Еще кое-что об американской экономике

Александр Щербаков 5
Есть среди моих читателей один мужчина, живущий в Израиле, с его слов, побывавший в США,  который меня всегда критикует, когда я что-то негативное пишу о США. Он лично считает, что США – это даже ярче солнца, на котором есть пятна. А вот в США ничего плохого нет. Два критерия у него самые важные. Первый – в США люди живут лучше, чем в России. И второй – люди стремятся уехать из России в США, а не наоборот.

Но я с ним не спорю. Конечно, жизнь в нашей стране тяжелая, выраженное разделение населения по имущественному признаку и уровню доходов, нет справедливости и возможности социальных лифтов, какие были в Советском Союзе, особенно в период 40-50 годов.  Коррупция на всех уровнях, вопиющая некомпетентность, рвачество, развал отечественного здравоохранения и образования, пошлость в средствах массовой пропаганды в сочетании с оболваниванием населения. И света в конце туннеля не видно, несмотря на уверения президента.

Но и написать, что в США все идеально, я не могу, потому что  40 млн малоимущих жителей этой страны так не считают.  Особенно обострились противоречия между отдельными категориями граждан этой страны в последние годы. Последний президент США Трамп усугубил ситуацию,  объявил торговую войну всему миру, да  то и дело угрожает «горячей» войной.  Тем более что перспективы США в торговой войне с Китаем не такие уж радужные, как считают аналитики.

Вот что можно прочитать с фронтов этой войны за последнее время. Поразительно, насколько сильно значительной части международного комментариата и медийного сообщества в целом хочется верить в то, что можно вернуться в сытые, теплые, понятые 2000-е, когда «конец истории» был самоочевидным, хотя и не слишком близким будущим.

Когда на сайте Белого дома появилась стенограмма встречи президента США и вице-премьера Китая, медийное пространство содрогнулось в очередном пароксизме оптимизма, прочитав о том, что «китайское правительство намерено заключить соглашение о торговле с Соединенными Штатами». Да, вице-премьер Госсовета Китая Лю Хэ действительно обозначил такое намерение, а Трамп подчеркнул наличие прогресса в переговорах, но нужно страдать одновременно слепотой и амнезией чтобы считать, что торговая война на этом закончится и что «ловушка Фукидида», в которой сейчас одновременно находятся США и КНР, вдруг магическом образом перестанет существовать.

Показательно, что уровень оптимизма, которое конкретная аналитическая структура или СМИ демонстрирует по поводу переговоров администрации Трампа с представителями Госсовета, обратно пропорционален уровню ее экономической специализации, то есть чем лучше колумнисты и эксперты разбираются в экономике, тем меньше у них надежд на то, что договоренность может быть достигнута, и на то, что достигнутая договоренность не будет просто перемирием перед очередным витком войны. Этот скептицизм полностью оправдан прежде всего из-за того, что по двум ключевым вопросам американо-китайского конфликта не достигнуто никакого прогресса.


Как отмечают аналитики Financial Times, Китай принципиально не желает отменять свои государственные программы стимулирования экономики, которые позволяют китайским компаниям эффективно конкурировать с американскими компаниями, особенно в сфере высоких технологий. Американцы продолжают настаивать на решении вопроса о массовом промышленном шпионаже, а также принуждению американских компаний к технологическим трансферам в обмен на доступ к китайскому рынку.


На фоне этих двух принципиальных вопросов любые договоренности о покупке Китаем каких-то объемов соевых бобов или американской нефти для выправления торгового баланса между странами — это просто мелочи для отвлечения внимания не очень умных журналистов и экспертов. Вопрос стоит ребром: если США добиваются того чего они хотят от Китая, то его технологические компании превращаются в сборочные цеха для американских корпораций и уходят с мирового рынка, а сама китайская экономика отправляется в глубокий кризис. Если США не добиваются своего, то за несколько лет они окончательно теряют свои технологические и экономические преимущества и, следовательно, последние надежды на сохранение мировой гегемонии. Этот вопрос переговорами не решить.

Ну, да Бог с ними, с торговой войной между двумя самыми сильными экономиками мира. Есть свои проблемы и у Китая, но их хватает и в США.  И когда  в комментариях прибегают сумасшедшие западопоклонники с криками «Экономика США растёт быстрее российской, мне хочется спросить, где они берут такую забористую дурь?

Единственное, что растёт в США – это темпы роста государственного долга.

Если совокупный долг России (в том числе долги физлиц и корпораций) за год сократился на 12%, или на 64 миллиарда долларов, то госдолг США за последнее время вырос более чем на два триллиона, до 22 триллионов долларов. А совокупный долг США уже превышает 34 триллиона долларов. А больше в США ничего не растёт.

Причём смотреть на официальную статистику US Census не имеет никакого смысла – она давно и стабильно врёт.

Плюс у них есть мерзкая привычка – они сначала выдают бравурный отчёт о росте, а через несколько месяцев (когда все уже не обращают внимания) выпускают «уточнённые данные», которые существенно ниже. А потом от этих уменьшенных данных снова рисуют липовый рост. И так каждый раз.

Есть куча косвенных показателей, которые позволяют определять, растёт экономика или падает – это потребление электроэнергии, грузоперевозки и ряд других.

Одним из таких показателей является количество проданных домов. Если в России в прошедшем году ипотечное кредитование било рекорды, то в Соединённых Штатах наоборот – продажи домов упали до многолетнего минимума.

Другим таким показателем является развитие (или, как в случае США, сокращение) сетей ритейла – розничной торговли.

«Victoria’s Secret» закрыла 20 магазинов.

«CROCS» закрывает 47 магазинов.

«JCrew» закрывает 50 магазинов.

«Аберкромби и Фитч» закрывают 60 магазинов.

«Sam’s Club» (подразделение «Валлмарта») закрывает 63 магазина.

«Claire’s» закрывает 92 магазина.

«Brookstone» закрывает 102 магазина.

«Foot Locker» закрывает 110 магазинов.

«GES» закрывает 120 магазинов.

«Michael Kors» закрывает 125 магазинов.

«JCPenney» объявили о закрытии 140 магазинов в прошлом году и ещё 8 за январь 2019 года.

«Kmart» закрывает 160 магазинов.

«Banana Republic» закрывает 200 магазинов.

«GNC» закрывает 200 магазинов.

И так далее. Мне просто лень дальше искать.

Но даже из представленного видно, что закрываются магазины в широчайшем спектре, начиная от нижнего белья, обуви, одежды, заканчивая бытовой техникой и электроникой.

А это значит, что в реальности (а не в бравурных отчётах американской статистики и Белого дома) продажи конечным потребителям существенно сокращаются. Это значит, что поставщики и смежники также будут производить значительно меньше товаров. Это значит, что будут потеряны десятки тысяч рабочих мест по цепочкам.

И, самое главное, что в США всё гораздо хуже, чем пытается рассказывать Трамп.

Падают продажи домов, автомобилей, на днях вышел годовой отчёт легендарных «Харли-Дэвидсон» – у них тоже страшные проседания продаж мотоциклов.

По оценкам американских экономистов, у большинства граждан США сбережения составляют менее 400 долларов. Это было чётко видно во время шатдауна, когда десятки тысяч государственных служащих (зачастую среднего звена, то есть считающихся весьма успешными), временно не получавших зарплату, были вынуждены стоять в очередях за бесплатным супом. Просто потому, что у них совершенно нет никаких сбережений, и малейшая задержка с зарплатами грозит, например, конфискацией взятого в кредит автомобиля и/или превращением в бомжей в связи с неуплатой арендной платы за квартиру.

Это не мое больное воображение, а почерпнуто мной из открытых источников. Кто-то может сказать, что так пишут СМИ, связанные с демократами, которые до сих пор борются с Трампом из-за того, что он пришел к власти в Белом доме.  И не принимают бюджет США из-за каких-то лишних 5 млрд долларов, когда залезают в долги на триллионы. Все может быть.  Тем более что я не собираюсь перебираться ни в США, ни в Европу, мне в России лучше живется, хотя и не богато, но свои небольшие потребности я могу удовлетворить за счет получаемой пенсии, да и дети немного побрасывают.  И мне не жалко американцев, даже тех, что живет за чертой бедности. Капитализм, о котором нам говорили в молодые годы, с его потогонной системой, где человек человеку враг, пришел в нашу страну при попустительстве всего народа, так что теперь плакать о былом.  Надо жить!