Смысл жизни. Вопросы, вопросы

Сергей Толочанов
Смысл жизни. Вопросы, вопросы

Будучи совсем молодым человеком (примерно 22-23-х летним, сейчас мне 66), у меня возникла мысль о цели и смысле жизни.
Причем подавляющее большинство людей, которых я спрашивал впоследствии и до сих пор, отвечали так: «жить и продолжать потомство».
На такие ответы возникала одна единственная мысль:
- А чем тогда человек отличается от животного?
По тем, молодым временам, первый ответ, который лично я для себя определил, был следующим:
Смысл жизни в цели, которую ты себе ставишь!
Прожив некоторое время с таким понятием о цели жизни и неоднократно эту самую цель достигнув (надо сказать, что этой целью в то время для меня являлись чисто производственные задачи, типа разработки и внедрения в серийное производство неких изделий вычислительной техники), как-то пришла на ум мысль о том, что больно просто все (в смысле цели жизни).
Родилась сентенция о том, что:
Цель – это не главный смысл жизни, потому что те единственные и неповторимые ощущения от хорошо выполненной своей и коллектива работы, – это какие-то мгновения, миллисекунды и все!
Тогда что же главное?
После некоторых размышлений на эту тему для меня появилось следующее объяснение цели:
- Цель (в смысле результата) – это не главное – главное процесс достижения этой самой цели. Другими словами, цель вторична, она только затем нужна, чтобы процесс ее достижения делать интереснее.
Эти мои ощущения продолжались определенное время до тех пор, пока я не попал я в ситуацию, когда пришлось лично саму отвечать за огромное количество ошибок, допущенных с самого верху до самого низу, но совершено не мной и теми ребятами, которые со мной приехали, и было это для меня совсем все плохо.
Тут мне как некий транспарант в голове (т.е. это я нигде не прочитал) появилось:
«Смысл жизни: познать свое предназначение и с радостью его исполнить».
Насчет смысла и цели в жизни на этом остановлюсь.
Далее насчет амбиций и возможностей.
Что такое простейшее чувство ГАРМОНИИ для человека?
По-моему, – это залог нормальной и здоровой жизни любого человека.
Мой ответ: ГАРМОНИЯ - это когда амбиции соответствуют возможностям.
Теперь следующее.
Я достаточно сильно уверен в том, что многие разногласия между людьми возникают из-за различного толкования одного и того же термина.
В данном случае под амбициями я понимаю следующее:
Амбиция (лат. ambitio – обостренное самолюбие) – деформация сознания, выраженная в стремлении доказать свое превосходство посредством достижения определенных целей.
Некие мои комментарии на эту тему. Все изложенное далее надо воспринимать в сочетании с ответом на вопрос о смысле Вашей жизни.
Варианты:
1). Когда амбиции превышают возможности - это предвестник психического заболевания, от которого достаточно трудно вылечиться традиционными (таблетки, уколы и т.д.) методами.
2). Возможности превышают амбиции.
Примеры: монахи (один вариант), рохли и "ботаники" (другой вариант), писатели (Чуковский, С. Михалков, Маршак, Олеша и др. по принципу: я умнее ИХ всех дураков, но хочу комфортно пожить и т.д.)
Так все же, в чем смысл Вашей жизни?
Далее обойдемся без обсуждения амбиций и возможностей, т.к. вполне очевидно, что эти понятия  вторичны по отношению к цели.
Вернемся к понятию, что такое ЦЕЛЬ?
Для этого надо отметить,  что есть еще одно понятие, которое некоторые авторы называют: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Другими словами, отличие ЧЕЛОВЕКА от животного заключается в наличии у него некоего свойства, которое позволяют  считать его ЧЕЛОВЕКОМ, а не животным.
Мое мнение на этот счет следующее.
У любого животного элементы целеполагания присутствуют. Причем не только в смысле попитаться и размножиться.
Например, наша кошка всегда предпочитает, чтобы не просто залезть на кровать, но и чтобы ее после этого накрыли покрывалом. Мне думается, что ей так комфортнее ввиду того, что она чувствует себя более защищенной от, как ей ЧУВСТВУЙТСЯ, агрессивной по отношению к ней внешней среды. 
Я не зря выделил термин «чувствуется». Ну, да это в данном изложении не главное. К этому можно вернуться при желании.
Теперь о цели и целеполагании.
Что такое в моем понимании термин «полагание». Это для исключения различных трактовок этого термина читателем.
Это возможность ставить себе цели,  не зависимо от своих физиологических потребностей (ведь у каждого человека, как и у животного, они присутствуют).
Откуда появилось такое свойство у человека?
Кто ему это дал и зачем?
Как и для чего, он этой своей особенностью пользуется?
Вот вопросы, достойные обсуждения.
Для иллюстрации целей и средств достижения их позволю себе анекдот:
«Один товарищ спрашивает своего знакомого:
- Слушай! Как ты думаешь, кто придумал этот дурацкий праздник 8-е Марта?
Ответ:
- Это две тетки Клара Цеткин и Роза Люксембург.
Вопрос:
- А как ты думаешь, зачем они его придумали?
Ответ:
- Слушай, мне кажется, они цветами торговали.»
Где тут цель и где средства ее достижения?
Маленькое замечание:
- Практически всегда празднование 8-го Марта попадает на Православный пост?!