Строка поиска

Алексей Раздорский
        Как и всякий нормальный не лишённый тщеславия человек решил на Яндексе посмотреть рецензии и отзывы на свои стихи и рассказы, которые я, наконец, объединил в книги и опубликовал на популярных издательских сайтах.
      Сегодня любому автору достаточно оформить своё творение по правилам издательств,  избавить текст от  орфографических и стилистических погрешностей, соблюсти моральные ограничения,  пройти контроль редакции и модераторов, и готовая книжка появляется в электронной или печатной версии. Далее всё зависит только от того, как воспримет твоё произведение читатель или от твоих вложений в продвижение собственных книжек.
      Меню как в ресторане – от дешёвых предложений до очень дорогих.  Можно даже создать аудиокнигу, и в зависимости от солидности вашего кармана её озвучит известный артист или диктор. Но всё же это замечательно  – нормальный свободный рынок спроса и предложения.
      Итак, я открываю всем известный русскоязычный интернет-браузер и набираю в строке «поиск»  свою фамилию, имя и отчество. Тут же всплывает десяток абзацев про людей с такой же фамилией, но в самой первой строчке читаю – Раздорский Алексей Иванович – рядовой,  умер от ран в 1943 году.  Это же мой родной дядя, в честь которого  отец и мать дали мне имя!
      Мы знали, что он воевал под Ленинградом,  считали его погибшим, так как семья получила в 1943 году  бумажку «пропал без вести», и с тех пор никакой информации о нём вообще не было.   Но совсем недавно энтузиасты группы «Ищу тебя» обнародовали новые списки погибших бойцов с указанием воинских частей, причин смерти и мест захоронения. Моего дядю похоронили на одном из сельских кладбищ под Кировом по пути следования в тыловой госпиталь после тяжёлого ранения. Теперь я знаю, где искать могилу своего героического тёзки! Сообщу всем родственникам!
       Но на этом мой поиск не закончился. Браузер выдал информацию ещё о  нескольких моих предках-родственниках. И все они из Северного Казахстана, где я провёл первые пять лет своей жизни. Когда-то  эта местность называлась село Боголюбово Омской губернии.
      Ещё при царе в середине 19-го века казаки целыми семьями переселились в Казахстан,  где в северной его части вдоль берегов речки Ишим бесплатно получили по несколько десятин земли. Там они разводили скот, пахали, построили церковь на свои деньги  и всё время молились, как и подобает  настоящим русским казакам.   Проще говоря, жили как обычные сельские крестьяне,  соблюдая вековые  традиции. Среди моих родственников-однофамильцев были и атаманы, и есаулы, и кулаки, и даже батраки.  А один из селян  съездил в Китай и пригнал оттуда американский трактор «Фордзон». Дела у него шли хорошо, но когда началось «раскулачивание», он безвозмездно передал и  усадьбу, и трактор,  стада коров, лошадей, овец в «коллективное хозяйство» ради спасения себя и своей семьи. 
       Но меня удивило другое – почти все мои сородичи  были репрессированы и  расстреляны с приходом советской власти.  Михаилы, Степаны, Фёдоры, Иваны, Романы, Николаи, Андреи  -  именно в честь этих людей получили свои имена их дети и внуки, многие из которых до сих пор проживают в Северном Казахстане.
       Любопытство раздирало меня  –   хотел понять,   в чём же причина такого «геноцида» моих предков?  Одни были зверски убиты в 1921-м,  другие  расстреляны по приговорам «тройки» в 1933-м и 1938-м годах.
       Читаю выписки из архивов.  В делах записи: «Обвинён за участие в повстанческом движении против советской власти в 1921 году. Реабилитирован в 1996-м».
       У расстрелянных в 33-м и 38-м значится – «тройка при УНКВД Северо-Казахстанской области». Обвинение по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР (контрреволюционная деятельность, подготовка к свержению советской власти).   Расстрел. Реабилитация в 1999-м году.
       Моему родному деду, Раздорскому Ивану Лукьяновичу, удалось избежать репрессий – после ареста весной 1921-го года его всё же выпустили с формулировкой - «неграмотный крестьянин, попавший под влияние организаторов мятежа». Ему, выжившему, я и обязан своим появлением на свет!
      Но в том же 21-м году на их село напал конный отряд и перебил оставшихся   мужиков, в том числе и моего деда. Трупы сбросили в речку Ишим. Бабуля нашла только его руку…  Она сама в то время вынашивала седьмого ребёнка…
      После этой жуткой истории  фактическим главой семьи стал её старший сын – мой полный тёзка, родной дядя Раздорский Алексей Иванович, погибший в 43-м под Ленинградом, но до недавнего времени считавшийся без вести пропавшим…
     Вся эта новая информация так взволновала меня, что мне было всё равно – какие отзывы напишут на мои стишки и рассказы читатели – в тот день до глубокой ночи листал электронные интернет-архивы, чтобы  узнать всю правду о своих «казачьих» предках.
     Я всегда считал себя добрым,  отзывчивым, законопослушным человеком и не мог поверить в то, что мои деды, прадеды и их родственники, в чьих жилах текла такая же кровь, как и у меня,   были способны на какие-либо преступления и крайне противоправные деяния.
     Так что же всё-таки случилось в том зловещем 1921-м году? Всё оказалось очень просто. В первых числах января в моём родном Ишимском уезде новая власть сформировала большевистский отряд для проведения «продразвёрстки». Морозным утром 13-го февраля бойцы продовольственного отряда прибыли в село Боголюбово и начали изымать у селян зерно, муку, скот и прочее,  причём «подчистую»,  даже не оставляя местным  каких-либо запасов еды, заготовленных на суровую зиму.  Я как бывший «местный»  знаю, какими свирепыми бывают морозы в Северном Казахстане.
    Казаки-крестьяне ни за что не хотели расставаться со своим продовольствием и вступили в бой с отрядом продразвёрстки, выкрикивая: «Лучше смерть от пули, чем от голода!». Схватка оказалась жестокой – стреляли, кололи, резали, в общем, убивали друг друга. Настолько вошли в раж, что из ненависти к «захватчикам» продовольствия убитых «пришельцев» привязывали к колёсам телег, а ещё живым запихивали в рот зерно,  потом бросали под лёд в прорубь реки. Десятки убитых с той  и с другой стороны. Это было началом одного из самых крупных крестьянских мятежей Советской России.
     В интернете о нём написано очень много – «Ишимский мятеж 1921-го года, переросший в крупнейшее «Западно-Сибирское восстание».
     Я не историк и не хочу «нарываться» на критику «летописцев», пишущих для нас  якобы «объективную историю» тех лет.  Но даже они указывают в своих трудах – «местное партийное и советское руководство, изымая в ряде мест даже продовольственный хлеб и семена, осуществляло беспрецедентное насилие к крестьянству»,  то есть к кормившему страну народу!
     Я удивлялся – неужели мудрый и уважаемый мною «Ильич» мог своим приказом довести страну до братоубийства? Читаю его постановление: «Об изъятии хлебных излишков в Сибири» - «Виновных в уклонении от сдачи излишков граждан карать конфискацией имущества и заключением в концентрационные лагеря как изменников делу рабоче-крестьянской революции».
     Конечно, звучит очень грозно, но ведь он говорил об «излишках» и не давал указаний красноармейцам убивать крестьян! А в своих приказах  местные комиссары, например, Г.С. Инденбаум и его соратники заставляли своих подчинённых пытать крестьян, чтобы они расставались с зерном.  Другой активист,  Я.З.Маерс  предложил брать семьи крестьян в заложники и не давать еды ни старикам, ни детям. Жутковато читать и про действия комиссаров Лауриса,  Грюнберга и других…  Не лучше были и начальники с русскими фамилиями. Некто Братков, уполномоченный Ишимского уезда, приказал: «Забрать весь хлеб до единого зёрнышка у всех граждан, не оставляя ни на прокорм живым душам, ни на прокорм скотине, ни на посев».  Далее в том же приказе – «тех граждан, которые будут агитировать против сдачи и вывоза хлеба, мною с вооруженной силой будет забрано всё имущество, дом будет спалён, а гражданин, замеченный в вышеуказанном преступлении, будет расстрелян»…
     Я не хочу приводить подробные описания жестокостей, творившихся и «белыми», и «красными» - изощрённые методы издевательств, убийств и пыток подробно описаны  в архивных документах. Скажу только то, что от их чтения волосы у меня вставали дыбом, и я в тот день так и не смог уснуть до самого рассвета. 
     А что в итоге? В результате всех этих безобразий и ужасов с обеих сторон  летом того же года в Ишимском уезде наступил страшный голод и разразилась эпидемия холеры.
     Я раньше  оценивал Ленина как выдающегося теоретика,внимательно читал его труды. Хорошо помню фразу – «На белый террор мы ответим красным террором!».  Но ведь никто не хочет признавать, что «крестьянский террор»  был ответным! Именно «перегибы» и жестокость  местных большевиков  вызвали восстания крестьян!
     А я, начитавшись архивных документов, открытых спустя почти век,  понял, наконец, почему тема о моих предках была  в нашей семье запретной. Только однажды мама рассказала как после выселения бабушкиной многодетной семьи из  крестьянского дома в барак её послали просить хлеба у соседей. Никто ничего не дал, а одна «добрая тётя» даже сказала: «Бог тебе поможет, детка!».
     Вот и думаю теперь  –  читать мне о прошлом нашей семьи или просто подвести черту и всё «обнулить». Может, пусть спят архивы и те  страшные истории в своих железных шкафах и не тревожат наше сознание. А то ведь «от любви до ненависти один шаг», и всего ещё один – до жестокости, зверств и братоубийств…