436 Танкер СМТ Олёкма 27 августа 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

436. Танкер СМТ "Олёкма! 27 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Понедельник 27 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом Атлантическом океане примерно в середине морского района "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Дневная температура: мин.: 12.0°C тепла; средняя: плюс 14.3°C тепла; макс.: плюс 16.0°C тепла. Изредка накрапывает, налётами моросит дождик (1 мм осадков). На ветру, дующем со скоростью 6 м/с, температура воздуха плюс 11.2°C - зябко, сыро, простудно. Ветер умеренный (4 балла) и волнение тоже умеренное (4 балла). Волны удлинённые и на многих гребнях волн белые пенные барашки. Высота волн 1,0 - 1,5 м, длина - 15 м. Такие волны легко раскачивают и кренят корабль, особенно, если он в дрейфе и качается по воле волн и ветра. В этот день солнце взошло над хмурым морем-океаном в 06:20, а зашло в 20:41 (GMT+1).

В это утро, спеша на бак, где боцмана и швартовные команды налаживали грузовую связь с танкером СМТ "Олекма", я записал в свой дневник-ежедневник:

27 августа 1973 пн
Подходит танкер. Привёз почту. Принимаем. Письма!

Вот уж, действительно, сюрприз так сюрприз! Сюрприз не только в том, что к нам пришёл танкер или судно снабжения, но и в том, что мы встретились в понедельник ("день тяжёлый"), встретились почти в середине морского района "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap), то есть боевого района противодействия флотов ВМС США-НАТО и ВМФ СССР и в "Большой почте", которую мы получили, оказалось множество писем, а среди них такое, которое я никак не ожидал получить... Но обо всём по порядку...

Танкер, нашедший нас в океанской хмари непогоды, был СМТ (средний морской танкер) "Олекма" - собрат танкера СМТ "Шексна" ДКБФ. СМТ "Олекма" (правильно говорить "Олёкма") - это средний морской танкер проекта 6404 финской постройки (судостроительная фирма "Раума-Репола", Раума, Финляндия), заводской номер №12, спущен на воду 21 марта 1964 года, вступил в строй ДКБФ 19 июля 1964 года и с тех пор практически ежегодно в течение 48 лет начал доставлять сухие и жидкие грузы (продукты питания, средства жизнеобеспечения, пресную воду, топливо и ГСМ) боевым кораблям ВМФ СССР в Атлантическом океане и прилегающих морях. Боевая служба танкера СМТ "Олёкма", как правило, длилась по 7-9 месяцев в году и моряки этого танкера, так же, как моряки аналогичных танкеров СМТ "Шексна", СМТ "Лена" и другие, пользовались заслуженным уважением и почётом, а то и любовью военных моряков Северного, Балтийского и Черноморского флотов. На ЧФ трудился брат-близнец танкера пр.6404 - СМТ "Иман".

Тактико-технические данные танкера СМТ "Олёкма" пр.6404:

Водоизмещение, т:
стандартное: 2040
полное: 6480
Размеры, м:
длина: 105,4
ширина: 14,78
осадка: 6,09
Скорость полного хода, уз: 14,2
Дальность плавания: 4000 миль (14 уз)
Автономность, сут: 20
Силовая установка: 1х2900 л.с., дизель BW-550VTBF-110, 1 ВФШ, 2 ДГ по 168 кВт, 1 ДГ 8 кВт, 1 пародинамо 60 кВт
Радиотехническое вооружение (РТВ): НРЛС "Донец-2", радиопеленгатор SFP4/N PLATH
Грузоподъемность, т: 4050
Экипаж, чел: 40

Танкер СМТ "Олёкма" – ветеран и один из самых заслуженных танкеров Балтийского флота. Экипаж СМТ "Олёкма", несомненно, может справиться с любыми трудностями в море-океане, провести заправку водой и топливом при любом состоянии моря, но в этот раз, командир БПК "Свирепый" и капитан СМТ "Олёкма" не рискнули спускать наш рабочий катер РБК-30 пр.337 из-за прошлых приключений на большой волне мёртвой океанской зыби. Дело в том, что и сейчас Атлантический океан неприветливо встретил наш танкер СМТ "Олёкма" и испытывал нас на профессионализм, на прочность характеров и матчасти.

Для заправки БПК "Свирепый" пресной водой и топливом, мы, БПК "Свирепый" вышли в кильватер танкеру СМТ "Олёкма" и наладили грузовую связь - тросовую и шланговую систему передачи грузов и жидкостей. По тросовой связи в первую очередь на БПК "Свирепый" переправили грузовую сетку с почтой, коробками с сигаретами и продуктами питания. Бессчётное количество раз моряки БПК "Свирепый" с восторженным энтузиазмом и энергией, быстро перебирая руками и вытягивая упрямо сопротивляющийся блок на грузовом тросе, доставили на борт БПК "Свирепый" всё новые и новые многослойные бумажные пакеты и мешки с газетами и журналами, мешки с письмами, мешки с посылками и бандеролями, пачки книг, обёрнутые толстой обёрточной бумагой, какие-то приборы в специальных футлярах, портфели с документами, которые тут же мгновенно "секретчики" и специалисты боевых частей уносили внутрь корабля.

Единственной помехой в работе по приёму почты и грузов с танкера СМТ "Олёкма" был очень освежающий ветер, редкие, но хлёсткие "набеги" ветра с дождём, прохладная "бодрящая" температура воздуха и качка. Дело в том, что при передаче грузов по тросовой грузовой системе мы (БПК "Свирепый" и танкера СМТ "Олёкма") находились в дрейфе, то есть в свободном положении на воде и "батюшка Океан" в своих трёх ипостасях вволю над нами позабавился...

Кстати, в самый разгар работ по перекачке воды и топлива, вдруг по кораблю со скоростью штормового шквала пронёсся слух, что "БС нам продлили"... На вопрос: "Насколько нам продлили боевую службу?" никто ответить не мог, поэтому наш пыл и энтузиазм работ по получению грузов поубавился и всё пошло своим чередом, со своими трудностями и "приключениями"...

Фотоиллюстрация: 27.08.1973 года. Северная Атлантика. "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). БПК "Свирепый" пр.1135 и танкер СМТ "Олёкма" пр.6404 находятся в дрейфе и в положении "в кильватер" (друг за другом", чтобы наладить тросовую грузовую систему передачи сухих грузов и систему шлангов для перекачки на корабль пресной воды, топлива и ГСМ. Серый блёклый тон фотографии не из-за качества плёнки или фотопечати, а из-за того, что в этот момент налетел дождевой шквал и с левой стороны видно по тону изображения, как налетает пелена мелкого противного холодного дождя. В этот понедельник 27 августа 1973 года в этом районе Атлантического океана дневная температура была: мин.: 12.0°C тепла; средняя: плюс 14.3°C тепла; макс.: плюс 16.0°C тепла. Изредка накрапывал, налётами моросил дождик (1 мм осадков). На ветру, дующем со скоростью 6 м/с, температура воздуха плюс была 11.2°C, то есть было зябко, сыро, простудно. Ветер умеренный (4 балла) и волнение тоже умеренное (4 балла), но волны были удлинённые и на многих гребнях волн были белые пенные барашки (явные признаки надвигающегося шторма). Высота волн была 1,0 - 1,5 м, длина - 15 м. Такие волны легко раскачивали и кренили корабль и танкер, потому что мы были в дрейфе и качались "вразнобой" по воле волн и ветра.