Не Открывай Злу Дверь в Твой Дом

Сергей Лановой
- В советской фантастике, особенно ранней, даже у Стругацких, предполагалось, что в светлом будущем зла не будет. Однако, начиная со своей повести "Трудно быть богом", они пришли к выводу, что зло не только неистребимо, но и зачем-то нужно людям. Для развития цивилизации. Мысль в том, что жизнь, для развития своего естественного и неостановимого развития, требует присутствие кровавого зла. Которое эту жизнь уничтожает. Но и движет. Поэтому бороться со злом бессмысленно, бесполезно и не нужно. А не бороться с ним нельзя. Когда ты чувствуешь сопротивление мироздания, это значит, что оно обратило на тебя своё внимание. Вы с ним в диалоге. Вот такую мысль я нашла и думаю.
- Про зло - нет. Не так. Сопротивление мироздания и стоящее перед тобой зло - это разные вселенные. И последствия разные. Оставь рассуждения об их общности для пустозвонов, которые не в состоянии почувствовать, как сжимается и кричит душа от звуков ломаемой двери в твой дом. За дверью беснуется зло, ты это знаешь. Оно готово убить тех, кого ты любишь, и тебя. Какую эволюцию и движение несёт зло в приведённом случае? Никакого. Ничего, кроме страха, желания оружия и более крепкой двери. В будущем. Если в этот раз ты выживешь.

Для развития разума и навыков нужны трудности. Естественные трудности. Когда тебе холодно, хочется есть, что-то узнать или построить, вылечить себя от смертельной болезни, а затем двинуть на Луну. Всё перечисленное двигает зодчество, искусство, науку и медицину. Зло здесь ни при чём. Зло провоцирует защиту. Длиннее зубы, крепче когти, толще кожа, гуще шерсть. Заставляя прятаться, оплакивать убитых, терпеть унижения. Это две разные формы жизни. К сожалению, человек живёт их обе.
- А почему тогда многие ищут и находят оправдание существования зла? Из-за бессилия? Вот у Станислава Лема есть роман о том, во что превратились люди, у которых выключен ген агрессии.
- Оправдание злу ищут из-за легкомыслия и по глупости. Из-за неспособности или нежелания поставить себя на место тех, кого зло сожрало. Это как раз вольно рассуждающие, Нинуш. А ещё подобные речи нередки у тех, кто тебя испытывает, провоцирует, проверяет. Писатель имеет на это право. Однако он обязан дать тебе подсказку, направление, выход. Чтобы ты не мирилась с господством несправедливости, жестокости и зла, ясно понимая их ненужность в твоей жизни. В твоём доме. В твоих руках.

Станислав Лем написал роман. Это не жизнь, не школа, а лишь продукт фантазии. Вместе с геном агрессии, которым можно, в случае умения играть со словами, дополнить такое понятие, как адреналин. Последний вырабатывается злом, а может и трудностями. В первом случае главным будет твоё стремление выжить, защитить тебе дорогое, во втором ты не имеешь дело с прямой опасностью, но пытаешься выйти из сложной ситуации, решить задачу или победить в состязании. Это тоже адреналин. Созидающий и создающий. Пиши, строй, рисуй, рожай. А в случае со злом уже не до романа. Не до рисунков или строительства. И не до родов. Нужно нападать или бежать прочь.
Зло не развивает, оно тормозит, уводит в сторону, вынуждает искать способы избавления от него. Зло не даст тебе улететь к звёздам. Нет времени. Не позволит вдохнуть полной грудью. Нет возможности. Ты дерёшься насмерть или зарываешься в землю и ждёшь. Либо скалишь зубы.
- Но ведь те же Стругацкие начинали с того, что их герои были честными, чистыми, смелыми, добрыми. А потом некоторые однажды понимали, что не всегда и не со всеми можно по-доброму. И крошили кучу народа. То есть им вдруг понадобилось зло. Без него нельзя. Без зла бороться со злом не получается. Но тогда... если ты убьёшь убийцу, то их количество в итоге не уменьшится. Так говорят.
- Снова неверно! Так говорят, да, однако ты должна видеть, что это всего лишь бездарная по смыслу игра слов. Без ответственности и разума.
На грызущее тебя зло ты отвечаешь защитой. Спасая тех, кого ещё не накрыло жестокостью и злобой. Ты не причиняешь зло, ты применяешь силу, чтобы зло искоренить, становясь защитником, спасителем, другом, врачом. Так уничтожаются раковые клетки, от которых может умереть сама жизнь. Частью которой являешься ты. И если допустить необходимость зла для жизни, тогда придётся смириться с тем, что ты - больна, уродлива, несовершенна. Потому что не способна зло совершить. Неспособна убить, оскорбить, унизить. Однако в мире навалом людей, которые это могут. Две разные формы жизни, которые живёт человек, помнишь? Две разные планеты. Противоположные Вселенные. В их тесном соседстве кроется постоянная война между теми, кто хочет жить, создавая истинно человеческое, и теми, кому на тебя и тобою рождённое плевать. В этом - зло. Без которого можно и нужно жить. Чего не скажешь о желании стать сильнее, мудрее и лучше. Создавая себе условия, в которых проявляется твой созидающий адреналин. Без него жизнь протухает, превращается в спокойное болотце, с его естественными инстинктами и жратвой.
- Тогда каким образом разделять эти разные формы. Эти миры. Этих людей.
- Людей не нужно разделять, разъединять или уводить в сторону. Их необходимо сводить. Сближать. Человек - существо стадное, живущее в атмосфере человеческого общества, которому необходимы общие жесткие рамки, единые железные правила, сильная рука. Наличие зла и прочей дряни в окружающей тебя среде - результат отсутствия мудрого правления, хозяйствования, заботы.
- Но.. как быть с этими антиподами?! Правое - левое, чёрное - белое, хорошо, плохо, добро и зло, жизнь - смерть, как?! Всё это имеет место! А значит, зачем-то необходимо?
- Да. Место имеет. Однако не обязательно. И часто ненужно. Ты можешь противопоставить жизнь и смерть, они всегда рядом, но добро и зло не являются необходимой парой. Представь, вот представь саму себя ещё раз. Твой дом. Твоя семья. У тебя пахнет теплом и уютом, каждый занят своим делом, и никто не скупится на доброе слово и поощряющий к чему-то хорошему взгляд. Вот, представила? Где, в каком месте для поддержки этой замечательной картинки тебе потребуется зло? Кто кого должен ударить? Кто обязан накричать? Кому надо вломиться в твою дверь, чтобы наполнить твою жизнь законченным смыслом?!
- Нет.. не хочу. Так.. не хочу. Никак не хочу. Это страшно. Очень страшно. Лучше без. А ты знаешь, что мой сын построил космический корабль? Пока только одноместный. Но он старается. Очень старается.
- Вот и не надо мешать ему работать. Твой сын пытается совместить ещё два очень часто упоминаемых слова. Или ощущения. Или даже чувства. Близко и Далеко. Это когда что-то кажется таким простым и понятным.. тебе.. поколение за поколением удаляясь всё дальше и дальше.. почти исчезая из глаз. И тогда приходится улетать к чёртовой матери, подальше от этого мира, только лишь затем, чтобы с колыбели родное и привычное, как вся наша большая Земля, не уходило из-под твоих ног.



GC