Доверчивый сибиряк

Валерий Малыхин
 
       
    Этот случай произошёл летом 1982 года. Я в то время работал монтировщиком сцены в красноярском Ансамбле Танца Сибири. Мы были на очередных гастролях в Москве.

    Еду я в метро на эскалаторе. Смотрю мне улыбается незнакомый пожилой мужчина. Он стал показывать на лацкане своего пиджака значок Красноярска. И у меня на рубашке был пристегнут такой же.

    «О, земляк!» воскликнул мужичок и крепко пожал мне руку.

    «Валерий!» представился я.

    «Виктор Михалыч!» бодро ответил пенсионер.

    Пока мы шли по переходам метро, он рассказал, что едет отдыхать в Трускавец. Поезд через три часа. Заметил, что у него тяжёлый чемодан, да ещё сумка на плече висит. Я был свободен до вечера, поэтому решил помочь земляку и предложил донести его чемодан до поезда. Виктор Михайлович с удовольствием согласился.

    Когда мы сошли с эскалатора, попали в людской водоворот. Народу было так много, и мы потеряли друг друга из виду. Я решил ждать на выходе из метро. Но вскоре осознал, что не запомнил лицо земляка и не обратил внимания, во что тот был одет. «А ведь он в такой же ситуации», подумал я. «Но уж чемодан-то свой он, наверняка, узнает». 

Я ждал минут 40, не теряя надежды. Наконец, вижу – а вот и Виктор Михайлович протискивается через толпу. Лицо радостное. Кинулся меня обнимать. «Дорогой ты мой человек!» говорит. «А я уж думал, что не встретимся. Решил, что не суждено мне съездить в Трускавец. У меня ведь в чемодане остались паспорт и билет на поезд. Как хорошо, что я тебя нашёл! Ну что? Пошли на вокзал?»

     Недалеко от Киевского вокзала земляк на радостях купил бутылку водки. Я проводил его до места в плацкартном вагоне. До отправления поезда оставалось минут тридцать. Виктор Михайлович предложил выпить за знакомство. Достал хлеб, колбасу, огурцы для закуски.

    Михалыч, крякнув, опростал гранёный стакан с горячительным напитком и стал рассказывать о себе. Про то, как работал токарем на нашем комбайновом заводе. Как обучал мальчишек после техникума своему ремеслу.  Как подскакивал раньше звонка будильника и спешил на заводской автобус. Каждый день собирался на работу, как на праздник. Зная, что каждый трудовой день – это ещё один шаг в светлое будущее. Работали дружно и весело, выполняя заказы партии и правительства. Показал значок Ударника коммунистического труда.

    Потом он предложил выпить ещё, но я отказался. Вечером предстоял концерт в зале Чайковского. Мне нужно было расставить реквизит около сцены, проследить, чтобы ничего не забыли. Работа есть работа.

 Когда объявили отправление поезда Михалыч обнял меня, как родного, потом посмотрел внимательно и говорит: «А знаешь, я уж было решил, что ты – охотник за чужими вещами. Думаю, пропали мои документы и билет. Стал ругать себя за доверчивость. Мы ведь, сибиряки, люди простые, привыкли людям верить. А ты – молодец, догадался ждать меня на видном месте. Не стал паниковать. Думаешь, за что нас бабы любят? За то, что мы спокойные, уверенные и надёжные. Ну да ладно, не держи зла. Давай-ка лучше номерами телефонов обменяемся, может, встретимся когда, чайку с плюшками пошвыркаем. Я чай очень уважаю!»

    Из вагона я выпрыгнул, когда поезд уже тронулся и стал медленно набирать ход. 

    В конце осени я позвонил Виктору Михайловичу, чтобы узнать, как он отдохнул в Трускавце. И он пригласил меня к себе домой на «рюмку чая». Принял меня радушно. Картошки нажарил, капустки квашеной достал. В холодильнике нашлась початая запотевшая бутылка местной водки.

 «Ну, за встречу, земеля!» сказал Михалыч, подняв в крепкой руке маленькую стеклянную рюмку.

    Мы просидели за столом до позднего вечера. Вспоминали наши московские приключения и вели разговоры за жизнь.

    Он рассказал, как овдовел. Долго не мог найти себе места. Думал, не переживёт горя. Как-то подобрал на улице старого больного пса. Стал выхаживать его, и со временем боль утраты стала притупляться. Так и живёт теперь вдвоём с собакой. Это как в русской поговорке: «Думал-думал жить нельзя, передумал – можно! Благо внуки не забывают, и дети навещают. Помогают, как могут.

    «Знаешь, Валера, вот что я тебе скажу. Горе может раздавить любого человека. Каждый думает, что хуже не бывает, и что неприятности у него одного. На самом деле, у каждого человека свои проблемы, но нельзя раскисать. Я на пенсии много книг прочитал. Так вот, что мудрецы говорят? Найди того, кто страдает сильнее и предложи свою помощь. Помогая другому, забываешь свои печали!»

    У меня до сих пор тёплые воспоминания об этом сильном человеке, настоящем сибиряке.
 
6 сентября 2018 года.