в начале апреля я уезжал на дачу, а тогда там снег еще лежал, о чем информировал меня сосед по даче, присылая фотографии моего участка. Мы давно с ним дружили. Он устроил у себя на даче птицеферму, как он сам это называл. Держал пару десятков курочек, сделал для них специальное помещение с подогревом, с насестами и спальнями, по его выражению. В другом помещении стояли кормушки, вода. И третье помещение он соорудил в виде теплицы, покрытой поликарбонатом, а в этой теплице настилал солому, сено, и курочки гуляли там, уминали настил ножками, клевали, заодно и удобряли.
Весной, когда земля прогревалась, он готовил почву под картошку, но посадочный картофель не закапывал, а просто по земле раскладывал на определенном расстоянии, так чтобы куст картошки мог разрастись, затем прикрывал ровным слоем соломой, которую курочки перетоптали за год, и поливал. Вот такая у него была посадка, очень оригинальная и не очень трудоемкая: не надо ни копать, ни окучивать картошку – просто разложил, соломкой прикрыл и регулярно поливай.
Птицеферма у моего соседа по даче была полностью автоматизирована. Освещение регулировалось по программе, чтобы обеспечить курочкам удлиненный световой день, чтобы они лучше неслись. Питание – тоже по программе. Он все это контролировал, часто приезжая на дачу, а заодно делал и присылал мне фотографии моего участка.
Числа 15-го апреля я все-таки не выдержал и приехал на дачу. Там еще и проталинок не наблюдалось, хотя солнышко уже начинало светить по-весеннему. Забот на даче хватает: что-то убрать, почистить, поправить, подрезать, прививочки сделать, – но это в удовольствие, поэтому я охотно провожу время на даче по весне.
Заходит ко мне на участок сосед и, поздоровавшись, говорит:
  – Давайте прощаться.
  – А что так?
  – Уезжаю. Зятя перевели в Крым, квартиру дали хорошую, трехкомнатную, а дочь скоро должна родить мальчика, где-то в конце мая, и мы с бабкой решили перебраться к ним, понянчим внука. Птицеферму свою я решил передать председателю садоводству в дар, может кто-то последует моему примеру. Дачу продаю. Подал объявление. Приходили агенты, посмотрели, заключили договор. Сегодня приехал попрощаться со своими курочками и с  дачей и удачно встретил вас, зашел попрощаться и с вами.
  На этом мы расстались. В следующий раз я на дачу приехал 30-го апреля. Весна очень поздно вступала в свои права, как и зима, но числа 25-го примерно весна бурно стала брать свое, прошел теплый дождь, воздух начал быстро прогреваться, и в начале мая термометр чуть ли не 20 градусов показывал. Произошло бурное таяние, кое-где случились даже наводнения, но наше садоводство не затронули, поскольку участки у нас повыше и ирригационные каналы есть.
Я родом с Кубани и заметил, что в Ленинградской области весна начинается резче, чем там, хотя позднее. Здесь быстро зеленеют деревья, кустарники, трава, а на Кубани, помню из детства, нет такого бурного пришествия весны, как на Севере, где природа как будто спешит поймать теплые денечки. Мне кажется еще, что это связано с долготой светового дня.
  В середине мая моя веранда, заплетенная диким виноградом, уже полностью покрылась распустившимися виноградными листьями. Как выразился один мой приятель, мое присутствие на веранде можно было определить только по работающему телевизору, а визуально меня не видно, хотя сам я мог видеть сквозь листву, что происходит снаружи на улице и соседних участках.
Дорожки между дачами в нашем садоводстве раньше назывались линиями, а потом линии стали улицами, когда вышло постановление, разрешавшее здесь прописываться. Моя дача находится на улице Сиреневой, получившей название от обилия сирени на ней.
Во второй половине мая к соседней даче подъехал внедорожник. Из-за руля вышла женщина, а с другой стороны из машины вышли председатель и еще одна женщина. Подошли к калитке, председатель пропустил женщин вперед. Первой шла женщина помоложе, высокая, стройная, а другая что-то ей рассказывала и показывала. Председатель открыл дверь в дом. Вошли и находились в помещении больше часа, после чего сели в машину и уехали. Я подумал: «Наверное, сделка». Так и было.
Часа через три вновь подъехал джип. Председатель открыл ворота. Женщина загнала машину. Председатель отдал ключи от дома и, что-то говоря, указал в мою сторону, а потом быстрым шагом удалился. Женщина постояла минутку, подошла к машине, достала сумку и чемодан и занесла в дом. Через полчаса вышла, постояла на крылечке и направилась в мою сторону. Она не могла видеть, что я нахожусь на веранде. Я вышел к ней навстречу и увидел перед собой красивую женщину. Короткая прическа, правильные черты лица. Она поздоровалась, назвала себя:
  – Екатерина Андреевна. Я ваша новая соседка. Председатель сказал, что электрик в отпуске, и посоветовал обратиться к вам, потому что вы очень дружны были с бывшим хозяином и хорошо знаете его участок. Если нетрудно, покажите мне электро-водное хозяйство.
  – Да, конечно, охотно все покажу.
  Я обратил внимание, что женщина держала руки за спиной, разговаривая со мной, и не протянула мне руки, когда здоровалась.
Вначале  предложил соседке подойти к электрическому столбу на улице. С прошлого года все счетчики были вынесены на столбы и входные автоматы находились в ящиках на столбах. Я попросил у женщины ключи от дома, нашел в связке ключ от щитка, открыл и объяснил:
  – Смотрите, это счетчик двухтарифный. Вот входной автомат, он выключен, – я его включил и попросил сфотографировать показания, и мы пошли на участок. – В доме имеются автоматы отдельно на дом, на сарай, на баню, на насосную станцию, которая находится в подвале, где пробурена скважина. На зиму вода сливается. Прежде чем насос включить, надо его залить водой и отключить бойлер, чтобы в него не попала грязная или ржавая вода.
   Я показал, как отключить бойлер и заполнить насосную станцию водой с помощью специального приспособления, называемого в народе грушей. Все подробно показал, подключил, поработало. подключить бойлер, – закончил я объяснение и решил откланяться.
  – Я бы вас пригасила на кофе, но… – развела руками моя новая соседка, показывая, что дом еще не готов для приема гостей.
  – Понимаю и приглашаю вас на кофе ко мне на веранду через полчаса.
  – С удовольствием приду.
  Я ушел к себе  сделал бутерброды, достал печенье, сухой торт. Ровно через полчаса женщина появилась у меня на веранде.
  – Чай или кофе?
  – Кофе.
  – Заварной?
  – Можно  растворимый.
  Я налил кофе, предложил угощение, гостья взяла бутерброд с ветчиной и стала расспрашивать о соседях. Наш разговор прервал стук в калитку. Это Кирилл, местная знаменитость. «Все понятно», – подумал я при виде его. Поднятые плечи, опущенная голова, всклокоченные волосы, небритый, в помятом камуфляже. Не доходя до веранды, он начал:
  – Петрович, я знаю, что ты здесь. Я к тебе иду. Петрович, ты настоящий человек, ты никогда не бросишь человека в беде! – он увидел Екатерину: – Ой, Петрович, у тебя такая красивая гостья! Ты, конечно, не допустишь, чтобы на глазах такой красавицы погиб человек. Петрович, все от тебя зависит! Если ты, конечно, человек, а ты самый настоящий человек, настоящий мужик! Русский мужик! Да, я знаю, ты казак, а мужиком назвать казака – это у вас, казаков, равносильно оскорблению, но я тебе говорю, что ты настоящий русский мужик, а это сеятель и хранитель земли русской, как сказал поэт. А ты еще и воин! Я тебя называю мужиком не в смысле оскорбления, а в том смысле, что ты настоящий человек! И ты не дашь погибнуть человеку!
  Я достал бутылку коньяка, граненый стакан, налил треть. Кирилл взял и продолжал говорить, стал восхищаться гостьей, ее достоинствами:
  – Такая красивая, конечно, только к хорошему человеку может зайти!
  Я взглянул на Екатерину, она изменилась в лице, глаза сузились.
  – Заткнись, бомж, надоело слушать тебя! – резко сказала она, закусила губу и так и сидела с закушенной губкой.
В этот момент Кирилл подносил стакан ко рту и, услышав эти слова, на какое-то мгновение замер, посмотрел на меня, посмотрел на Екатерину, посмотрел на стакан, произнес что-то нечленораздельное:
  – А, да-да-да, вы правы, – и стал пить маленькими глоточками.
  На втором глоточке закрыл глаза, блаженствуя. Отпив половину налитого, открыл глаза, вздохнул, допил коньяк крупными глотками и, не ставя стакан, начал опять:
  – Петрович, ну ты настоящий, конечно, мужик! Ну ты ж понимаешь, что русские люди не пьют по одной.
  Я молча налил треть стакана. Он выпил крупными глотками и смотрит на меня, не ставя стакан:
  – Петрович, ну ты ж знаешь, что на Руси всегда по три.
  Я опять молча налил треть стакана. Он вздохнул, посмотрел на Екатерину:
  – Ну что ж, не буду мешать вашей беседе. А вам спасибо, что зашли сюда! Хочу сказать, что тяжело вам еще будет, трудно после лет, проведенных в заточении, но те, кто нанес вам оскорбления и унижения, будут валяться у вас в ногах и просить пощады. Все сбудется так, как вы задумали. Планы, которые вы построили и обсуждали со своими подругами, исполнятся, как вы хотите. Вы отомстите и за ручку свою, и за годы заточения.
  Он выпил третью одним глотком, поставил стакан на стол, поблагодарил:
  – Спасибо тебе, Петрович, за то, что ты спас человека!
Повернулся и пошел. Теперь он шел не как бомж. Расправлены плечи, поднята голова, широкий, твердый шаг. Екатерина широко раскрытыми глазами смотрела ему в спину, все так же закусив губу. Когда хлопнула калитка и Кирилл скрылся, она спросила:
  – Кто это?
  – Это Кирилл Матвеевич электрик, который в отпуске, как сказал председатель. Как вы догадываетесь, он в запое. Он не только электрик, но и сварщик, и плотник, и водопроводчик, и дизайнер, и художник. Вы сами можете в этом убедиться, пройдя на 3-ю линию, где у него дом. Там одни ворота чего стоят с цветами из металла – произведение искусства, скамеечки на загляденье, и весь дом отделан мастерски. У Кирилла золотые руки, только он так умеет работать с металлом, но вот беда, он регулярно впадает в запои, а после запоя ничего не помнит. Некоторые люди стали пользоваться этим и, когда он выходил из запоя, говорили ему, будто бы он обещал отдать скамеечку или арочку, и он безропотно отдавал. Один нахал сказал Кириллу, что тот якобы пообещал ему ворота. Кирилл стал уже раскапывать, хотел отдать ворота, но тут вмешалась общественность, и решили сообща, чтобы впредь никто ничего у Кирилла на участке не трогал. Если кому-то захочется заиметь такую же скамеечку, как у Кирилла, пусть заказывает ему за деньги, а грабить и обманывать человека никому не дозволено, и все потом следили за этим. И кто-то заметил, что запои случаются с Кириллом в полнолуние, и его прозвали оборотнем, поскольку, по повериям, оборотни являются в полнолуние. А когда не в запое, это совершенно другой человек, в чем вы сами убедитесь.
Соседка слушала внимательно, положив руки на стол и уже не прикрывая правую руку левой. На левой руке узенькая ладошка, длинные пальчики, а на правой ладонь какая-то распластанная, искаженная, пальцы крупные. Я посмотрел на ладонь и спросил прямо:
  – Сколько дали?
  – Десятку.
  – Сколько отбыла?
  – Почти пять?
  – А рука?
  – Пять лет гладильщицей. Гладила солдатские мундиры – и вот результат.
  Я помню, как в детстве мы босиком все лето бегали, а осенью, когда шли в школу, нога не влезала в старую обувку, приходилось покупать новую, и мама говорила, что вот, мол, за лето растоптал ножку, она стала шире. Я вспомнил это, глядя на женскую руку, и представил, как она держит утюг десять часов в день в течение пяти лет, в результате утратив изящную форму.
  – Налейте мне стопку коньяка, – произнесла гостья. 
  Я принес рюмки, налил ей и себе. Она пригубила.
  – Как, вы сказали, его называют?
  – Оборотнем называют.
  – А с чего вы решили, что я была в тюрьме?
  – Заметный отпечаток остался. Убийство?
  – Нет. Подстава. Подбросили наркотики. Непонятно, кто и за что испортил мне жизнь.
  – Как это было?
  – Как было? Я папенькина дочка. Отец мой после института был направлен в провинциальный городок на местный маленький заводик, почтовый ящик. В конструкторском отделе работал. Карьера нормально складывалась, но началась Перестройка, появилась возможность заняться бизнесом, и он сразу ушел в бизнес, по примеру предков. Он говорил, что его прадед был самой высокой гильдии купец. Быстро поднялся. Вскоре мы жили уже не в захолустном городке, а в областном центре, в громаднейшей квартире. Отец наладил свое производство, открывал кафе и рестораны. Мать рано ушла из-за болезни, когда я еще в третьем классе была. Во второй раз отец так и не женился. Когда стала взрослой, я спросила:
  – Папа, почему ты не женишься? – и услышала в ответ:
  – Я очень любил твою мать и тебя очень люблю, а трудно найти вторую маму.
И всю свою энергию, всю любовь он отдал мне. Нанимал мне репетиторов, хотя я хорошо училась в школе. Отец хотел, чтобы я выучила три языка, и брал репетиторами не студентов, не школьных учителей, а институтских преподавателей, профессоров. Отец приобщал меня к бизнесу, все рассказывал, объяснял, как это работает. Когда мне исполнилось 18 лет и я уже училась в институте, он сделал мне два подарка. Первый подарок – это кафе, второй – машина.
  – Можешь, – говорит, – сделать студенческое кафе со скидками для студентов.
На втором курсе я влюбилась. Это был красивый блондин атлетического сложения на четыре года старше меня, но умом не блистал. Дважды не мог поступить в институт, а поступив, дважды академку брал. Отец сразу догадался, что я влюблена, и сказал мне:
  – Любовь – это хорошо, девочка, но не делай больших подарков.
  – О чем ты, папа?
  – Потом поймешь. Захочешь что-нибудь подарить ему, обращайся ко мне.
  Я так и делала. Вскоре мой избранник сделал мне предложение, я согласилась, потому что любила его. При регистрации брака он изъявил желание принять мою фамилию. Я думала, отец обрадуется, но вышло наоборот.
  Муж тоже решил бизнесом заняться. Заключил договор с какой-то фирмой на поставку соков из Польши. Пригнали две фуры с соком, он реализовал товар и праздновал успех, хвастаясь передо мной, как у него все хорошо вышло. Пролонгировал договор с той же фирмой, но на сей раз партнеры попросили сделать предоплату, муж согласился и отдал всю прибыль, да еще и взял кредит. Как часто бывало в те годы, фирма исчезла вместе с деньгами. Кредит гасила я.
Потом случилось кое-что похуже. Однажды я почувствовала, что больна. Обратилась к врачу, оказалось, что муж заразил меня нехорошей болезнью. Это был сильный удар для меня. Я вылечилась, но не простила. Мы расстались. С тех пор я была одна. Занялась наукой, закончила аспирантуру, даже защитила кандидатскую.
Отец тоже ушел неожиданно. Мне сообщили, что отцу плохо, я приехала, он говорит:
– Девочка, вот документы на все мое движимое и недвижимое имущество. Я полностью расписал здесь, как этим распорядиться. Никому эти документы не показывай. Ты достаточно опытная, посмотри сама, изучи. Я, очевидно, уже не вернусь. А ты выходи замуж еще раз, нужен внук.
  Отец умер. Он хотел внука, но после первого замужества я не могла найти человека, с которым могла бы соединить свою жизнь.
Изучила документы. Имущество было оформлено так, что ни я, ни другой человек, который будет им управлять, не вправе его ни продавать, ни закладывать. Мне было не под силу управлять унаследованным хозяйством, да мне это и не нужно было. Большую часть я отдала в аренду, превратившись в рантье.
  И вдруг однажды нагрянули ко мне с обыском и находят наркотики. И в доме находят, и на работе. С понятыми, с видеосъемкой. Три пакета. В одном пакете 531 грамм, в другом – 371, а в третьем – 176. Дальше – суд. Десять лет. Ничего не могла сделать, доказать. Какие-то подставные свидетели говорили, что они покупали оптом у меня наркотики.
  – Как освободились? – спросил я.
  – Не освободились, а освободили. Это случилось неожиданно для меня и Эльвиры, которая вместе со мной сидела, у нее точно так же нашли наркотики годом раньше. Она была женой бизнесмена. А вышли на свободу мы так. Один аспирант, бывший опер, решил написать диссертацию на тему наркотиков, а отделение милиции, которое нас выловило, имело высокие показатели по борьбе с наркоторговлей, и он решил это изучить. Ему бросилось в глаза, что в нескольких делах фигурировали три пакета наркотиков с одинаковым весом. Он стал копать и выяснил, что за пять лет до того, как нашли наркотики у Эльвиры, попался наркоман с тремя пакетами наркотиков, которые были конфискованы, но периодически всплывали в вещдоках по делу то одного бизнесмена, то другого, включая Эльвиру и меня. Он вычислил и доказал, что наркотики подбрасывали одни и те же люди, каких называют оборотнями в погонах. Их осудили, а нас освободили. А теперь у нас вопрос: кто стоит за этими оборотнями в погонах? И еще мне интересно, откуда этот ваш дачный оборотень может знать об этом?
  – Понятия не имею.
  Соседка еще посидела, допила рюмку коньяка, извинилась и ушла к себе. Утром я услышал работающий двигатель, она уехала. Не была неделю. Приехала с подругой Эльвирой, с которой они вместе сидели, одна – шесть, а другая – пять лет. Раздается звонок. Звонит Екатерина, спрашивает, можно ли ко мне зайти.
  – Пожалуйста, заходите.
  Через пять минут они входят с пакетами, достают деликатесы, черную, красную икру, красную рыбу, вино хорошее.
  – Вы что, супермаркет ограбили?
  – Да нет, мы этого долго не видели, поэтому решили гульнуть.
  После первой рюмки Екатерина говорит:
  – Не сможете ли вы пригласить Кирилла Матвеевича? У нас есть для него работа.
  – Нет проблем, сейчас позвоню, – набираю номер: – Кирилл Матвеевич, у меня в гостях соседка новая, она хотела бы вас попросить кое о чем?
  – Хорошо, буду через семь минут.
  Ровно через семь минут хлопнула калитка, и мы увидели сквозь листву: идет Кирилл.
  – Это тот, который тогда был? – недоверчиво произнесла Екатерина.
  – Да, он.
  – Не похоже.
  Зашел Кирилл, мощный, статный, гладко выбрит, причесан, камуфляж чистый и выглаженный. Я представил:
  – Кирилл Матвеевич!
  Поприветствовав всех, Кирилл перешел к делу:
  – Что надо сделать?
  – Вы сначала присядьте, пообедайте с нами.
  – Извините, у меня обеденный перерыв уже закончился, я на работе.
  Женщины вдвоем пытались его уговорить, вина предлагали и бутерброды с икрой, но он отказался наотрез:
  – Я нахожусь на работе и не могу принять ваше предложение.
  – Ну, что ж, на работе так на работе.
  – Не буду вам мешать. Вы, пожалуйста, когда пообедаете, позвоните мне, я сразу же приду.
  Извинился и ушел. Женщины смотрят на меня удивленно.
  – Что, это тот бомж, который выпрашивал у вас коньяк? А сейчас он от всего отказался.
  – Да, это тот человек, который регулярно в полнолуние впадает в запой.
  – Я видела его в запое, – произнесла Екатерина задумчиво, обращаясь к Эльвире.
  – Пришел небритый, мятый, волосы дыбом, клянчил у Петровича выпивку.
  Они еще посидели немножко, собрались уходить, я дал номер Кирилла. Смотрю, через полчаса тот зашел к соседке. И в течение недели он ровно в восемь приходил, что-то мастерил в доме и на улице. Но вот наступило полнолуние. Екатерина зашла ко мне:
  – Сегодня полнолуние, Кирилл не пришел.
  – Два дня его никто не найдет, он будет взаперти один сидеть.
  Соседка с подругой уехали и появились через пару недель. Кирилл к ним приходит, делает в саду арочки, подсаживает цветы и много чем еще занимается.
  Осенью соседка покинула дачу до весны. Я тоже. Мы не перезванивались. В следующем году я приехал на дачу в начале апреля. Природа вошла в свой нормальный ритм: осень осенью, зима зимой, весна весной. В конце марта появились первые проталины, а в апреле уже и снег совсем сошел. Соседка появилась в конце апреля. Кирилл уже навел порядок у нее на участке. Я слышал, как они с Эльвирой бурно это обсуждали, позвонили Кириллу, тот пришел, и они его благодарили.
  Однажды вместе с соседкой приехали пять женщин и все время проводили в доме, изредка выходили некоторые покурить. Видимо, какое-то совещание у них было. К вечеру уехали.
  В тот год я решил съездить в санаторий и больше не посещал дачу. На другой год, приехав на дачу, встретился с Екатериной за чашкой кофе.
  – Какие новости? – спрашиваю.
  – Новости? Сбылось то, что говорил оборотень. Помните, ко мне приезжали пять женщин? Все они, как и я, были незаконно осуждены по подставам и наговорам. Мы нашли всех обидчиков. Вы не представляете, что могут женщины сделать, если они объединились с одной целью. Мы сообща отомстили своим обидчикам. Нет, мы не стреляли, не били, не травили. Теперь можно уничтожить более цивильным способом.
  – А если не секрет, как все было?
  – Просто кому-то захотелось отнять у нас бизнес, а у Эльвиры кое-кто хотел отнять мужа, и подбрасывали нам наркотики. Но справедливость восторжествовала. С оборотнями в погонах закон разобрался, а вот с теми, которые их нанимали, мы сами разобрались. Так разобрались, что они, как и предсказывал здешний дачный оборотень Кирилл, ползали у нас в ногах, просили прощения. Но прощения не было. В общем, теперь мы свободные женщины с бизнесом восстановленным. А Кирилл – для меня загадка. Как он тогда все это предвидел? И вы знаете, его слова запали мне в душу, как программа. Я была уверена, что смогу довести дело до конца и наказать обидчиков. Спасибо вам за то, что вы меня познакомили с этим оборотнем. И еще я хочу вас пригласить на бракосочетание Екатерины Андреевны и Кирилла Матвеевича.
  Я от удивления, очевидно, открыл рот.
  – Да-да, я выхожу за него замуж. Он не оборотень, он просто нормальный человек, в котором вы не смогли увидеть  артиста, а он настоящий артист, художник, поэт и просто хороший человек.
  С тех пор у меня соседи – Екатерина Андреевна и Кирилл Матвеевич.