Записки из блокнота 27

Елена Пацкина
О покое

Я выросла в культуре (в частности, литературе), где понятие покоя носило сугубо отрицательный оттенок; воспринималось как нечто мертвенное, противостоящее жизни.

 А настоящая жизнь – это борьба. Не важно, за или против, но вперед. Действительно, многие люди ощущают биение пульса жизни только при резком выбросе адреналина, при грозящей опасности, от которой удалось увернуться.
Если нет войны, они полезут «покорять вершины». Лавины, стремнины, камнепады – их необходимо преодолеть. Вот он – адреналин,  вот она – жизнь.
Так, весьма пожилой миллионер садится в свой самолетик и летит через океан, чтобы преодолеть или погибнуть. И погиб. А ведь раньше-то все удавалось. Зачем, спрашивается? От скуки, от покоя, точнее, от некоего внутреннего беспокойства.

Есть еще вид борьбы: «покорение вершин»  карьерной лестницы. Там не лавины и камнепады, а конкуренты – друзья-товарищи. Война кланов и группировок.
«Член семьи» легко может оказаться сиротой, а то и покойником. Зато и выигрыш несопоставим с каким-то Эльбрусом – тут миллиарды на кону.
Одним словом, «сатана там правит бал, люди гибнут за металл»...

Но есть другие люди: они постоянно чувствуют опасность, исходящую как изнутри, так и снаружи. Причем не только понимают умом, но ощущают каждой клеткой, каждым нервом.

«Жизнь бесконечно уязвима –
Всегда висит на волоске...»

Такое переживание жизни для человека тяжело, но в то же время заставляет ценить каждый час покоя и безмятежности как редкостный дар судьбы. Такой человек не станет искать приключений на свою голову, а будет радоваться
просто ясному дню, дружеской беседе, хорошей книге, отсутствию болезней и прочих неприятностей. Он не агрессивен и безопасен для окружающих.
Иногда он бывает мудр – тогда его мысли приносят нам  пользу и столетия спустя:«Глупец гоняется за наслаждениями и находит разочарование; мудрец же только избегает горя».
 А. Шопенгауэр


       (Иллюстрация автора)