Театр в моей жизни

Валерий Малыхин
     В школе никогда не принимал участие в самодеятельности, считал себя очень далёким от этого. Демобилизовавшись из армии весной 1981 года, часто посещал Эсперанто-клуб, который был расположен в ГорДК. Однажды в начале мая к президенту нашего городского клуба эсперантистов Сапожникову Владимиру Сергеевичу подошла женщина по имени Нина Александровна Внукова, режиссёр, и попросила его порекомендовать какого-нибудь мужчину для исполнения роли офицера Советской Армии в постановке, посвящённой Дню Победы. Не раздумывая, Сапожников меня порекомендовал, мотивируя тем, что недавно вернулся из армии. Я дал своё согласие. Мне выдали форму старшего лейтенанта и текст, который можно читать с листа. Было две репетиции, я устраивал режиссёра, которая оказалась сестрой Игоря Внукова, с ним был знаком по школе. И вот настал день выступления. Мне очень нравилась форма старшего лейтенанта. В армии я был рядовым. Выступление прошло великолепно, хорошо исполнил свою роль.

     Потом я работал монтировщиком сцены в Красноярском государственном ансамбле танца Сибири. Поэтому был также связан с искусством.

     В конце 1982 года стал заниматься в самодеятельном театре «Мом-балаган», который располагался в ДК «Комбайностроитель». Руководил театром Юрий Иванович Мячин, режиссёр краевого телевидения. Сценическую речь у нас вёл знаменитый актёр театра имени Пушкина Жуковский Владислав Яковлевич. Также сценические движения у нас вёл мим Владимир Цапов. Мы делали небольшие этюды. Там я многому научился. Особенно хорошо у меня получались падения. В то время уже поступил на рабфак нашего педагогического института на факультет иностранных языков.

     Помню такой случай, произошедший в декабре 1982 года. Был морозный вечер, я шёл со своим одногруппником Андреем Нарчуком по Якорному переулку на автобусную остановку. Вижу на асфальте ледяную дорожку. Я ускорил шаг, подскользнулся, шапка слетела с моей головы, чувствовал себя в медленном полёте. Поблизости осторожно шагали несколько прохожих. Моя голова в полёте приближалась к ледяной дорожке. Мне почему-то было весело, хохотал громко. Со стороны казалось, что я сильно ударился об лёд головой, и дикий смех выразил сдвиг по фазе. Но ведь я не зря занимался в театре и моим коньком были падения. В самый последний момент избежал удара головой об лёд. Это видел Андрей Нарчук. Ко мне подошёл пожилой, незнакомый прохожий и стал поднимать меня, надел мне шапку на голову. Мой смех очень беспокоил того прохожего, который думал, что я рехнулся, сильно ударившись головой об лёд. Андрей стоял чуть в стороне и наблюдал за происходящим. Прохожий спросил меня: «Парень, а ты сам-то дойдёшь до остановки или нужна помощь?» Я вымолвил: «Дойду, конечно, папаша. Спасибо за помощь!» Прохожий ушёл, а Нарчук сказал: «Хватит валять дурака, артист, а то перепугаешь тут всех прохожих и окажешься в больнице!» Он понимал, что сценическая игра влечёт меня. В театре у меня были небольшие роли, нас даже снимало телевидение. За время учёбы в пединституте много раз участвовал в разных постановках самодеятельности. После второго курса в сентябре в составе агитбригады ездил по районам края с выступлениями.
 
    В августе 1983 года я участвовал в Эсперанто-лагере под городом Междуреченском в Кемеровской области. Там был пожилой финский эсперантист Раймо Пюштюнен, который написал пьесу о вреде алкоголя. Набрал он человек пять для своего спектакля. Мне выпала роль алкоголика, который в конце встал на путь исправления. Мы репетировали целую неделю на Эсперанто. И вот наступил вечер премьеры нашего спектакля. Я очень хорошо вжился в роль алкоголика. Мы играли на небольшой сцене, освещённой двумя прожекторами. Мне рассказывали, что очень удалась финальная сцена спектакля, где я с красными глазами встаю на путь истинный, говорю свой монолог и выливаю из бутылки вино. Нам долго аплодировали. Успех очевиден! Только я сошёл со сцены, сразу же попал к двум милиционерам, которые сказали: «Молодой человек, Вы – пьяны, пройдёмте!» Я был возмущён, говоря, что они задержали трезвого человека, даже предлагал дыхнуть на них. Блюстители порядка молча повели меня куда-то, говоря, что им надоело смотреть на мою пьяную физиономию. «А ведь правда они полагают, что я – пьян!» думал я. И тут за меня вступился  президент нашего Эсперанто-клуба Сапожников Владимир Сергеевич, сказав: «Вы не того взяли, этот вообще не пьёт, правда сыграл в спектакле пьяного человека, отпустите его!» Милиционеры извинились и отпустили меня.

     Так я чуть не пострадал из-за любви к искусству. На следующий день эсперантисты, видевшие спектакль, подходили ко мне  и говорили, что я – настоящий актёр, прекрасно сыгравший роль.

     Хотелось бы рассказать об одном случае, произошедшем со мной 13 апреля в начале 2000х годов. Это был день рождения моей жены Эльвиры. Была очень тёплая погода +20 С. Я шёл нарядный с частного урока английского языка с «дипломатом» к руках. Встретился с Эльвирой у Дома Актёра. Решили просмотром хорошего спектакля отметить день рождения. Зрители заполнили три ряда стульев. Три актёра играли хорошо. Вдруг по ходу спектакля, названия которого уже не помню, подходит исполнитель главной роли и говорит: «А сейчас я подпишу контракт с американским представителем фирмы!» Понял, что мне надо подыграть. Я поставил дипломат, положил на него документы и подписал их, сказав несколько фраз на английском. Было сыграно органично.

     Жена подмигнула мне и сказала: «Не знала, что ты тут приготовил мне праздничный сюрприз!» Спектакль закончился, зрители долго аплодировали актёрам. Мужик среднего возраста, сидевший рядом со мной, сказал: «А ты почему не вышел на поклон? Хоть роль у тебя была очень маленькой, но сыграл ты её отлично!»

     Когда я с Эльвирой выходил из зрительного зала, она спросила: «Ты долго репетировал свою роль? Мне-то уж скажи!» В ответ я состроил смешную рожу и, кивнув, сказал: «Да уж!» Дальше мы поехали домой праздновать день рождения Эльвиры с родственниками.

     Не стал говорить, что я не был подсадной уткой в том спектакле. Вообще не знал о существовании той маленькой роли. Просто сыграл, подыграв актёру.

     В жизни приходилось играть разные роли. Жена Эльвира не раз говорила: «Тебе нужно было поступать в театральный вуз. В тебе пропадает актёр. А уж какие рожи можешь корчить!» Да, я люблю театр и верю, что лучшие роли ещё не сыграны. Иногда вижу во сне, что играю серьёзную роль в спектакле драматического театра. Понимаю, что жизнь – это самый настоящий театр…

5 января 2019 года.