Сверчок. На царских харчах. Гл. 62. Оправдание вой

Ермолаев Валерий
                Сверчок
                Часть 1
                На царских харчах               
                62               
                Оправдание войны

          В книге «Рассуждения о войне и мире» подверглись сокрушительной критике традиционные оправдания войны, к которым идеологи реакции прибегают и в настоящее время.
          Разоблачая защитников войн, утверждавших их вечность и необходимость, Малиновский писал:
          «Люди думают, они без войны не могут жить для того, что войны всегда издавна были; но продолжительность зла не доказывает необходимости оного».
          Война, продолжает он, отнюдь не существовала испокон веков и вовсе не является чем-то внутренне -присущим человеку.
          «Люди не были в войнах с самого начала света; говорят, было время, когда они не знали оных. Войны начались в те несчастные времена, когда род человеческий стал развращен, когда люди оставили природную невинность, когда они пришли в то несчастнейшее природы человеческой состояние, в коем, не довольствуясь малым захотели иметь всего более, и не знали другого права, кроме права сильнейшего, права, лишающего человека всех прав, права разбойников и завоевателей».

                Война – антинародна!

          «Некоторые говорят, что если б не было войны, то люди столько б умножились, чтобы земля не могла их уместить и содержать. Сие мнение доказывает, что война есть весьма действительное средство предупредить размножение людей, но в прочем, оно не достойно возражения; ибо вследствие оного должно бы радоваться всякому бедствию, истребляющему род человеческий. Посему и моровая язва не есть зло, и не токмо не должно стараться о средствах к пресечению оного, но и должно почитать за благополучие распространение оной. По сему мнению, также напрасно в нынешние времена ввели употребление прививания оспы, ибо оным спасаются многие тысячи людей, которые бы без того могли погибнуть в младенчестве, не имея времени умножить род человеческий. Короче сказать, мы были б слишком снисходительны к нашему потомству, если бы не перестали убивать друг друга из опасения, что им не будет места где жить. Оставим это на их благоразумие, они конечно найдут еще довольно места, где жить, и средство содержать себя».