118. выставка фрида кало и диего ривера

Алина Насековская
118.  ФРИДА  КАЛО  И  ДИЕГО  РИВЕРА
15  января 2019 года  на большом  автобусе едем  в  Центральный Выставочный  Зал  (ЦВЗ)   «Манеж»  Манежная пл. дом 1, где  представлено   творчество  Фриды Кало и Диего Риверы  в рамках выставки "Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний".  Выставка  проводится   с 21 декабря 2018 года по  12 марта 2019 года.
   Это  грандиозная и долгожданная выставка  в  Москве! Второй раз картины, рисунки, фотографии покинули пределы Мексики. Несколько лет назад подобная  выставка  была в Петербурге.  Творчество Фриды тесно связано с биографией, испытаниями и страданиями, пронзившими её  линию жизни  насквозь.
На выставке представлены около 90 произведений легендарной пары разных лет: картины, рисунки, литографии…  Фрида Кало и Диего Ривера – два  величайших мексиканских  художника. Ривера был гениальным мастером больших форм, апологетом Мексиканской революции и крестным отцом «стрит-арта». Фрида предпочитала малые формы, и ее работы – это очень личная история любви, вечного бунта и нескончаемых физических страданий.
Казалось, трудно найти более не подходящих друг другу людей. Он был толст, безобразен и походил на жабу. Она поражала красотой, покореженным телом и независимостью. Близкие люди  союз этот между собой именовали исключительно браком «слона и голубки».
В детстве Фрида переболела полиомиелитом и навсегда осталась хромой. А в 18 лет — еще одно испытание: автобус, в котором ехала Кало, попал в аварию и девушка оказалась буквально нанизана на один из поручней. Художница перенесла несколько операций. Другой бы сдался, но не Фрида. Ее жизнелюбие побеждало все! И Риверу — тогда уже известного монументалиста, получающего большие заказы от правительства Мексики — она очаровала с первой же встречи. 20 лет разницы не смутили влюбленных. В 1929-м они поженились.
До встречи с Фридой Ривера был еще тем «ходоком». Не изменил он своими привычкам и после женитьбы. Бывшие подружки не собирались уходить из его жизни. А однажды он и вовсе изменил жене с ее младшей сестрой. Все перипетии судьбы можно увидеть на полотнах художницы. Она каждую свою боль (а уж тут ей судьба отвесила ох как щедро) вымещала на холсте.
По   художественным  работам  можно  проследить  главные вехи творчества и личные переживания Диего и Фриды. Основа экспозиции — полотна из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), работы из собрания внука Диего Риверы, ранее не выставлявшиеся в России произведения из ГМИИ им. А.С. Пушкина, не публиковавшиеся ранее документы из государственных   архивов.

1. Автопортреты Кало и подарки от Риверы
В экспозицию войдут как ранние работы Кало, опирающиеся на традиции европейского портретного искусства эпохи Ренессанса, так и произведения периода расцвета ее таланта.
"Ключевыми работами Фриды являются ее автопортреты, - отметили организаторы. - Зрители увидят одну из самых известных работ Кало - "Сломанная колонна" (1944), своего рода манифест ее страданий и стойкости к ударам судьбы, художественным символом силы женщины. "Автопортрет с обезьянкой", все образы которого складываются в послание: Фрида снова не верит Диего, а силы ей дают ее прошлое и те, кто к ней привязан. Она стала первым в истории художником, который обратился к теме потери ребенка - "Больница Генри Форда" (1932), которая может показаться шокирующе интимной даже современному зрителю".
2.Все этапы творчества Диего Риверы - от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. В экспозицию войдут наиболее значимые из работ, подаренных художником Советскому Союзу, в том числе "Славная победа" из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. "Это монументальное четырехметровое полотно, по счастливому стечению обстоятельств, не участвовало в злосчастной выставке за пределами СССР, в ходе которой пропала крупнейшая работа Фриды Кало "Раненый стол". Также среди работ Риверы  показаны его так называемые "русские рисунки", сделанные им во время второго визита в СССР в 1956 году".
Произведения Фриды и Диего встречаются в центральной части экспозиции - это  перекличка полотен двух художников и соединение двух уникальных личностей в одну историю соперничества в искусстве, любви-борьбы, которая на долгие годы стала главной темой творчества Фриды Кало.
Выставка организована Культурно-историческим фондом "Связь времен" и Музеем Фаберже в Санкт-Петербурге при поддержке Департамента культуры города Москвы.
«Фрида — это лента, обернутая вокруг бомбы», — так основоположник сюрреализма Андре Бретон описал искусство и жизнь великой мексиканской художницы Фриды Кало. Ее картины — гремучая смесь мексиканских народных мотивов и наивного искусства в духе французских модернистов, а в их основе — история боли и любви, страсти и непонимания, которые сопровождали Фриду всю ее жизнь. Из этого сплава появился образ, который прошел через весь XX век и стал вызовом устоям западного общества.
 «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Если автокатастрофа была роковой случайностью, то из-за противоречивости натуры, в которой сила и независимость сочетались с одержимостью и жертвенностью, сложные отношения с Диего Риверой были неизбежными.
На выставке можно проследить все этапы творчества Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. Так от глубоко личных работ Фриды зритель переходит к монументальным и социально-ориентированным произведениям Диего. Художник несколько раз был в СССР и подарил стране Советов несколько своих работ — на выставке  представлены наиболее значимые из них, например, картина «Славная победа» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, которую в 1955 году он передал в дар Союзу художников.
 Культурно-исторический фонд «Связь времен» – некоммерческая организация, которая осуществляет проекты, посвященные возвращению в Россию утраченных культурных и исторических ценностей, участвует в реализации культурных программ.