Три с половиной дедушки

Юрий Гельман
ЮРИЙ  ГЕЛЬМАН

ТРИ С ПОЛОВИНОЙ ДЕДУШКИ


Каждую субботу с мая по сентябрь на живописном бульваре, расположившись под вековыми тополями, играл духовой оркестр. Помешать могла только плохая погода. Но в южном городе сезон дождей наступал и заканчивался далеко за рамками летних месяцев. Поэтому оркестр играл всегда.

«Рио-Рита», «Утомленное солнце», «В городском саду» – в репертуаре небольшого, но хорошо сыгранного коллектива было десятка полтора песен и мелодий 30-х – 40-х годов. Послушать ретро-шлягеры всегда собиралось немало народу любых возрастов. Всё-таки живая музыка – это, знаете ли, живая музыка. Это вибрации и дыхание самой природы, если хотите. А вот танцевать отваживались только некоторые – те, кого эта музыка сопровождала с юности.

Их было немного. Уже немного. И с каждым месяцем становилось меньше. И – удивительное дело – среди восемнадцати, пятнадцати, одиннадцати бабушек самыми стойкими оказались три с половиной дедушки.

Почему три с половиной? Потому что три с половиной.

Один – сухонький, бодренький, в примятой белой фуражке капитана торгового флота СССР. Угольки его глаз так и скользили по немногочисленным и давно несовершенным дамским фигурам, а руки – будто сами тянулись в нужном направлении.

Второй был наполовину согнут возрастом, стеснялся этого, вынужденно смотрел на всех исподлобья, но в движениях его то и дело проявлялись порывы былой лихости, не угасшей с годами.

А у третьего, коренастого и не согнутого, безжалостное время в разные стороны вывернуло ноги, будто он служил кавалеристом и всю жизнь не слезал с коня. И не танцевал он, а просто раскачивался – так было удобнее, наверное.

Ну, а четвертый – совсем древний, с видавшей виды палочкой и в стертых комнатных тапочках. Приходил и садился на скамью неподалеку. Присутствовал, но лишь смотрел выцветшими глазами. Почти безучастно. Половина дедушки, одним словом. Условная единица…

Но трое были нарасхват. Все знали их по именам – без отчеств. Какие могут быть отчества под восемьдесят лет? Коленька, Петечка, Мишенька – гораздо душевнее. Разве не так?

Только половинку называли «по батюшке» – из особого уважения к возрасту. Пусть наш Соломончик Маркович отдыхает – так говорили…

Я сидел неподалеку, делал вид, что изучаю смартфон – и наблюдал. И слушал.

– Ой, Валечка, как тебе удается так хорошо выглядеть?

– Не знаю. Просто я прожила с мужем счастливую жизнь. Не смотря ни на что… Наверное, поэтому…

– Так он же у тебя давно умер!

– Знаешь, Тоня, а я его до сих пор люблю…

А оркестр играл быстрые и медленные мелодии. «Смуглянку» сменял вальс «На сопках Манчжурии», а потом специально для «морячка» звучало «Яблочко». И «Темная ночь». И «Розамунда». И снова «Рио-Рита».

Всего каких-то полтора часа – с пяти до половины седьмого вечера.

И обнимались старички.

И расходились.

И уходили…

Без обид на прошлое и настоящее…

Красиво…