Подруга

Инна Малыга
ПОДРУГА

Проходят годы,  летят столетия, нам уже за пятьдесят, за свой полтинник я  встретила уйму людей, кто-то был  просто прохожим, кто-то оставил след…
Она пришла в наш класс посредине учебного года.  Тогда в  70-х  кукл  Барби еще не было и в помине, но в класс вошла именно она. Худенькая девочка в аккуратном коричневом школьном платье и праздничном белом фартуке. Бросалось в глаза ее светлая, почти фарфоровая белизна лица и голубые глаза,  а еще волосы – белоснежная фата волос. Мерлин Монро, не меньше. Было от чего остолбенеть мужской части нашего класса и озаботится женской. Звали ее Светлана. Имя ей очень шло, светлая, улыбчивая, на  многие годы она стала для меня добрым лучиком.
На перемене мы познакомились.
Света приехала с мамой в Иркутск из далекого поселка Юрты, что в Тайшетском районе. Воображение рисовало  заснеженные поля без конца и края и разбросанные  по ним жилища кочевников – юрты. Но все было прозаичнее, обыкновенный сибирский поселок с единственным лесоперерабатывающим предприятием и отсутствием перспектив развития в обозримом будущем. Развод мамы с отцом и, и как показала дальнейшая жизнь, единственно правильное решение -  переезд в областной центр. Я думаю, главной целью было дать достойное образование дочери.  Людмила Степановна – интеллигентная, умная, с еле заметной грустинкой в газах, работала педагогом – логопедом. Запомнилось, как мы втроем ходили в кинотеатр «Чайка» на фильм «Белый Бим Черное ухо». Зареванные шли после просмотра, когда Людмила Степановна спросила: «О чем фильм, девчонки?» Мы хором: «о собаке». И тут мама Светы рассказала нам, что люди придумали превозносить обыкновенную преданность собаки в подвиг, потому, что не все мы обладаем данным качеством  и верностью долгу и что благородство души - это само собой разумеющееся состояние, и ни одна собака в мире не считает преданность чем-то необычным. И что живут среди нас обыкновенные люди, незаметные, скромные, но очень душевные, украшающие нашу жизнь, нужно только их разглядеть…
Жили Света с мамой у родственников. Я часто бывала в этом доме, даже слишком часто, учитывая, что они снимали одну из трех комнат, а семейство было не маленьким. Ко мне относились по-доброму, а мне, девчонке, было и невдомек, что я кому-то докучаю. Там я впервые попробовала восхитительный грибной суп со сметанкой от тети Маши.
Класс наш, «бэшки», был дружным. Выпендрял и другой нечисти не водилось. Света быстро со всеми подружилась, а для меня стала закадычной подругой. Она обладала удивительным свойством –умела слушать собеседника и слышать его, она не просто молча слушала, она сопереживала, радовалась со мной, переплетая незримые нити наших родственных душ. Самые страшные тайны я доверяла именно ей, и она, как кремень, хранила их, первые влюбленности к красивым мальчишкам, прочитанные книги и конечно, музыка, болтать мы могли часами напролет. В те годы всходила звезда Джо Дассена. Бархатный голос этого исполнителя завораживал и кружил. Интернет тогда еще не окутал мозги, всю информацию мы черпали из  периодических изданий, проще говоря, журналов, газет. И был тогда в продаже один культовый, литературно-музыкальный  журнал с гибкими голубоватыми пластинками внутри - «Кругозор».  Одним из основателей журнала стал  гремевший на всю страну Юрий Визбор, а пластинки печатались на специальной  машине, закупленной во Франции.  С таких - то пластинок и началось наше со Светой знакомство еще с одним культовым певцом, Демис Руссос, мы заучивали, страшно перевирая, английские тексты и пели, пели, в почете также были вокально-инструментальные ансамбли. Уже давно нет того «Кругозора», с трудом найдешь проигрыватели на 33 об/мин, да и той страны уже нет, но вот осталась история, которая не устаревает. Света тогда училась в музыкальной школе по классу фортепиано, у нее хороший слух и пусть не сильный, но красивый голос. Я очень за нее переживала на одном из отчетных годовых концертов в музыкалке, до вспотевших ладошек волновалась. Она играла на сцене, чуть в глубине, на первых рядах сидели преподаватели, мне казалось, что она одна на огромной льдине, вот, вот собьется, но обошлось. В честь окончания еще одного музыкального года мною был вручен букет пьянящей черемухи. Много почему-то жалостливых песен мы пели в летних трудовых лагерях, пропалывая грядки морковки, тянущиеся казалось в бесконечность. Запевала тогда Галя, Киса, как мы ее называли: «я начал жизнь в трущобах городских и добрых слов я не слыхал»,  а мы нестройно подхватывали: «когда ласкали вы детей своих, я есть просил, я замерзал», и так душевненько у нас все выходило. К моему сожалению, ушли в прошлое трудовые лагеря, где мы не только работали, но учились быть самостоятельными, с речевками, кричалками, девизами, общими делами и с  нашей красивейшей природой мы были едиными, то чего не хватает сейчас нашей молодежи, где каждый по себе. Музыка всегда была рядом, помню, Света сказала: «когда мне плохо, я пою!» Так вот  ошибался герой «Иронии судьбы», люди поют не только когда им хорошо.
 Света была еще тот стойкий деревянный солдатик! Не знаю как для нее, но я урок физкультуры не любила, а с некоторых пор даже стала побаиваться. Случилось это когда мы отрабатывали прыжок через коня, по очереди прыгая кто как, а кто никак. Очередь дошла до Светы, разбег, толчок и .. сломанная лодыжка. Перепугались все, но Светик мужественно держалась.  Парадокс в том, что из-за плохой отметки могла заплакать на раз. Училась она хорошо, крепкие четверки теснились с пятерками в дневнике. Как и другие ученики, иногда мы всем классом сбегали с уроков, в тот раз выбор пал на химию. Попало всем, но больше всех мне, как дочери классного руководителя, мне было сказано: « как ты могла, Инна, это полнейшее неуважение к преподавателю,  учитель готовился к уроку, а вы сорвали предмет!» Потом я уже не сбегала с уроков, помятуя, как мама вставала в 5-6 часов утра и готовилась к занятиям, что бы вложить в нас зерна знаний. Много споров об образовании сейчас и тогда. Для меня лучшим доказательством, что нас учили хорошо, является то, что я пока без труда могу помочь своему внуку в учебе,  да и детям приходилось подсоблять.
У нас был хороший класс! До сих пор мы дружим, встречаемся и становимся снова Светками, Галками, Ленками, Маринками. Долгие годы уже  после окончания школы мы собирались на 8 марта на девичники у кого-нибудь на квартире, Света тоже  нас встречала у себя, она очень хорошая хозяйка, любит готовить и угощать.  У меня бережно хранится рецепт «маминого торта», который мы с ней пекли в детстве. А  на девичнике мы отрывались по-полной, танцевали, хохотали, вспоминали наше беззаботное детство и отрочество, показывали фото детей, и было просто хорошо на душе от таких посиделок. Недавно, поздравляя меня с очередным днем рождения, моя одноклассница сказала: «спасибо Капиталине Павловне, это она не жалея времени и сил учила нас доброте, честности и ценности дружбы». Жаль, что моя мама, моя классная мама это уже не слышит.
Светлана проучилась с нами 4 года, а потом им дали квартиру в отдаленном районе города. Другая школа, другие подруги. Я очень скучала без нее, но была рада, что теперь у них есть свой уголок. На прощание мы с Галкой В. оформили нашей подруге альбом с фотографиями, стихами, пожеланиями, прощальный альбом. Некоторое время мы еще встречались, но уже отдаленно, не так душевно. Как то по приезду Света показала фото, где она стоит с парнем, поинтересовалась: «кто?». В ответ услышала: «сосед Сергей». Мне казалось, что Света как то стремительно стала взрослеть, мы еще крутились где то на орбите «детство», а она уже сменила это место дислокации. Впоследствии Сергей стал и до сих пор есть ее муж, мне кажется он мировой мужик и наш Светик счастлива.
Жизнь разбросала нас на несколько лет по разным городам, нет, нет, долетит весточка – у Светы родился сын (любитель манной каши), потом дочь (красавица, в маму!).
По велению судьбы последние годы своей трудовой жизни мы работали в нашем книжном «Продалите». Света никогда не жаловалась на тяжелую работу, а она требовала внимательности, точности и достаточной  физической силы, работа с корпоративными клиентами – это тонны учебников, документация, сроки. Она -  молодец! У нее дружеские отношения с коллегами, начальство не в счет! Пора и передохнуть.  И вот мы на пенсии! Настоящая мировая бабушка трех внуков!  Дай Бог тебе здоровья!
Я рада каждому твоему звонку, и тому, что ты была и есть у меня. Так и хочется напутствие: «не забывайте писать, не забывайте звонить, не забывайте друзьям о самом важном говорить». Все.