Ксения блаженная, помоги, родная...

Протоиерей Артемий Владимиров
Полна тайн и загадок судьба даже самого простого и никем не знаемого человека. Ведь за обыкновенными жизненными вехами – «родился, женился, преставился» – скрывается целый мир мыслей, чувств, желаний бессмертной души, которые ведомы лишь одному Богу. Тем более загадочна и таинственна жизнь угодников Божиих, людей, предызбранных Провидением для служения человеческому роду. Не всё в их судьбах понятно нашему рассудку. Ведь святые руководствовались духовным разумом; водимые Божией благодатью, они не объясняли причины своих парадоксальных поступков не только любопытствовавшим праздным зевакам, но и своим искренним почитателям.

Даже кончина праведника не всегда проливает свет на его земную судьбу. Ведя сокровенную молитвенную жизнь, подвижники Христовы и после своего перехода в вечность, кажется, не любят раскрывать миру своих тайн. Только на путях стяжания Духа Божия мы имеем надежду прикоснуться, хотя бы отчасти, к судьбам святых, на земле и на небе пребывающих в руце Господней.

Такова и блаженная Ксеньюшка, как её с любовью именуют верующие петербуржцы, справедливо почитая эту Христа ради юродивую небесной покровительницей своего дивного города на Неве. Думаю, что нет нужды пересказывать многоскорбную жизнь вдовицы, оставшейся в единочасье без любимого мужа и принявшей на себя непосильный подвиг многолетнего денно-нощного моления о упокоении его души... Всем известные красная юбка и зелёная кофта Ксении Григорьевны вошли в историю северной столицы так же прочно, как и медный всадник, увековеченный поэтическим гением Пушкина.

До сих пор старые площади, улицы и каналы Санкт-Петербурга помнят убогую странницу, которая с вечера до утренней зари клала на все четыре стороны земные поклоны, призывая имя Сладчайшего Иисуса и Царицы Небесной. Сонный град просыпался, а Ксеньюшка уже бродила по бесконечным «линиям», окидывая вещим взором редких прохожих, с благоговением кланявшихся Блаженной и принимавших от неё краткие слова-напутствия, предостережения, увещевания и благословения, по преимуществу в приточной, замысловатой форме. Смею сказать, что «Петра творенья» из гранита, чугуна и бронзы, Петербурга Достоевского, Андрея Белого, Ахматовой не было бы без его ночной молитвенницы, нашедшей место своего упокоения на знаменитом Смоленском кладбище.

Точной даты блаженной кончины юродивой никто установить не может и по сию пору. Почила она сном праведницы, истощённая телом, но осенённая всеми дарами Духа Святого. Полагают, что дата её смерти – на стыке двух столетий, возможно, около 1803 года.

Святая могилка тотчас стала местом всенародного поклонения. Каждый посетитель старался унести с дорогого его сердцу холмика хоть щепотку земли, которая, как было замечено, исцеляла почитателей подвижницы от многоразличных недугов. Пришлось сделать иную насыпь – и её постигла та же участь. Было решено положить могильную плиту – но и она была разобрана по кусочкам, которые счастливцы унесли в свои дома. Вторая плита исчезла столь же быстро, как и первая. Тогда на народные пожертвования была построена первая деревянная часовня, с наружной стороны которой, над дверью, сделали надпись: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В сей часовне погребена раба Божия Блаженная Ксения Григорьевна жена певчего Андрея Федоровича. Оставшись после мужа 26 лет, странствовала 45 лет. Звалась во вдовстве именем Андрей Фёдорович. Всего жития ея было на земле 71 год. В 1794—1796 году принимала участие в построении Смоленской церкви, тайно по ночам таская на своих плечах кирпичи для строющейся церкви. “Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души”. Аминь. Слова Блаж. Ксении взяты с надгробн. плиты».

В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвящённом 1000-летию Крещения Руси, блаженная Ксения была причислена к лику святых. Санкт-Петербург наконец обрёл ещё одну свою небесную покровительницу...

Многие петербуржцы помнят длинный серый бетонный забор, прятавший святую часовню от пытливых очей верующих ленинградцев и гостей северной столицы. Он был весь исписан и исчиркан надписями, среди которых не было ни одной скабрезной. Особое внимание привлекало огромное, почти во всю длину забора, воззвание: «Блаженная Ксения! Сделай так, чтобы “Зенит” победил!» За забор тогда бросали записочки, адресованные Ксеньюшке. Ими была усеяна земля вокруг часовни и зимой, и летом. В этих записках – самая душа народа, трогательная в её горячей вере в небесное заступничество святых, простая и искренняя, как у дитяти, простирающего ручонки к своей родительнице: «Ксеньюшка, родная, муж и пьёт, и бьёт; сделай с ним что-нибудь, помоги!»; «Святая Ксения, у меня завтра сложнейший экзамен по химии. Не сдам – вылечу!»; «Блаженная Ксения, сделай так, чтоб сын вернулся из армии живым и здоровым.». Такие записочки не пишут в пустоту. Но все они приходят к конкретному адресату...

И мы, безусловно, верим, что святая Ксения, кость от кости и плоть от плоти русского народа, не оставит никого из нас в бедах и напастях нашего мятежного века...

Из книги протоиерея Артемия Владимирова
«Беседы в "Русском Доме"»