Эртиль

Галина Щекина
ЭРТИЛЬ
или  поехали в  детство

8 июля 2010  совершили с с естрой поездку на малую родину
Строго говоря, она  родилась в  Эртиле, она  а я в  Воронеже, но именно в  Эртиле  прошло наше  детство и там  же я окончила  школу ровно сорок лет назад
Пишу очень  кратко и сухо только бы не  забыть о самом  факте. Жара в Воронеже стоит такая что забудешь не только  событие  но я себя  саму, да и в Вологде  чередва месяца то же самое… В тот день я  пролежала  весь день почти без  сознания, с головокружением и  стало страшно, что нет  аппарата  для  измерения  давления… он был у родителей, но они  не  дали, а  может просто  вышли из ума  тоже ничего не понимают Боюсь такого состояния. Это  ждет  всех.

Итак  в  Эртиль попали страраниями сестры которая утром в  семь  поставила родителям  еду и  мы  рванули на  автовокзал  левобекрежный,  откуда в  восемь уж  выехали
Было  уже  жарко, но  дальше  это  усилилось.А  куда  дальше-то.
Мы боялись встречи с  прошлым и в  первую очередь боялись,  что никого и ничего не  узнаем ведь прошло стглько  лет.
Я  сам а сроду б не  собралась на  ехать, но  в том году  исполнилось  ровно  сорок  со дня окнчания  школы.  Счтали мы вспоминать в месте и о:казалось что она помнит некоторых эртильских, но я  же вообще ни одной a амилии. Это  ужа, конечно…
Отчасти повлияло на нас появелние  Светы Грухиной,  именно  она  увспомнила меня первая в  Одноклассникам  вышла на меня Но она не приехала, занятая  своими  делами
И я  постепеноо   вспомснила  примерно  15 фамилийлюдей  хотя ыб для того  чтобы  спросить о их сдьбе.

Оля  Пронская
От Анимисимовой  Шуры узнала  телефон  Оли Пронской, ее вызвонила в  Воронеже
Я не  узнала бы ее,  если б не  сестра Люся. Маленькая  худенькая женщина  во всем длинном с крохотными ручками и ножками Лишь присмотревшись, я  стала  угадывать ней  черты хрупкой  девочки,  которая  стояла у  доски в изящной платье с большим воротником и  манжетками. Какое же у нее образование? Думаю,  изрядное,  ведь в городе она долгое  время работал  в  банке и имела  солидный  заработок… а с м ужем  давно  разошлась и т:еперь  одна.  Впрочем частно болеет и когда позвояляет здоровье  путешществукт по  святым  местам. Почему то меня это не удивило,  ведь Оля никогда  приниципиально не была ни  пионеркой ни комсомолкой
В классе на  это смотретлис  осуждением. Ното в  детсве, но теперь  видно, что  это осознанная жизненная  позиция. Не удивил и  уход  ее  сестры  Людмилы  в  монастырь  Ожога, где  она  позднее  стала настроятельницей. Их  мать тоже  была в  тайном  постриге она видимо и дала  детям это  животворное направление.
От Оли  исходила особая  мягкая  теплота.  С ней было  легко. При разговоре она  чаще  смотрела на  сетсру и я поняла, что интерес монастырям их очень объединяет Такие живущие  с Богом люди сразу чувствуют друг  друга.
Когда  мы  обменялись с Олней некоторыми  фактами жизни, она сказала  что дети  страдают скорее всего от свей недальновидности и часто не могут  устроиться  в  жизни, потому что далеки от Бога, даже   матери  могут  их отмолись. Помогает и венчание супругов иначе  в  точки зрения  церкви  дети считаются рожденнными во блуде.
Я  задумалась о том. как бы я епосмела  венчаться после  тридцали лет освместной  жизни Михаылыч  кажется  был против,  но почему не спросить. Опять же,  если  этот  акт будет не выстраданный а  формальный, он тоже  не поможет.
С Олей  мы  касалсь многих проблем напрмер чем обрачиваются иногда  грехи.
Оля  меня  очень привлекает своей  духовностью, это некий  струящийся свет.. Почему-то  судьба все чащн посылает инее таких  людей, видимо спасая  меня  Она гобщавется  с владыкой со старцами и знает  жизнь монастырей, но не  может сама  уйти туда. Это,  говоорит. слишком тяжело не все  выдержат.
Она еще рассказала  мне  такой  факт про меня.
Когда то в  младших классках мне  купили  зеленое  зимнее пальто,  которе  я неосторожно порвала когда  бегала с  девончками в  парке и  лазала  через  забор.Ну, выдрав  огромный клок из рукава, побоялась  идти домой и Оля,  зная  мою  строгую  мать,  поотащила  меня   к  себе домой. Олина  мать,  отменная  швея, видя мое  расстройство,  слезы и сопли быстро  взяла  иглу и незаметно заштопала  рукав… Все зашила незаметно.И сама  Оля  вечно  ходила  самая  нарядная в  классе, мне запомнились ее строгие  изящные  платья  с вортничками и манжетиками…
 Мать моя аметила  штопку далеко не сразу, а когда я  все же рассказала, припертая  с стене, то моя  мать вроде даже  смутилась, почему  ребенок так  боялся.

Редакция и школа
Сойдя с а втобуса мы  чтобы  унять  страх и волнение  сразу пошли в  кассу и купили бмлет на  последний  обратный рейс. И тут я  увидела  редакцию районной  газеты  - Эртильские Новости  Мелькнула мысль  дать обьявление об однолкласниках…  я  вошла  туда и  старала  горячо издагать просьбу. Женщина в  кабинете  вместо того чтобы  сразу записать текст  отвела  меня к  редактору. Лично я будучи на ее  месте не стала бы  дергать редактора по таким пустякам Ну  ладно, редактор пошла навстречу  сама  все  сделала когда  же я  ей  подарила книжку вовсе смягчилась и дала  несколько номеров  газеты  чтобы я  отвезла отцу который  долго работал на  местном  мехзаводе директором Она  лично  его не знала  но вообще   его дескать хорошо помнят.
Самое  замечательное, что  редактор  вызвонила квартиру моей старинной  знакомой Леночки Плешаковой, теперь Боевой
Муж  Вадим ответил,  что Леночка  на рынке и  будет  через  пять минут Мы с сесрой на подгибающихся наогах  двинулись  по  улице  Садовой.  Узнали  слева  вертушку  у  входа в парк  а также здание  садика, там теперь не было ни забора, не  веранды,  где  мы играли когда-то… да вон она  идет!
Обнялись. Она  шустро нас  проводила к  себе и дала несколько  звонков. Прибежал  Витя Лосев и Надя Щербатых (Гончаренко). Шум, гвалт.
- Галь, что тебя  пнесло в  экономисты? Ты ж  лучшие  сочинения  писала.
- А ты кто?
-Тоже  экономист…А Витя начальник  ДРСУ…
- Бааа…Надька  ты  была сама  добрая.
- Брось, для  меня  твоя  мама  была светоч, из-за нее поступала нам  биологию, провалилась..
- А дети?
- Двое!  А у  тебя?
- Трое.
-  Вить, у  у  тебя двое  сыновей?
- Да  ну  их, все не  слава Богу
- Вить, ты  зачем  меня  дразнил? Маленький язек,, залез на потолок…
- А вот,  запомнила…
Все  нервно ржут…

(Фрагмент)


Все. с кем я  встречалась в тот  раз,  выслушали  мою  жалобу : не могу найти  Сашку  Казакова. В Эртиле  мы  только переписывались, Когда он  заканчивал школу, я  была в  9  классе, у матери моей был  один  зи любимых  учеников. Потом  встречались  мног раз  в Воронеже,  где я  училась в  университете, а  он  в  лесотехнической  академии. Дружба  это  были  или  что  другое, но расстались  мы  плохо, и меня до  сих пор  мучает  совесть. Груз на  душе  висит, что не  могу, лядя ему в  глаза, попросить за  все  прощения. Он  был  лучше  меня, благороднее, я  вела  себя как  идиотка и любила ругаться. А он того не зслуживал!  И чем я  старше, тем горше  этот груз непрощенной  моей  вины.




Кишинев
5  июля. Мы с  сестрой наткнулись на письмо в  Одноклассниках прямо  из Кишинева
«Привет от Лисы Тат атарской».Письмо повторялось несколько  раз, но я  вглядывалась в  лицо отправителя, чудной  девочки 11летки и все же не могла понять ничего  абсолютно.
Лиса Тататрская это конечно  Люда Андреева это была ее  домашнаяя дружеская  кличка в  общещитии это я  дала ей  эту  кличку лет тридцать назад.
Я отозвалась на  письмо, дала  телеон сестры и  там  телефон оказался.
И вот он зазвонил  сегодня, этот телефон из  Кишинева. Они долго говорили с  Люсей потом. несколько  слов  сказала  я. Голос ее не  изменился  никсколько, точно вчера она  сказала,  что к  черту  все и едет в Модавию жить, дескать, там  тепло. А сейчас там русских называют оккупантами
-Жизнь  удалась? - полуповпросительно произнесла я.
-А ЗНАЕШЬ ЖИЗНЬ БЫЛА НЕ МЕД, – как-то не  сразу отозвалась  она.
- В смыcле – плохо, новсе было не напрасно.
- Да, но...
Она  горячо просила прощения у  сестры и у меня у кждой отдельно. Она несколкьо раз повторила НА КОЛЕНЯХ ПРОШУ  ПРОЩЕНИЯ. Это меня  окончательно обескуражило. Я так и не вспомнила, что она имела в  виду Ну,  честное  слово, никакой  тени в  моем  забитом  словами мозгу
Что плохого могло быть?  «Я  когда-то сделал Гале  больно» …и тут же  хрипло - ТЫ  ЗНАЕШЬ Я  С ТОБОЙ НЕ РАССТАВАЛАСЬ, Все  эти годы я  была с тобой. У меня  даже письма  все  сохранились  кроме  ПАКТА ПОНИМАНИЯ. А я  даже и не помню уже   такие  заморочки. Боже  мой.
Моя  жажда дружбы и приявязанности превышала все  мыслимые пределы. Сколько я написала  этих пактов  за  совю  жизнь и не один не  удалось  реализовать... А вот к Анчарову мы   в 1974 ездили  вместе, она так поддержала меня  тогда…
Другой  момент.   Она уезжает  из Кишинева навсегда  возвращается в  Воронежскую область в  Лиски. И вроде бы это  будет  10  июля,  когдая  я  должна  уезжать. НАДО  ПЕРЕСЕЧЬСЯ  горячилась  сестра Вот .ее  беседа с  Людой  Андреевой  была  более  живой, а  моя какая-то мрачная. ну  это неважно Главное  же -  она позвонила  в  мой  День рождения и  значит сделала мне удивительный  подарок Промахала рукою из прошлого!
К слову, встреча состоялась. Десять минут беготни-криков-фоток, а ждали 1,5 часа на жаре. Будут ли письма? Как знать. Она привезла хороших конфет и вина, сестре красивое платье. А сама по молодости  в них не ходила. Не постарела совсем, улыбка прежняя…