Икона Адриан Пошехонский, послушник Леонид и ангел

Сергей Куракин
 
История святого Адриана:
Образ "Адриана Пошехонского с послушником Леонидом и ангелом Господним" - нельзя отнести к иконе или картине - это похоже на рукопись ушедшего времени с элементами жанровой живописи. Адриан Пошехонский († 1550 г.) - уроженец Ярославской губернии, игумен православной церкви России, преподобномученик и чудотворец, был одарённый иконописец, посвятил жизнь основанию "Адрианова Пошехонского монастыря". Жил во времена царя Василия III (отца Иоанна Грозного), ходил пешком с учеником Леонидом в Москву, к митрополиту Макарию, основателю макарьевских иконописных мастерских, из которых вышла не одна плеяда русских иконописцев, за благословением на основание будущего монастыря.

Познавательное и художественное в иконе:
Не смотря на то, что в иконе отражается одна из страниц средневековой истории Древней Руси, её автор не впадает в полемику с историцизмом, он довольствуется жанровым мотивом, успешно соединяет его с иконописным. Адриан вместе с послушником благополучно идут по берегу река Вотха, ведомые ангелом, который показывает им на икону образа "Успения Пресвятой Богородицы", и намекает тем самым на название будущего монастыря. На берегу реки "Адрианов Успенский Пошехонский монастырь" в историческом виде. В этом обличии его наблюдал иконописец, написавший икону (находится в окрестностях Рыбинска, «Адрианова слобода»). В правление красных афонцев (в 20-е гг. 20 века) монастырь был практически разрушен, воссоздаётся сегодня.

Иконография:
В панораме на монастырь отчётливо видны исторические постройки: Богоявленская трапеза, Богородичный придел, соборная церковь Успения Богородицы, церковь Николая Чудотворца.
В иконописном подлиннике говорится об образе чудотворца Адриана: «Сед, брада доле Козминой, риза преподобническая, власы по плечам, в патрахиле», (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 136).
Сцена изображает вневременное действие и наполнена фантасмагорией. Чудотворец Адриан, автор чудотворной иконы "Успения Богородицы", убитый вооружёнными крестьянами из соседнего села "Белого", главный герой сцены прозревает в иконе "Успения" не икону, но её духовное повеление, свой земной плод - монастырь. Внизу, в водах реки Вотха, юноша и средовек растягивают бредень, пытаются поймать рыбу возле монастыря (эпизод отражения ловли веры в Христа). На берегу юноша карабкается к дереву, на ветвях которого, висит как-бы заскочившая рыба, в реплике автора щука, - эпитет ускользаемой веры метущейся души христианина (можно допустить скрытую реплику на дьяка И. Прокопиева). В иконе сочетаются два изобразительных мотива - пребывание в вечности и соединение с существующим. Дерево символизирует - духовный путь игумена - его монастырь. Икона на дереве - ниспослание плода.
Иконографический нюанс.
Иконописец уделяет особое внимание положению рук у святых. Руки святых лежат параллельно друг к другу, направлены к монастырю. Рука ангел показывает на икону. Этим нюансом автор выражает торжественный строй образов. Из пяти синхронно расставленных нот рука ангела ведёт к небесному смычку.

Атрибуция:
Икона написана в 40-е годы 19 века в пределах Рыбинской епархии, и по-видимому, могла иметь прямое отношение к монастырю Адриана или его местночтимым приютам. Об этом говорят стиль письма и исторические параллели.

                Москва. 06.02.2019 г.