И вечность постучалась в двери

Николай Семенюк
НИКОЛАЙ СЕМЕНЮК
       Об авторе:
 Семенюк Николай Антонович  родился 27 февраля, 1959 года. Образование высшее. Окончил Одесский государственный университет, по специальности физическая электроника, в 1984 году. Автор ряда сборников стихов. Проживает в городе Твери.
   

         И ВЕЧНОСТЬ ПОСТУЧАЛАСЬ В ДВЕРИ

                «Путник, вышедший на тропу вечности,
                всегда может дойти до её предела»


  Вечность или нескончаемость. Это понятие сродни понятию – бесконечность. Что общего между вечностью и границей или пределом. Что общего между бесконечностью и конечностью. Как мы их понимаем, кроме как противоположные утверждения.  Как мы мыслим немыслимое. Ведь это категории Абсолюта. Наши рассуждения об этом.
  Начнём с того, что с понятиями вечности и бесконечности, как превосходной степенью Абсолютной Истины, мы уже знакомы. В религии это часто и подразумевают как немыслимого Бога. В общем случае,  в теософии – это признак сверхвременного трансцендентного Бытия или беспредельного. Мы же выскажем утверждение, что причиной вечности и бесконечности как понятий, их природой, если можно так выразиться, является Абсолютная Истина!
 С философской точки зрения, одна из формулировок вечности звучит так: Это бесконечность времени, атрибут материального мира в целом, характеризующаяся неповторимостью и неуничтожимостью. Здесь вечность проецируется на бесконечность. Правда, если учесть, что время и пространство - это энергия, то  это приемлемо.
  Вечность – это длящееся постоянство, неизменность. Это уже от Парменида толкование.
  В нашем повседневном обиходе мы упрощаем наше понимание вечности и бесконечности.
  Вечность – это «всегда». Ну, тогда бесконечность – это «везде» и «всюду». Всё очень просто. Но так ли это? Давайте попробуем разобраться.
  Вечность мы понимаем, в первую очередь, как спасительную соломинку от конечности нашего бытия или нашей жизни. И если наша жизнь конечна по времени, то вечность не имеет этого хода  времени.  Первое понимание вечности уже сформировалось человеком на заре развития мышления. Мы говорим о вечности, думая о времени. Время заставляет думать нас о вечности. Мышление есть «дитя» времени.
  Вечность лишают времени, но время всё же присутствует явно и неявно. Вечность имеет  происхождение от слова век. Век – это срок, промежуток времени. Более того, время есть предел вечности, точнее  окончание времени даёт начало вечности. Как говорили древние; человек, прожив свой век, уходит в вечность. Здесь мы встречаемся с сопоставлением двух составляющих Абсолютного Времени; материальной – физического времени и  нематериальной – вечного времени.
  Сталкиваясь с понятием вечности, мы лишаемся других, привычных  для нас  понятий. Скажем, понятие скорости немыслимо. Скорость определяется через промежутки времени, физического времени,  и является конечной категорией. Деление  бесконечного (на интервалы времени)   лишено смысла, так как мы будем получать несколько бесконечностей или вечностей. Это один из примеров, который показывает нам как вечность становиться качественным пределом. Отсюда следует, что в «мире» вечности такого понятия как механическое движение нет. Да и нет необходимости в нем. Перемещение вне времени явление мгновенное. Вечность предполагает быть объекту всегда и везде «одновременно». Объект или тело становится как бы матрицей, точнее голограммой.  Вечность, как и бесконечность не допускают локализацию физического тела. В поле вечности и бесконечности оно  «всегда» и «везде», но не как физическое тело. Вот как легко, на уровне интуиции, мы это воспринимаем. Из наших рассуждений следует, что мир вечности и бесконечности не допускает и существования материи. Это другой мир. Вот почему мы обратили внимание  на понимание вечности в теософии. Там говорится о признаке трансцендентного Бытия, а это значит нематериального. Законы физического мира упраздняются.
  Свойством вечности и бесконечности обладает Информация, об этом мы рассуждали в разделе «Слово об Информации». Мышление, как мы помним, нематериальное и обладает свойством быть «всегда» и «везде», то есть, для него нет понятия скорости. Собственно говоря, в поле Информации (вечности и бесконечности) нет места и мышлению, как генератору информации. Вечность есть граница для интеллектуальной деятельности ума, её предел. Вспомним, что утверждали древние мыслители: Невозможно мыслить немыслимое. Это касается Абсолютной Истины – вечной и бесконечной. Но это не значит что мышление, а значит и сознание, исчезает. Просто вечность не мыслится.  А мы помним, что ум не ограничен мышлением. И тот, более высокий уровень ума (духовный уровень), вечность и бесконечность воспринимает. Было бы правильно говорить – созерцает. А мышление уступает место озарению.  Таким образом, вечность мы можем понимать и как предел.
  Для дальнейших наших рассуждений приведём одно из определений бесконечности: «Бесконечность - это категория человеческого мышления, для характеристики безграничных, беспредельных, неисчерпаемых предметов им явлений, для которых невозможно указание границ и количественной меры» (Википедия). В этом определении ясно указывается на действия и явления.
  А теперь рассмотрим ещё одну характерную особенность бесконечности. Мы больше понятие бесконечности сочетаем с пространством, хотя оно относится, как мы понимаем, и к действию. Бесконечность может восприниматься и как  конечность. А стремясь к пределу, мы можем выйти на бесконечность. Другими словами, бесконечность как бы порождает конечность (предел), а предел способен как бы порождать бесконечность (безграничность). Перейдём к примерам.
  В арифметических действиях бесконечность является пределом этих действий. Мы уже приводили это пример в разделе «Слово об Истине». Там мы вспоминали, что деление, умножение бесконечности на числа не имеет смысла. Сложение чисел с бесконечностью есть всё та же бесконечность. Другими словами, бесконечность есть предел арифметическим действиям. Бесконечность понимается как конечность, в данном случае вычислительных действий.
  Бесконечность может проявляться и на конечном интервале! Так, на конечном интервале, между цифрами 1 и 2 бесконечного натурального ряда чисел помещается бесконечный ряд дробных чисел: 1,1, 1,11, 1,111, …, ; .  А на интервале между 1, 1 и 1,11 можно построить бесконечное число бесконечных дробных рядов: 1,1, 1,101, 1,1001, 1,10001, …, ;. И так далее. В этом случае мы имеем дело с древовидностью бесконечности или фрактальностью. Основание этого древа натуральный ряд чисел, а ветви – это дробные числа, вмещающиеся между натуральными числами,  и не только, до бесконечности. Особенность этого примера поможет нам определиться с бесконечностью (вечностью), как  качеством чего-то более общего или  обобщающего в нашем понимании.
  На примере бесконечных числовых рядов мы встречаемся с множественностью таких бесконечностей. Заметим – информационных бесконечностей. Скажем так – бесконечное множество  бесконечностей. Но такого быть не может в нашем понимании. Это всё та же бесконечность, но вот только «состоящая» из множества бесконечностей. И если взять отправную точку (на числовом ряду это может быть, к примеру, ;= 3,14), то мы окажемся в неопределённом состоянии! По всем направлениям, если можно так выразиться, мы встречаемся с числовыми бесконечностями, Это и есть неопределённость. Это не странность нашего воображения – точка является неопределённостью в этом случае. В научной терминологии она даже имеет особое название – сингулярность.
   Считается, что Вселенная начала своё развитие с точки, по крайней мере, это так представляют многие. Учёные теоретики называют  это сингулярностью. Сингулярность в математике называют ещё функциональным разрывом, а это не что иное, как неопределённость. И получается, что Вселенная рождается из неопределённости и её развитие не определено?  Вот в этой неопределённости  выбранное направление или качество порождает бесконечность в пространстве и времени, в человеческом сознании возникает мнимое понятие ничего, ложный хаос, запредельность или трансцендентность Абсолютной Истины. Качественная бесконечность у нас ассоциируется на примере безмерной любви, безграничной власти, несоизмеримого счастья, необъяснимого чувства  и так далее. Это связано с нашей обусловленностью - мыслить немыслимое. Но если вдуматься, то можно осознать, что любая бесконечность несёт отпечаток неопределённости. Но точка несёт тоже отпечаток неопределённости. Вспомним, что первичное определение точки звучало как то, что нельзя измерить. С это же точки зрения, пытаясь измерить точку, мы будем уточнять, и уточнять её размеры до бесконечности.  Конечное (точка) скрывает в себе бесконечность.
  Это уже потом точке «присвоили» координаты, массу, импульс и так далее. Она стала измеряемым объектом. А это указывает ещё раз на сложность и относительность  толкования и понимания бесконечности.
   Наше представление о линейности пространства и времени порождает в нашем сознании понятие бесконечности и вечности. Но если пространство и время не линейные (частный пример – фрактальность), то возникает состояние неопределённости и исчезает понятие бесконечности и вечности. Находясь в состоянии  неопределённости, мы легко можем отождествить это состояние с сингулярностью (точкой). Скажем больше – неопределённость есть подобие информационного лабиринта. Благодаря разуму человечество находит закономерности и логику в этом информационном лабиринте, а иногда безмерность, бесконечность, вечность и так далее.
   В нашем случае мы попытались показать, что бесконечность (вечность) это всего лишь одно из качеств неопределённости.   Отметим ещё то, что информация обладает тоже свойством неопределенности. И гений человеческой мысли заключается в том, что разум находит направление в этой информационной неопределённости, и устанавливает определенности, закономерности, логические последовательности, творит, стремиться «обуздать» бесконечности, понять бытие!
  Другой, не менее, замечательный  пример поможет нам понять, как конечность является «причиной»  бесконечности. Это пример из релятивистской физики.
  Мы знаем, что при скоростях близких к скорости света, заметно изменяется не только собственное время физического тела, но сокращается метрика пространства и растёт масса. Так вот, при попытке достигнуть предела скорости (v ; с = 300 000 км\ с), масса тела стремиться к бесконечности, время останавливается, а мерность стремится к нулю. Конечно тело, имеющее массу, до такой скорости ещё не разгоняли. Это теоретическая экстраполяция. Но если не провалиться в квантовую «яму», то при достижении конечной скорости (скорости света), во Вселенной масса тела должна стать бесконечной. Конечное как бы «порождает» бесконечное. Поистине всё в этом мире относительно. Вечность и бесконечность, которые нас так успокаивают, на самом деле очень «беспокойные» и очень даже конечные.
  Вечность и бесконечность, по утверждению некоторых философов, это врождённое ощущение. При этом  оно воспринимается  как чувственно, так и рассудочно.
  С другой стороны, как понятия, вечность и бесконечность пришли к нам от мыслителей древности в виде превосходных степеней Абсолютной Истины.  Кроме этого, вечность и временные промежутки не есть одно целое. Вечность не состоит из отдельных частей времени. Бесконечность не состоит из отдельных длительностей. Ни вечность, ни бесконечность не порождают конечность или предел, как и конечность не является причиной бесконечности или вечности. Попробуем проиллюстрировать это на примерах.
  Кратковременность нашей жизни в физическом теле привела нас к понятию ничего и чего-то. Другими словами, со смертью исчезает нечто и «образуется» ничто. То есть, было что то и вдруг наступило ничто. А учёные современности пошли ещё дальше.  По их теориям из ничего родилась Вселенная (нечто). Получается, что ничто рождает нечто, а нечто рождает ничто.  Тогда ничто и нечто составляют единое целое. Но нечто – это субстанция, а ничто  - это её отсутствие. И уж тем более они не являются причиной друг друга. Причиной нечто, а мы это уже рассматривали, является эманация или проявление. А причиной  мнимого ничто является неопределённость.
  В данном случае нечто и ничто являются противопоставлениями. Это позволяет нам пытаться мыслить немыслимое. Скажем так, если не узнаешь, что такое тьма, то не будешь знать, что такое свет. Но тьма (ночь) не является причиной света (день), а свет не является причиной тьмы. Причиной дня и ночи является вращение Земли вокруг собственной оси.
  Мы уже рассуждали о том, как человек соотносит себя с вечностью. Но и здесь не всё просто. Начнём с того, что человек рождаясь «прерывает» неосознанную вечность. Умирая, человек надеется попасть в осознаваемую вечность. Таким образом, в сознании человека две вечности; неосознаваемая и осознаваемая. Но это не так. Всё связано с развитием сознания и забываемостью, точнее стиранием в памяти накопленной  мыслительной информации.  Свойство забывать – это фундаментальная закономерность. Очищение памяти, освобождение души от накопленной информации умершего человека явление закономерное. Заметим, не пережившего клиническую смерть, а умершего. Древние знали об этом. Об этом хорошо и ёмко сказано в древнеегипетской «Книге мертвых». Там сказано, что  никто не возвращался оттуда, чтобы рассказать нам об этом. О перерождении души древние египтяне знали.
   Если бы человек всё помнил, всю вечность в её бесконечности, то он сам бы стал Абсолютом. Но человек существо обусловленное, об этом мы уже говорили в разделе «Слово о Творении». И как здесь не вспомнить характерное высказывание Ф. Энгельса: « Глаз, который видит всё, ровным счётом не видит ничего». Другими словами, осознавая бесконечность на протяжении вечности, человек должен лишиться этого самого сознания, а значит и осознания себя  самого.  Но с другой стороны, для духовного роста, у человеческой души целая вечность на «просторах» бесконечности. Об этом мы уже тоже говорили в разделе «Слово о Творении». В этом есть важное таинство человеческого сознания.
   Стремясь сохранить все свои прижизненные качества, человек мечтает о вечном рае, месте благоденствия. И это тоже не так. Это больше похоже на попытку законсервировать себя в духовном развитии и успокоиться. Дорасти духовно до трансцендентного мира ещё надо, а это безвременный мир вечности и, как мы уже говорили, там нет памяти, нет эмоций, там нет ничего, что связано с этим феноменальным миром. Ум и сознание определяются другой доминантой –  Духовным умом. Бытие там имеет другой характер. Душа не помнит условности своих прожитых жизней, но у неё, вследствие духовного развития, обогащается доступ к Информации. Это мы можем понимать как накопленная «нужная память».
   Вечность беспричинна. В «потоке» вечного времени можно только быть или функционировать. Никакого развития быть не может. Развитие, это изменение и оно предполагает конечную цель, достижение наивысшего уровня. Но если есть конец, то должно быть и начало. Это противоречит беспредельности или вечности (времени). Вечность - это абсолютный покой. Вечность «не терпит» изменений. А конечное порождает конечное.
  То, что понимается как рай, это пребывание души вне времени или в вечности. Там нет прошлого и будущего, там только настоящее. Там нет тревог, обид, болезней и эмоций. Всё это признаки переменчивости и изменений. Вот почему о таком состоянии говорят как о вечном блаженстве. Там нет даже мышления, как мы его понимаем, ведь это тоже процесс. Об этом мы уже рассуждали. Там есть созерцание, душа наблюдатель и вмешиваться во временные (земные) процессы она не может. Существует принцип запрета вечности. Вечность не допускает, каких либо, изменений.
  Вот почему душа для духовного роста (изменения) вынуждена проявляться в феноменальных мирах, где допускаются изменения. В этом суть перерождения или реинкарнации. Желание души вызывает активное начало, которое определяет путь нового рождения.
  И ещё, как мы уже говорили, стирание памяти  не даёт возможность потерять рассудок или сознание, не потеряться в бесконечности. Попробуйте представить, сколько можно продержаться в «надуманном» рае и вы поймёте, что рай станет адом. Попадая в вечность, человек выпадает из времени и наоборот, выпадая из вечности, человек попадает в «объятия» времени. Вот такая она, игра вечности и конечности нашего бытия.
  Вспомним явление эманации Абсолютной Истины. Эманация есть проявление прерывистое, но перманентное на фоне вечности. Упрощённо, это можно понимать как мерцание сознания души. Мы не ведаем о множестве форм эманации, скажем только, что их бесконечное число. Человек (душа) проходит циклы эманаций, «забывая» уже прожитые, ведь они феноменальные. Этот цикл мы проживаем в нашей материальной Вселенной. Здесь можно усмотреть физическую цикличность времени (но не календаря). В этом загадочность жизни и бесконечность вечности.
  Во многих религиозных доктринах и писаниях духовное развитие представляется линейным процессом. Но как мы убедились – это не так. Процесс вечного существования души не обязательно линейный. Процесс духовного роста, циклы перерождений, проявлений с чистым листом памяти – это непредсказуемый процесс для души. Душа бесконечное число раз оказывается в сингулярности или неопределённости и снова начинает своё путешествие в определяемой бесконечности, строя свой порядок из хаоса, устанавливая информационные закономерности. Отметим, что этот информационный порядок и сам способен генерировать хаос. Но это управляемый хаос и это уже от человека. Это не спонтанный выбор пути своего развития, на этом пути есть направляющие. Так для человечества основу составляет наша феноменальная Вселенная, которая определяется Планом творения, эволюция и умственная деятельность. Несомненно, одним из важных векторов духовного совершенствования сознания души является возвращение к Источнику.
  Иногда мы думаем, что мы осознаём бесконечность и вечность. Желая понять беспредельность, мы пытаемся её структурировать. Об этом мы уже говорили. Так мы представляем бесконечность линейно, например, в виде числового ряда. От -1 до - ; (прошлое), 0 (настоящее), от 1 до  ; (будущее). Мы умеем в мышлении структурировать пространство и время. Попытка определить своё сознание в вечности порождает понятие вечности души.
  И вот здесь мы испытываем сбой в понимании нашего существования. Если бесконечность (вечность) объективная реальность, как мы её представляем, то возникает вопрос о нашей сущности. Суть вопроса в том, что на протяжении бесконечности мы уже давно должны были бы занять высшую из всех возможных иерархий разумности и развитости. И мы должны это помнить. Или процесс функционирования и развития  нашего осознания и  вечности души не такой как мы его представляем, или саму вечность мы не правильно понимаем.
  Мы пытаемся смирить своё непонимание вечности и бесконечности с явлением беспамятства или забывания – быть, не быть. Попытки оперировать с бесконечностью порождают парадоксы и, тогда мы уходим от её линейного представления – вводим цикличность, спиральность, повторяемость, калибровки, перенормировки, экстраполяции и так далее. Но если вникнуть в суть, то все наши попытки, это действия на представляемых конечных отрезках и интервалах, наложенных на  саму бесконечность. В этом парадокс и гениальность человеческой мысли.   Бесконечность и вечность мы не понимаем, и неведение порождает неопределённость иного характера в нашем сознании – это двусмысленность, нерешительность, неуверенность, растерянность, тревожность, страх, домыслы, поиск чего- то выше нашего сознания, а иногда психастению и потерю рассудка. Мы теряем точку опоры в нашем сознании. И тогда мы просто «отмахиваемся» от вечности и бесконечности, пытаемся забыть об этом. Принимаем это как феномен бытия и успокаиваем своё сознание. В этом трагичность нашей обусловленности.
  Причиной возникновения понятий конечности и вечности является наша обусловленность, ограниченность нашего мышления, неведение, относительное восприятие Реальности, врождённое ощущение.
  Несомненно, одно в том, что началом всего есть неопределённость или точка сингулярности, а бесконечность и вечность это продукт человеческого мышления. Ведь бесконечность, как и вечность, «заканчиваются» неопределённостью.
    Информация к размышлению. 
  Нельзя пройти мимо относительно ещё одного рассуждения.
  Мы определились с тем, что вечность, бесконечность, безмерность, необъятность и так далее, это качества трансцендентности или беспредельности. В нашем сознании они не определены.
  О вечности мы говорим, когда речь заходит о причинном   времени, о времени имеющим начало и конец.  На это следует обратить внимание. Вечность не состоит из промежутков времени,  это время вписывается своими фрагментами в вечность и не более.  Вот поэтому мы мыслим вечность во времени.  И это тоже нужно понять.  Время может иметь начало и конец. Если время заканчивается (исчезает), то должна и исчезнуть вечность.  Вечность вне времени не мыслится! Отсюда и возник парадоксальный вопрос: А есть ли вечность вообще? И это не просто  абсурдный вопрос. Учёные задаются таким вопросом.
  Ещё раз обратим внимание на то, что вечность может  быть следствием  мышления  о времени. Научно обосновано то, что время может замедляться и даже останавливаться. Время появилось с рождением Вселенной,  и оно исчезнет (закончится) со смертью Вселенной.  До рождения новой Вселенной и начала нового времени может пройти целая  вечность,  думаете вы. Нет, это не так, говорим мы.  Нет времени, нет и вечности. Другими словами,  между окончанием предыдущего времени и началом нового времени пройдёт мгновение, безвременное мгновение.  Вечность не обладает длительностью или продолжительностью.  Она вне времени. И поэтому мы не ощущаем  вечности. Её нет?
  Но это только в том случае, если нет больше никакого другого времени, не материального. Если же предположить (что и делали древние мыслители), что есть другое беспричинное время, то есть и вечность. Но, к сожалению, мы свойств этого времени не знаем, а поэтому и вечность ассоциируется в нашем сознании ни с чем.
  Кстати, стоит заметить, что исчезновение пространства у нас как то само собой ассоциируется ни с чем. Но мы уже догадываемся,  что существует другое беспричинное пространство – информационное пространство.


 
                Конец