Без мамы... Глава девятая

Эльвира Гусева
Продолжение. Начало в гл.1-8 http://www.proza.ru/2019/02/05/533

В Крещение  подъехали  к  дому  сваты  на двух  лошадях,  с  гармонью,  приехала  вся  Сашина  родня. Мать  собрала  стол,  начался  разговор.  Сестра  спросила  о  приданом,  отец  ответил  жёстко: «Никакого  приданого  у  неё  нет  и  справлять  мы  ей  ничего  не  будем,  а  если  будете  спрашивать,  то   пусть   она  гуляет,  не  старуха  ещё.» 

Все  разговоры  о  приданом  были  так  унизительны  для  меня,  я  не  понимала,  почему  отец  ничего  не  хотел  дать  мне  в  качестве  приданного,  ведь  меня  брали  замуж.  Я  очень  благодарна  Саше,  он  сказал  самые  правильные  слова: «Я  беру  не  приданое,  а  человека,  приданое  для  меня  никакого  значения  не  имеет,  даже  если  вы  её  отдадите  совсем  голую,  я  всё  равно  возьму  только  её.»   Эти  слова  я  запомнила  на  всю  жизнь,  они  мне  были  всего  дороже.  Свадьбу  назначили  на  12  февраля  1939  года.

В  день  свадьбы    приехали  к  нам  в  дом  гости  за  невестой.  Они  были  богато  одеты,  в  нашей  деревне все  диву  дались,  увидев,  что  женщины  были  одеты  в  парчовые  платья  лимонного  цвета,  мужчины  в  костюмы-тройки,  пальто  на  лисьем  меху  с  каракулевым  воротником  – такого  у  нас  в  деревне не  видел  никто. 

Жених  вывел  меня  из  горницы,  я  была  одета  в  полотняное  платье  строчёное  и  не  новое,  мне  было  очень  неудобно  среди  такой  шикарно  одетой  компании.  Гости  подарили  мне  новые  галоши,  которых  тогда  нигде  нельзя  было  купить,  шёлку  на  платье  и  пуховую  шаль.  Отец  благословил  меня  иконой  и  подарил   мамину  шерстяную  шаль,  которую  я  всю  свою  жизнь  хранила.

Свадьба  состоялась  в  деревне  Щетинино  у  Сашиной  сестры  Валентины  Александровны  и  её  мужа  Александра  Павловича  Морозовых.  Торжество  прошло  очень  хорошо,  гостей  было  много,  гуляли  весело,  нас  поздравляли,  кричали  нам  «горько!»  За  свадебным  столом   мысли  у  меня  были  разные,  правильно  ли  я  поступаю. 

Мне  вспомнились  слова  Саши  Зайчухина,  который  просил  меня  не  торопиться  с  замужеством,  повзрослеть, подумать  и  решить  правильно.  Он  говорил,  что  мне  ещё  встретится  парень  лучше,  чем  Саша  Зайцев,  что   я   самая  лучшая  из  всех  девчонок.
 
Мне не давали покоя   бесконечные  оскорбления  и  унижения  в  доме отца,  смысл  которых  даже  не  совсем  понимала. Эти  мысли  не  отпускали  меня,  поэтому   в  столе  я  сидела  очень  грустная.   Наутро,  когда  стало  известно,  что  я  вышла  замуж  невинной  девушкой,  мой  отец  очень  плакал,  прося  у  меня  прощения.

Здесь  мне  стал  понятен  смысл  тех  оскорбительных   слов,  которыми  они  меня  постоянно  называли.   Зайцевы  отец  и  мать  заверили  моего  отца,  что  будут  любить  меня  и  беречь,  как  свою  родную  дочь.

Сашу  я  полюбила  за  его  внимание  и  заботу  обо  мне.  Парень  он  был  очень  хороший,  весёлый,  боевой,  известный  на  всю  округу  гармонист,  но  был  старше  меня  на  пять  лет. 

В   семье,  куда  я  вышла  замуж,  кроме  Саши  были  сестра  Тоня  и  брат  Аркадий,  которые  учились  в  школе.   Две  замужние  сестры  и  женатый  брат  жили  своими  семьями.
   
В  30-е  годы  семья  была  раскулачена  и  выслана  на  Урал,  всё  имущество  их  было  распродано,  скот  передан  в  колхоз.  Вскоре  они  вернулись  с  Урала  и  купили  дом  в  Вязниках.  В  этом  доме  вместе  с  родителями  нам  пришлось  жить. 

Поначалу  я  не  работала,  помогала  матери по  хозяйству.  Мы  сразу  нашли  с  ней  общий  язык,  жили,  как  живут  мать  с  дочерью.  Она  с  первых  дней  полюбила  меня,  очень  берегла,  всё  для  меня  покупала  и  всегда  говорила: «Клавдя  для  меня  как  родная  дочь.»   Саша   с  отцом  устроились  работать  по  найму,  крыли  железом  крыши.

Фото свадьба взято из Интернета.

Продолжение следует  http://www.proza.ru/2019/02/07/487