Пещера на Кавказе

Владимир Пеннер
Из Библии известно, что в пещерах прятались даже цари, а некоторые жили в пещере.

"И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его." (Бытие 19:30)

"А те пять царей убежали и скрылись в пещере в Македе." (Иисус Навин 10:16)

"Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере." (Псалтирь 141)

"И сказал Давид Саулу: зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: "вот, Давид умышляет зло на тебя"? Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: "не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа ". " (1-я Царств 24:10-11)

             *****

Рассказ был написан 12 июня 2014

             *****

     Мир вам, романтики!

Есть 2 причины для этого воспоминания...

Первая связана с тем, что исследователь пещер, Johann Westhauser, пострадал недавно (8 июня 2014 упал камень ему на голову) в самой глубокой и длинной пещере Германии (Riesending-Schachthoehle), в Альпах, на границе Баварии и Австрии (Берхтесгаденские Альпы). Пещера очень труднодоступна, более 1000 м глубиной и 19 км длинной. Вытащить его будет очень сложно...

Вторая причина: вчера, работая в саду, подвернул спину. У меня резкая боль в нижней части спины, с трудом передвигаюсь. А запланировал много на следующие дни... Так что я понимаю исследователя пещер, он вообще не может самостоятельно передвигаться. Травма головы.

Позднее узнал, что спасательная экспедиция прошла удачно. Обошлась она где-то в миллион Евро, участвовали 700 спасателей, помощников, понадобилось 11 дней.

             *****

В середине 70-х был я в командировке на Кавказе в г. Орджоникидзе (Владикавказ). Налаживали новую подстанцию 330 кВ.

Прослышал, что не так далеко в горах находится красивая пещера со сталактитами и сталагмитами. Подбил ребят, наш инженерно-технический персонал, обследовать эту пещеру с ночёвкой. Но в последний момент большинство захотело пойти в выходные в пивнушку...

Со мной отправился лишь один молодой специалист. Мы доехали на автобусе до какого-то места, а дальше пешком, в надежде найти пещеру. Флора Кавказа очень богата. Мы шли едва заметной тропой и любовались горами. Пока, к великой радости, не нашли вход в пещеру.

Начался дождь, палатки у нас не было, как впрочeм и спальных мешков. Зашли с рюкзаками в пещеру, которая начиналась просторным залом. Вооружившись фонариками начали обследование пещеры. Такую сказочную красоту я видел впервыe...

Внизу протекала речка. Сверху свисали сталактиты, снизу к ним навстречу росли сталагмиты. Некоторые уже срослись в столбы, укрепляя свод пещеры. Эти столбы называют сталагнаты.

Вся поверхность пещеры была влажной. Поэтому всё сверкало и переливалось при свете фонариков. Передвигаться было неудобно и опасно. Поскользнувшись, можно было бы легко угодить в речку.

Налюбовавшись вдоволь, вернулись назад, нужно было подготовить ночлег. Внутри всё было сыро, да и сверху всё интенсивнее падали капли. Пещера промокала...

Но снаружи разразилась настоящая стихия. Позднее мы узнали, что в этот вечер выпала месячная норма дождя. Я люблю наблюдать за стихией, но сон требует своего. Мы выбрали наименее мокрое место, сели на рюкзаки, прислонившись спинами друг к другу, так как стены пещеры тоже были влажными и попытались заснуть. Через вход в пещеру настоящим потоком стекала вода.

Заснуть не удавалось и я решил обследовать пещеру до конца. А может есть и другой выход? Быстро ушла сонливость и пришло очарование всё по новому открывающейся красотой пещеры...

Медленно продвигался всё дальше. Пока не дошёл до неприступного места, где пещера уходила круто вверх. Нужна была лестница или верёвка, но у нас не было никакого снаряжения. Пришлось вернуться назад, пещера не показала мне всех своих сокровищ.

Сел опять на рюкзак и уткнулся взором на вход в пещеру. Было уже часа 2 ночи. Вдруг через пелену воды, стекающей через вход в пещеру, увидел звёздочку. Я вышел из пещеры. Чёрное небо было усыпано звёздами, ни одного облачка. С гор же стекали лишь остатки воды.

Мы с коллегой приготовили себе толстые подстилки из громадных, как зонт листьев какого-то растения. И уснули мёртвым сном...

P.S.: Позднее мне посчастливилось увидеть много громадных пещер, в различных уголках нашей планеты. Там были проводники, ступеньки в опасных местах, освещение...

Но эта маленькая карстовая пещера была моей первой. Сам её нашёл, сам обследовал. И была она девственна, без признаков цивилизации. Запомнилась и стихия, проливной дождь и романтичная ночёвка того дня в пещере и рядом с ней.

У меня не было с собой фотоаппарата. На фото другая пещера, одна из пещер Канго, которые относятся к наиболее красивым пещерам мира. Я посетил эту пещеру во время путешествия по ЮАР, Замбии и Зимбабве.