Ильф и Петров. Двенадцать стульев

Антон Шишкодремов
Это не просто книга, а священный свиток, который я читал и перечитывал бесконечное количество раз. Остап Бендер был для меня папой, мамой и прекрасным учителем. Никогда не унывающий, умеющий найти выход из любой ситуации, с прекрасным чувством юмора - он мне в детстве казался идеальным человеком. С возрастом я понял некоторые его недостатки, что сделало его только ближе.

Если в темноте притаился кто-то, кто не читал эту книгу, то он все равно о ней слышал - смотрел фильм или неосознанно пользовался цитатами. Мои любимые цитаты "он любил и страдал. Любил деньги и страдал от их недостатка". Или "второй голос искушенный в предвыборной борьбе подал за себя сам". Цитатами из "12 стульев" можно запрудить весь отзовик.

Не стану я писать восторженных отзывов на тему "ух" и "ах", а поделюсь некоторыми собственными наблюдениями. Однажды я посчитал - сколько денег Остап Бендер заработал за период с весны до осени 1927 года. Сколько раз он нарушал законы - точно не знаю, только примерно представляю, но думаю, что самым серьезным правонарушением было создание старгородского союза "меча и орала".

По итогам пяти месяцев у меня получилось тысяча двести рублей, не считая питания и реквизированного у вдовы золота. То есть, получавший большую зарплату Щукин (200 рублей) ему не годился в подметки. Такой человек мог прекрасно себя чувствовать и без бриллиантов, но я давно понял, что не деньги его привлекали как таковые. Вспомните его проекты, на что он собирался тратить капитал.

Также я прочитал "полный" вариант книги, который якобы не был обрезан цензурой. Произведение получается объемнее примерно на треть. Никому не советую читать это сразу. потому что подобная версия книги имеет ценность исключительно для фанатов "12 стульев". Есть примеры подобных произведений, где текст тонет в комментариях, например, булгаковская "Белая гвардия" или "Библия". Еще парочка таких же томов в виде комментариев.

Добрую половину этих пояснений можно смело изъять, потому что она лишняя и только загромождает текст, совершенно устаревшее или явная придумка. В общем же, текст полной версии получается грубоватым, хотя и образы раскрываются точнее.

В результате, книгу даже не нужно никому советовать. она все равно никуда не денется, как один из немногих бесспорных столпов, на которых покоится такой мыльный пузырь, как советская литература.