23. Меч. Техника земли. Базовый удар

Михаил Сидорович
Переходим к техникам четырёх стихий – земля, вода, огонь, воздух. Изучение происходит именно в этой последовательности, от простого к сложному.

Начнём с земли. Что такое земля? Это тяжесть. Тяжесть либо поднимаем, либо обрушиваем вниз. Движения земли вверх и вниз.

Для начала рассмотрим простейший рубящий удар сверху вниз в плоскости пути воина. По японски Шомен Ути. Но суть не в названии.

Простейший замах с помощью дяньтяня вы уже умеете делать. Осталось внести небольшие уточнения.

1. Не стоит замахиваться слишком высоко. Замахиваясь высоко, вы надолго выводите свой меч из коридора. Вас успеют убить пару раз, пока вы нанесёте удар. Поэтому традиционно ученик поднимает меч лишь настолько, чтобы увидеть под рукояткой шлем противника.

2. При замахе задняя рука (левая) остаётся прямой, а передняя рука (правая) немного сгибается в локте.

3. Обе руки крепко держат рукоять.

4. Центр тяжести можно немного приподнять.


Удар наносим сверху, придавая начальное ускорение мечу резким поворотом дяньтяня вперёд.

Повторите удар по шесть раз с каждой руки из правой и из левой стоек.

Теперь добавим структуру. Лучше всего сделать это с шагом.
1. Замах.
2. Удар сверху наносим с шагом вперёд. Шаг приставной. То есть, делаем выпад вперёд передней ногой (стойка расширяется, подтягиваем заднюю ногу к передней (стойка сужается до прежних размеров).
3. Начало удара должно совпасть с выпадом. Конец удара должен совпасть с твёрдым ударом пятки задней ноги в землю. Знаете, как театральные актёры, чтобы имитировать звук удара нарочно стукают пяткой об пол. Зрителю кажется что стук – следствие удара. Вот так же и ваша постановка пятки задней ноги на пол, должна совпасть с ударом меча по цели.
Вот так ходим по залу и наносим удар с каждым шагом вперёд. Не стоит делать выпады длинными. Наша цель не достать противника, а гармонизировать движения. Задняя пятка, упёртая в пол будет основанием нашей жёсткой структуры.

Если всё получилось, добавим усилений. Усиления прибавляем последовательно. Пока не получится одно усиление, не добавляем новое. Так ваш удар постепенно будет обрастать новыми и новыми нюансами. Сразу выполнить их все невозможно – внимания не хватит. Но прибавить новый элемент к уже отработанному движению совсем не сложно.

1. При ударе вниз понижаем центр тяжести.
2. При ударе вниз, выпрямляем локоть передней руки. При этом «пятка» передней руки жёстко упирается в рукоять.
3. Если получается, добавим ещё одно усиление. Устанавливаем мысленную связь задней руки с нижним дяньтянем. При каждом ударе заднюю руку (прямую) тянем к животу. Задняя рука, прямая тянет рукоять к животу, а передняя слегка согнутая, выпрямляется, жёстко давя «пяткой» на рукоять.
4. Представьте, что рукоять вашего меча складная, как подзорная труба. При каждом ударе давите обеими руками навстречу друг другу, словно пытаясь «сложить подзорную трубу». Давите изо всех сил, словно пытаясь укоротить рукоятку. Рукоятку вы не укоротите, но значительно усилите и ускорите удар.
5. Автоматические стиральные машины и самоотжимающиеся швабры вырастили целое поколение, которое не умеет отжать тряпку. А жаль. Именно отжимание тряпки и есть новое усиление. При ударе вниз с силой скручиваем рукоять, словно пытаясь выжать из неё воду. Воду не выжмете, но значительно усилите и ускорите удар.

Можно при каждом ударе применять искусственную вспышку гнева, издавать резкий выкрик.
Работаем день за днём, до тех пор, пока движение не станет привычным, лёгким, скучным. Оно должно заключать в себе все нюансы и усиления.

Принцип понятен? Тогда за работу. Отрабатываем базовый вертикальный удар. Шомен ути.