Памяти Веры Холодной посвящается III часть

Галина Подольская 2
Андрей Глущенко-Молчанов
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ЭССЕ О ВЕРЕ ХОЛОДНОЙ:
Октябрьскую революцию Вера Холодная встретила за работой над картиной «Княжна Тараканова», съёмки которой предполагалось провести в Одессе. Советская власть шла навстречу актрисе и Вере Холодной «отпускали электроэнергию и плёнку по возможности бесперебойно». За период с 1916 по 1919 год было поставлено более 30 картин с участием Веры Холодной. Чеслав Сабинский писал, что в кризисный момент кинематографии в ближайшее послереволюционное время режиссёры, зачастую, уже и не снимали её в ролях, а просили «просто позировать в мало подходящих, а иногда и явно халтурных лентах». Обратил внимание на актрису и сам Константин Сергеевич Станиславский. В 1918 году выходит на экраны фильм режиссёра Чеслава Генриховича Сабинского «Живой труп», поставленый по одноимённой пьесе Льва Николаевича Толстого (1900), опубликованной в газете «Русское слово» лишь в 1911 году, уже после смерти Льва Николаевича. Впервые она была поставлена на сцене МхТ в конце сентября 1911 года, а всего через пять дней, 28 сентября 1911 года, её премьера с успехом прошла в Петербургском Александринском театре, в версии киноленты 1918 года Лизу сыграла Вера Холодная). После выхода на экран фильма «Живой труп» Константин Сергеевич предложил Вере  вступить в труппу МхТ. Он пообещал Вере роль Катерины в «Грозе» А.Н. Островского, предупредив, что над ролью придётся долго и много работать, возможно год или даже более. Но работа в театре МхТ была не совместима с плотным графиком съёмок, поэтому после нескольких дней колебаний Вера Холодная написала Станиславскому письмо с отказом.
Весной 1918 года у Веры Холодной одновременно происходят два неприятных события в личной жизни — разрыв с мужем из-за её переезда в Одессу с киноэкспедицией Дмитрия Харитонова для работы над фильмом «Княжна Тараканова» и последующий разрыв с Владимиром Максимовым. Муж Владимир, приёмная дочь Нонна и вторая сестра, Надя, остались в Москве, в поездке актрису сопровождали сестра Софья и дочь Женя, а так же режиссёр Пётр Чардынин, артисты Владимир Максимов и Осип Рунич, члены их семей. По дороге в Одессу актёры давали коммерческие концерты в крупных городах, включая Киев и Харьков, иногда она принимала участие в концертах Леонида Осиповича Утесова, настоящее имя Лазарь (Лейзер) Иосифович Вайсбейн (9.03.1895 — 9.03.1982), любимый всеми советский эстрадный артист, певец, чтец, руководитель оркестра, киноактёр, он исполнял песни в различных жанрах от джаза до городского романса, в 1965 году был первым из артистов эстрады удостоен звания «Народный артист СССР».
В ожидании того, когда в Одессе будет оборудована киностудия, Вера Холодная успела в Ялте принять участие в съёмках ряда картин на фирме «Мирограф» и несколько раз там выступить в благотворительных концертах. Их зрителями бывали Григорий Иванович Котовский (12.06.1881 — 06.08.1925), российский революционер, советский военный и политический деятель, участник Гражданской войны, и Михаил Винницкий (Мишка Япончик, настоящее имя — Мойше-Яков Вольфович Винницкий, родился 30.10.1891 года в селе Голта Ананьевского уезда Херсонской губернии, Российской империи — расстрелян 4.08.1919 года в Вознесенске Херсонской губернии, некогда знаменитый одесский налётчик, в 1906 году вступивший в молодежную организацию анархистов-террористов «Молодая воля» (запугивая жертв, они требовали от «буржуев» выдать «денег на революцию»), участник покушения на полицмейстера Михайловского участка Одессы подполковника Кожухаря, нормально воспринявший в 1917 году активность большевистской власти, участвовавший в Гражданской войне в рядах Красной Армии, испросив разрешения сформировать из своих людей отряд под его же командованием.
В Одессе участники киноэкспедиции были заняты съёмками, которые целыми сутками проходили в ателье на Французском бульваре. Восемнадцатого декабря 1918 года Одессу заняли французские войска и части Добровольческой армии. Вера Холодная стала получать приглашения от иностранных компаний сниматься за рубежом, при этом фирмы предлагали ей огромные гонорары. Но Вера Холодная решительно всё отклоняла. В Одессе актриса успела сыграть в четырех кинокартинах: «Последнее танго» Вячеслава Висковского, вышел на экраны 31 мая 1918 года, другое название — «Под знойным небом Аргентины», поставлен на сюжет романса из репертуара И. Кремер, в ролях: Вера Холодная, Осип Рунич, Иван Худолеев, Григорий Александров, «Женщина, которая изобрела любовь», большая салонная драма - экранизация одноименного романа Гвидо де Верона режиссёра Вячеслава Висковского, производство - кинопредприятие Д.И. Харитонова, вышел на экраны 19 июля 1918 года, в экранизации «Княжна Тараканова» режиссера Петра Чардынина по одноименному роману Г.П. Данилевского, кинопредприятие — Д.И. Харитонова, в ролях Вера Холодная, Осип Рунич, Иван Худолеев, Владимир Максимов, фильм снимался в Москве и Одессе летом и осенью 1918 г., но на экраны так и не вышел, а так же в киноленте «Азра» (1919) - мелодрама режиссёра Пётра Чардынина, в ролях: Вера Холодная, Петр Баратов, Андрей Платонов (последний профессионалам известен и как сценарист).
Круг одесских знакомств знаменитой актрисы -  «светской львицы» - в этот период был крайне разнообразен, кинозвезде приписывали романы с очень влиятельными людьми, что давало поводы для многочисленных слухов. Она могла появляться в обществе белых офицеров и французских военных деятелей, Веру Холодную окружали первые лица города — военный губернатор Одессы, французский генерал и французский консул, а так же представители местной власти, банкиры, шпионы и представители тайных агентур, да мало ли кто, она была публичным человеком... В свободное от съёмок время актриса выступала на коммерческих концертах и благотворительных вечерах, сбор от которых шёл в пользу Красного Креста, бедствующих коллег по цеху или неимущих.
На стыке восемнадцатого и девятнадцатого годов в Одессе началась эпидемия гриппа. В начале февраля Вера Холодная, после спектакля в театре литературно-артистического общества на Греческой улице, упала в снег с перевернувшихся саней по дороге в гостиницу «Бристоль», простудилась и заболела. Не желая оставаться в гостинице, Вера Холодная переехала к матери, в дом Папудова на Соборной площади. Врачи поставили ей тяжёлую форму гриппа с лёгочными осложнениями, более известной как «испанка». Её лечили лучшие профессора Одессы, всё было сделано для её спасения. Проболев всего несколько дней, актриса скоропостижно скончалась 16 февраля 1919 года в половине восьмого вечера.
В день смерти Веры Холодной во многих театрах были отменены спектакли. В Москве, в Художественном театре, прошла панихида памяти «королевы экрана». Отпевание любимой актрисы «великого немого» проходило в Спасо-Преображенском кафедральном соборе при огромном стечение народа. С любимой актрисой пришла проститься буквально вся Одесса. Захоронена была Вера Холодная в часовне на Первом христианском кладбище Одессы.
Внезапная смерть популярной артистки повлекла за собой целую череду слухов и домыслов, в которых мы разбираться права не имеем. И всё же, по официальной версии, причиной смерти Веры Холодной считается «испанка». Впрочем, большинство людей, знавших актрису, так же придерживались официальной точки зрения. Ни сама актриса, ни её дочь, ни сёстры Веры Холодной, ни её импресарио, ни коллеги по цеху, ни друг семьи Александр Вертинский «не высказывали никаких сомнений относительно причины её заболевания». Правда, вскоре слухи всё же опять всколыхнулись и усилились, но это было связано с арестом и последующим расстрелом в Москве её мужа Владимира по неизвестным причинам.
За сравнительно недолгий период кинокарьеры, начавшийся в кровавом 1914 году и продолжавшийся вплоть до самой смерти актрисы в феврале 1919 года, Вере Холодной удалось стать самой знаменитой киноактрисой своего времени и она вошла в историю как «королева экрана» отечественного кинематографа первой четверти двадцатого столетия. Популярность Холодной не угасала ни в суровые годы Первой мировой, ни во время драматических событий революционного 1917 года, ни в годы беспощадной Гражданской войны. Вера Васильевна Холодная снялась, по меньшей мере, в пятидесяти фильмах, из которых, к сожалению, в отечественных фильмофондах сохранились далеко не многие. Некоторые названия фильмов известны и говорят сами за себя: «Анфиса» (1912), «Шкаф с сюрпризом» (1915), «Вор» (1916), «Жизнь за жизнь» (1916), «У камина» (1917), «Человек-зверь» (1917), «Венчал их Сатана» (1917), «Живой труп» (1918), «Ложь» (1918), «Пламя неба» (1915), «Миражи» (1915), «Любовь графини» (1917), «Позабудь про камин, в нём погасли огни» (1917), «Огненный дьявол» (1917), «Молчи, грусть, молчи» и «Сказка любви дорогой» (1918), «Женщина, которая изобрела любовь» (1918), «Последнее танго» (1918), «Азра» (1919), «Княжна Тараканова» (1918) и пр.
Спустя несколько месяцев после смерти Веры Холодной скончалась от тифа ее мать, а вскоре трагически погиб её муж... Через несколько лет исчез и последний земной след загадочной Веры Холодной - в 1931 году Первое христианское кладбище Одессы, где похоронили актрису, было решено превратить в городской парк. В процессе разрушения кладбища в 1931 - 1932 годах тело Веры Холодной пропало. Сестра актрисы Софья после смерти Веры так и осталась в Одессе, стала балериной Одесского театра оперы и балета, вышла замуж и родила двух детей. Дочерей Веры Холодной взяла на воспитание ее младшая сестра и вместе с ними эмигрировала из России. Известно, что приёмная дочь Нонна стала оперной певицей, жила во Франции и Америке, а Евгения объездила весь мир вместе со своим учённым мужем, магистром социологии. Обе дочери неоднократно давали интервью, в которых очень тепло и с любовью отзывались о своих родителях.
В ограде памятника выдающемуся режиссеру Петру Чардынину, похороненному на Втором христианском кладбище, находится барельеф в память о великой актрисе «великого немого» кино. 2 сентября 2003 года в Одессе, на улице Преображенской, возле дома, где жила и скончалась актриса, был установлен памятник «королеве» чёрно-белого немого русского кино, «звезде» отечественного сценического искусства Вере Васильевне Холодной. 23 июня 2010 года на территории Одесской киностудии в память о Вере Холодной была установлена мемориальная доска.
Великой киноактрисе Вере Холодной - «королеве русского немого кино» - Богом было отпущено чуть меньше 26 лет. Из них в «великом немом» она снималась неполных пять лет, но какой же колдовской силой надо было обладать, чтобы ее актёрские работы и кинообразы всегда помнили, почитали, любили, а о ней самой снимали фильмы... Какой же притягательной энергией завораживала эта хрупкая изящная женщина «с глазами библейской мученицы и капризным ртом»? Какими чарами она могла заставить поклонников и любящих зрителей в самый разгар Первой мировой войны, период предреволюционных и революционных бурь, гражданской войны, военного хаоса, разрухи и голода, валом валить в синематограф на сомнительные салонные мелодрамы из «великосветской» жизни с «кошмарными» страстями и переживаниями «роковых» мужчин и женщин в «роскошной» обстановке? Я думаю исключительно потому, что «Холодной был свойственен ряд индивидуальных качеств, присущих только ей, и именно в этом заключалось её преимущество перед другими актрисами».
Нельзя не упомянуть, что, в знак всенародной любви, Вере Холодной посвящено множество произведений искусства. «Звездой первой величины» многие поэты, режиссеры и актеры восторгались как первым «самостоятельным, индивидуальным дарованием» отечественного кинематографа! О ней снимались фильмы при ее жизни и после ее смерти.
Образ «королевы российского немого кино» Веры Холодной послужил вдохновением для двух невероятно разных фильмов с разной судьбой: режиссёра Рустама Хамдамова «Нечаянные радости» (1967) и «Раба любви» (1975) кинорежиссёра Никиты Сергеевича Михалкова.
Кинолента режиссёра Рустама Хамдамова по сценарию Андрея Сергеевича Кончаловского «Нечаянные радости» (1967) — картина с некой, прямо скажем, довольно детективной, судьбой, которую история умалчивает (суть в том, что Рустам Хамдамов пытался снять исторический детектив с налетом мистицизма) — особого внимания не заслуживает, так как фильм не был закончен, по причине часто меняющегося на ходу сценария. Отснятый рабочий материал на Мосфильме был забракован, но сохранён оператором Ильёй Минковецким и после досъёмки и монтажа, материал был включен в качестве одного из ключевых эпизодов в фильм Р. Хамдамова «Анна Карамазофф» (1991 г.)
Обратимся лучше к ленте замечательного кинорежиссёра Н.С. Михалкова, созданной мастером в 1975 году. Кинолента «Раба любви» вышла на экраны 44 года назад и стала «визитной карточкой» молодой актрисы Елены Соловей, сделав её сразу же знаменитой, присвоив ей статус «звезды советского кинематографа». Никите Сергеевичу Михалкову драма-размышление о трагических судьбах русской интеллигенции в эпоху роковых, переломных и драматичных перемен, о мучительной подборке ответов на вопрос, «что лучше: сладкая греза, ласкающая покой зрителей, или жестокая, резкая, взламывающая их душевный уют правда» — вручила статус кинорежиссёра мирового уровня. В киноленте очень точно переданы события, «максимально приближенные к реальности тех лет», не «вещественные приметы эпохи», нет, а именно «ее пульс, дыхание, отношение каждого к ней».
В основу сценария фильма положена правдивая история из жизни легенды отечественного кинематографа Веры Холодной: «Участники московской киноэкспедиции, состоящей из режиссёра, оператора и «звёзд немого кино», в 1918 году из большевистской Москвы прибывают в Одессу, занятую французскими войсками и частями Добровольческой армии. Московской киногруппе предстоит снять очередную салонную мелодраму с «королевой отечественного кинематографа» Верой Холодной в главной роли».
К/ф «Раба любви» - это фильм о фильме. Трагическая судьба главной героини фильма — «королевы отечественного кинематографа» — разворачивается в период послереволюционных событий в России на фоне кровавой гражданской войны. Но не смотря на все роковые события в стране, в Ялте летом 1918 года предполагается съёмка немой киноленты под названием «Раба любви». Жизнь продолжается и на частных кинофабриках по-прежнему делаются салонные любовные мелодрамы... Из занятой большевиками Москвы, в сопровождении киноэкспедиционной группы, состоящей из режиссёра, оператора и части «звёзд» отечественного немого кинематографа, уезжает на съемки в Крым, занятый белогвардейцами, «звезда немого кино» Ольга Вознесенская (Елена Соловей). Она остро переживает крушение старого мира и стоит перед мучительным выбором: принять перемены или бежать от них...».
Уже тогда, на пересечении двух столетий, было понятно, что мировое общество в глубоком кризисе, и тем не менее, в первом десятилетии прошлого века еще никто не мог представить, что начнётся несправедливая, страшно разрушительная, пагубная для России, Первая мировая война, что в рядах Русской Армии отправятся на фронт и погибнут смертью храбрых лучшие сыны Отчизны, и, что всего три года спустя, произойдет Великая Октябрьская революция, которая вывернет всё на изнанку, и в результате которой Российская империя исчезнет навсегда, взамен появится новая формация — Страна рабочих и крестьян. Но лучшим представителям Российской интеллигенции начала двадцатого века уже тогда было понятно, что российское общество серьёзно заболело. И эта тревога и боль в смутное время выражалась в чёрно-белом немом кино, и, отнюдь, не в крупных сюжетах, а именно в подобных короткометражных мелодрамах. Люди, «оплакивая» судьбы героинь/героев кинолент, оплакивали и свои будущие страдания, и свои горькие и печальные судьбы. И в те роковые для истории Российской империи времена, творчество Веры Холодной оказалось абсолютно созвучным исчезающим теням великосветского общества, истинной российской интеллигенции, одной ногой стоящей над погибельной пропастью. «Королева немого кино» с великим достоинством «олицетворяла хрупкий цветок, обреченный на то, что его сорвут». Поэтому, все эти незамысловатые на первый взгляд фантастические драмы с психологическим сюжетом и роковые мелодрамы с трагическим концом как правило на самом деле оказывались по значимости гораздо глубже.
В 1976 году кинолента, в которой снимались замечательные, талантливые артисты - Елена Соловей, Радион Нахапетов, Никита Михалков, Константин Григорьев, Александр Калягин, Вера Кузнецова, Инна Ульянова, Олег Басилашвили,  Николай Пастухов, Готлиб Ронинсон, Евгений Стеблов, Михаил Чигарев, Александр Яковлев - по итогам опроса кинокритиков была названа лучшим фильмом на фестивале молодых кинематографистов киностудии «Мосфильм» (1976), а также стала обладателем приза «Пластина Золотого тура» за режиссуру на V МКФ в Тегеране (Иран, 1976) и специального приза жюри Международного кинофестиваля «Молодое кино» в Йере (Франция).
Режиссёр киноленты Н.С. Михалков на Фестивале молодых кинематографистов «Мосфильма» (1976) получил Диплом за лучшую режиссуру, а в 1985 году получил Диплом участия на Международной неделе кино в Стамбуле (Турция). В 1976 на V МКФ в Тегеране (Иран) режиссёру фильма Н.С. Михалкову вручили Приз «Золотой Тур» за лучшую режиссуру.
Актриса Елена Яковлевна Соловей на Фестивале молодых кинематографистов «Мосфильма» (1976) получила «Диплом за лучшую женскую роль». «Диплом за лучшую работу художника» на Фестивале молодых кинематографистов «Мосфильма» (1976) была вручена артисту-художнику Александру Артёмовичу Адабашьяну. На Фестивале молодых кинематографистов «Мосфильма» (1976) советский и российский кинооператор, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РФ (1992) Павел Тимофеевич Лебешев (15.02.1940 года — 23.02.2003) получил Диплом за лучшую операторскую работу, а в 1977 году Специальную премию жюри на МКФ молодого кино в Йере (Франция) (1977).
Вере Холодной посвящали и будут посвящать стихи и романсы. По роковому стечению, в 1916 году композитор Борис Прозоровский — пианист, аранжировщик, концертмейстер, родился в Петербурге в 1886 году, по другим данным в 1889, в 1937 году репрессирован, реабилитирован посмертно в 1957 году из-за отсутствия состава преступления — написал музыку к романсу «Жасмин» на слова В. Лозино-Лозинского, который ещё при жизни пела и сама Вера Холодная, наверное оплакивая свою судьбу...

«ЖАСМИН»
Чудно как пахнет жасмином
Связанный белый букет.
Кем-то забыт над камином -
Кем-то, кого уже нет.

Белые ветви увяли,
Ни для кого не цвели.
Так, незачем их сорвали,
Бросили здесь и ушли.

В сумерках стали темнее
Ирисы дальних куртин.
Чей это шепот в аллее?
Чудно как пахнет жасмин,
Чудно как пахнет жасмин!

Лучший друг семьи, знаменитый шансонье, эстрадный артист и певец Александр Вертинский посвятил ей одну из самых известных своих песен, песню-пророчество — «Ваши пальцы пахнут ладаном», но по настоятельной просьбе самой Веры, при опубликовании в сборнике «Печальные песенки А. Вертинского», выпущенном компанией «Прогрессивные новости» Б. Л. Андржеевского (1916 — 1917), и сборнике «Популярные песенки А. Вертинского», изданном фирмой «Детлаф и Ко.», сразу же снял «посвящение».

ВАШИ ПАЛЬЦЫ ПАХНУТ ЛАДАНОМ
(посвящение Вере Холодной)
Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.
И когда весенней Вестницей
Вы пойдете в синий край,
Сам Господь по белой лестнице
Поведет Вас в светлый рай.
Тихо шепчет дьякон седенький,
За поклоном бьет поклон
И метет бородкой реденькой
Вековую пыль с икон.
Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.

Позже он написал о Вере Холодной целый ряд песен, из которых «Маленький креольчик», «Лиловый негр» были ею особенно любимы. Позднее Вертинский писал: «Я был, как и все тогда, неравнодушен к Вере Холодной. Я впервые придумал и написал титул – «королева экрана». Титул утвердился за ней. С тех пор ее так называла вся Россия».

Андрей Глущенко
В ПАМЯТЬ О «КОРОЛЕВЕ ЭКРАНА»

Хочу всё лишнее - оставить между строк,
О ней пусть память нам ничто не омрачает.
Холодной Веры образ каждого печалит
С «немым» венчая, и красив, и строг.

Играя роли примадонн и «светских львиц»,
Сама была «цветком» лишь «хрупким», нежным,
И славу не испив до края, безмятежно,
Взошла на небо (дальше от столиц...)

Пусть время мчится, гонит пыль веков,
Всё ж чёрно-белое кино волнует страстно,
«Звезда экрана» как всегда прекрасна,
Кино немого «королева» правит вновь!