И как же нам не вспоминать...

Александр Коваленко 5
 
                Серия: Удивительные истории, интересные факты:

Светлой памяти воинов 350-го полка Витебской дивизии ВДВ и экипажа ИЛ-76 б/н 86036, погибших в авиакатастрофе под Кабулом 25 декабря 1979 г.
(публикуется в авторском сокращении)

О, Родина, не на погосте
В высоком граде иль селе
-народа праведные кости
Валяются по всей земле.
Иван Переверзин

     Вот и эта война, завершившаяся тридцать лет назад, осталась для нашего народа не законченной,  как и другие войны прошлого тысячелетия, ибо не захоронен её последний солдат. Как дальновиден и прав был великий полководец А. В. Суворов молвивший: - «Забвению не подлежит память тех суровых, огневых, страшных дней и ночей. Она бесценна.      У нас, в государстве, уже стало традиционным, вспоминают о войнах, об участниках боевых действий, только тогда, когда отмечается очередная дата. И не важно, начало ли это или окончание события, главное отбыть номер, отчитаться, а лучше когда это событие проходит в период, допустим выборной кампании...
     Иногда, чиновники, демонстрируя излишнее рвение, «рождают» различного рода инициативы, к примеру: - могут своим «местечковым законом» отменить Указ главы государства об увековечивании памяти Героев Отечества, ссылаясь на  объективную причину, якобы Герой-то не наш... и «имя Героя Советского Союза на стелу не заносить...» (читайте публикацию автора на ленте Яндекс Дзен «Однажды в Рыбинске»).
     Могут обойти вниманием ветерана в день великой победы.  98 летний ветеран Алексей Яковлев из г. Чебоксары, прошёл 3 войны: финскую, ВОВ, Дальний Восток, имеет 2 ордена Красной Звезды и множество других наград. Местная администрация пригласила ветерана выступить на празднике в День Победы, но почти сразу же отказали, обосновав это тем, что он не прошёл «кастинг».
     В деревне Погорелки, Ржевского района Тверской области целый полк советских воинов не может найти пристанище, читаем публикацию «Полк погибших советских солдат хранится в сарае - и тут не без чиновничьего произвола. Или: как «попилить» бюджет на воинском кладбище.
     Грядёт тридцатилетний юбилей вывода Ограниченного Контингента Советских войск с территории Афганистана.
     Уже готовятся скорбные речи, с которыми чиновники разного уровня будут выступать на траурных юбилейных мероприятиях, составлены поимённые списки «своих, нужных»,  «афганцев»,  которых необходимо особо отметить (на самом деле, в большинстве случаев  этот т.н. контингент ни только порох не не нюхал и сапоги не топтал, они-то и на карте с трудом могут отыскать Афганистан, за редким случаем, некоторые пишут это слово без ошибок).
     Уже печатные станки без устали штампуют на любой вкус и цвет памятные и юбилейные медали (которыми чинуши будут себя награждать).
     Что касается т. н. «денежных потоков», выделенных на эти мероприятия, так они как говорится  уже «попилены». В действие уже запущена Программа 5П(примирение, победа, памятник, пенсия, парад).
     И дай-то Бог что бы Что-то из всего перепало  самим непосредственным участникам тех трагических, кровавых событий.
     Не хочется о грустном, но всё же ГРЕХ не вспомнит тех кто погиб ПЕРВЫМИ в той страшной, бессмысленной ВОЙНЕ.   
     ЭКИПАЖ:
     В материалах свободной энциклопедии под определением экипаж (фр. ;quipage – «оснащение корабля, судовая команда»; от фр.  ;quiper – «снаряжать, снабжать, экипировать») –  понимается – группа  людей, объединённых в упорядоченную иерархическую структуру с  выполнения совместной работы или совместного задания  на движущемся средстве. Другими словами это определённый персонал, управляющий транспортным средством и обслуживающий его во время движения: С появлением  летательных аппаратов  слово «экипаж» стало также применяться  и в воздухоплавании. 
     Лётный экипаж самолёта состав:
     Командир Корабля – командная должность в военно-воздушных силах России имперского, союзного и современного периодов и военно-морском флоте империи, СССР и России.
     Командир корабля - гвардии капитан Головчин Виталий Васильевич. Родился 2 января 1949 года в Вологде, в Советских вооружённых силах с 12 августа 1968 года, выпускник Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков (БВВААУЛ) 1972 года. Командир авиационного отряда 128-го гвардейского военно-транспортного авиационного полка (гв.втап). Опытный лётчик-командир; в течение декабря 1979 г., он со своим экипажем перевёз немало военного груза в Афганистан. К моменту ввода войск в ДР А, Головчин обладал достаточным лётным мастерством, чтобы профессионально доставлять десант и технику в пункт назначения – Кабул.
     Помощник командира экипажа - старший лейтенант Шишов Константин Иванович выпускник Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков БВВАУЛ 1976г.
     В авиации штурман  – должность лётного состава. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на цифровой или топографической карте воздушного судна, следит за исправной работой навигационных приборов. Рассчитывает время полета в зависимости от ветра на эшелоне, необходимое количество топлива на полет, минимальную безопасную высоту полета по отдельным участкам маршрута.
     Штурман –  старший лейтенант Турбин Александр Николаевич (сведения отсутствуют, прим. АК5).
    Старший бортовой авиатехник – капитан Елисеев Юрий Павлович. Родился 15 мая 1942 года в пос. Ключи Камчатская область, в Советских вооружённых силах с 9 октября 1961 года, выпускник Ачинского военного авиационного технического училища АВАТУ. Тело было опознано, похоронен в г. Паневежис.
     Бортовой техник по авиационно-десантному оборудованию – лейтенант Трифонов Анатолий Александрович.
     Старший воздушный радист-оператор радиоэлектронной борьбы – прапорщик Илюшкин Геннадий Леонтьевич. Родился 27 декабря 1953 года в деревне Тоншерма, Тетюшенский район Татарской АССР.
     Старший воздушный стрелок-командир огневых установок – прапорщик Шацкий Геннадий Александрович.
     В состав экипажа входили:
     Заместитель командира 128-го гв.втап по инженерно-авиационной службе входивший в состав оперативной группы штаба ТуркВО - подполковник Негачёв Владимир Михайлович. Родился 27 марта 1937 года в Москве, в Советской Армии с 23 августа 1954 года. Выпускник военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского.
     Старший инженер 128-го по авиационному оборудованию - майор Чурило Михаил Николаевич. 
     Инженер эскадрильи 128-го гв.втап по прицельно-навигационному комплексу самолётов - капитан Зюба Александр Николаевич. Родился 24 октября 1934 года в селе Николаевка Белгородской области, в Советских вооружённых силах с 17 сентября 1952 года, выпускник Двинского ВАРТУ.
     ПАССАЖИРЫ:
     В официальной терминологии слово пассажир (фр. Passager), трактуется как физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки. Более того это –  человек, который не является членом экипажа и который перевозится транспортным средством в соответствии с гласным или негласным договором перевозки. Заключение договора перевозки пассажира обычно удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа –  багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
     Пассажирами, того последнего рейса, были десантники 350-го гвардейского парашютно-десантного полка(гв.пдп) 103-й гвардейской воздушно десантной дивизии (гв.вдд) Воздушно десантных войск (ВДВ) в количестве  тридцати семи человек (по имеющемуся списку). У них не было посадочных билетов и квитанций на перевозку багажа. ОНИ БЫЛИ СОВЕТСКИМИ ДЕСАНТНИКАМИ со своим  кодексом: - «НИКТО КРОМЕ НАС».
   
Список пассажиров по штатно-должностному расписанию:

1.старший лейтенант Пугачёв Михаил Николаевич
командир роты
2.младший сержант Абросимов Николай Петрович
командир отделения, ВДВ
3.младший сержант Беласиков Валерий Юрьевич
4.рядовой Бузуртанов Хазмагомед Мовлиевич
радио мастер
5.гвардии прапорщик Булат Геннадий Мечеславович
командир авто взвода
6.рядовой Веснин Владимир Михайлович
стрелок
7.рядовой Винни Аарне Лембитович
8.младший сержант Гаврилов Сергей Мефодьевич
старший водитель
9.рядовой Галиев Фарит Гаянович
10.рядовой Гиберт Сергей Францевич
11.рядовой Горбунов Василий Геннадьевич
стрелок-регулировщик
12.гвардии прапорщик Голубев Михаил Александрович
старшина роты
13.рядовой Гребенюков Сергей Александрович
14.рядовой Денисов Михаил Васильевич
мотоциклист-регулировщик
15.рядовой Джимиев Туган Туарбекович
16.рядовой Зернин Александр Иванович
водитель
17.гвардии сержант Иванько Андрей Васильевич
командир отделения
18.рядовой Кузнецов Валентин Ильич
19.рядовой Лушников Владимир Евгеньевич
старший водитель-гранатомётчик
20.рядовой Лысов Константин Рудольфович
21.рядовой
Максимов Николай Михайлович
пулемётчик
22.гвардии сержант
Микенас Антaнас, Симоно (Antanas Mikеnas)
командир отделения
23.рядовой Михайлов Анатолий Анатольевич
стрелок
24.рядовой Надеин Александр Владимирович
25.рядовой Носиков Владимир Леонидович
пулемётчик
26.рядовой Пискунов Сергей Николаевич
старший водитель
27.рядовой Смирнов Владимир Александрович
стрелок
28.рядовой Смирнов Юрий Николаевич
электромеханик
29.рядовой Степаненко Виктор Алексеевич
водитель
30.ефрейтор Тарасов Игорь Михайлович
водитель
31.прапорщик Терских Анатолий Михайлович
начальник хранилища
32.рядовой Толстиков Владимир Александрович
33.рядовой Фраймут Иван Оскарович
повар
34.рядовой Хашиев Ахмед Бексултанович
пулемётчик пдр
35.рядовой Хижняк Владимир Петрович
водитель-автомеханик
36.рядовой Цаболов Владимир Ясанович
стрелок-гранатомётчик
37.рядовой Берняков Александр Викторович
стрелок-зенитчик
   
     ВОЗДУШНОЕ СУДНО:
     Военно-воздушное судно или военный летательный аппарат — термин, обозначающий воздушное судно, входящее в состав вооружённых сил государства, также устаревший (с принятием Чикагской конвенции) термин международного права.
     Самолёт советских военно-воздушных сил Министерства обороны СССР – Ил-76М регистрационный номер CCCP-86036 (заводской – 093416500, серийный – 13-05) был выпущен Ташкентским авиационным заводом в 1979 году, то есть был ещё относительно новым. Самолёт передали Министерству обороны СССР и далее, он поступил в 128-й гвардейский военно-транспортный авиационный полк советских ВВС (войсковая часть 06965) (базировался в  Паневежесе, Литовская ССР).
     Общие сведения: Авиационная катастрофа самолёта ИЛ-76М советских ВВС, произошедшая во вторник 25 декабря 1979 года.
Время: 19:33 МСК
Характер: столкновение с горой
Причина: ошибка экипажа
Место: 36 км от Кабула (Демократическая Республика Афганистан)
Воздушное судно: Модель: Ил-76М
Принадлежность: ВВС СССР (128-й втап)
Пункт вылета: Восточный, Ташкент (Уз.ССР)
Остановки в пути: Мары (Тур.ССР)
Пункт назначения: Баграм, Кабул (Демократическая Республика Афганистан)
Бортовой номер: СССР-86036
Дата выпуска: 1979
Пассажиры: 37 (согласно имеющемуся корабельному списку)
Экипаж: 10 чел.
Погибшие: 47 чел. - (все).

День «Афгана» помнить будем долго,
Перед прошлым злу не устоять,
Память – эхо боли долгой.
Никому ту память не отнять!
Тихо Томь несёт на Север воды,
Древний Томск легендами воспет,
Чередой уходят в «Лету» годы,
Только память оставляет след.

Кое-кто  чиновничьим наскоком –
Хоть и сам в  бою ни разу не бывал,
Об «афганцах» говорит с упрёком –
Мол, на смерть он их не посылал.
Нет, не им судить о патриотах.
Коим все законы не указ,
Кто, трусливо обливаясь потом
От призыва прятался не раз,
Кто готов и в розницу и оптом,
С молотка Россию распродать.
Только знайте, господа, что ропотом
Подлых дел вам ввек  не оправдать!
Родина – героев не забудет.
Поимённо всех их будет чтить,
Верит, что им памятником будет,
Сам призыв, -  «Отечеству служить!».
И уж точно,  люди разберутся,
Кто в войне той прав был или нет.
Честные историки найдутся,
Чтоб на все вопросы дать ответ.

День «Афгана» помнить будем долго,
Перед прошлым  злу не устоять,
Память – эхо боли долгой.
Никому ту память не отнять!
Тихо Томь несёт на Север воды,
Древний Томск легендами воспет,
Чередой уходят в «Лету» годы,
Только память оставляет след.


ОБ УШЕДШИХ НАДО ПОМНИТЬ НЕ ТОЛЬКО В ДНИ СКОРБИ И ГРУСТИ, ОБ УШЕДШИХ - НАДО ПОМНИТЬ ВСЕГДА.