Падение семейства Ян

Виктор Еремин
Легенда гласит, что в древности жили в Китае четыре великие красавицы, которые могли «затмить луну и посрамить цветы и [обладали] внешностью, способной рыбу заставить утонуть, а летящего гуся упасть». Красивейшей из четырёх, бесспорно, была Ян Юйхуань-гуйфэй. Ян — это фамильное имя «Тополь», Юйхуань — личное имя, переводится как «Нефритовое колечко», «гуйфэй» или «драгоценная наложница» — высший титул наложницы императора.

Династия Тан была основана в 618 г. военачальником Ли Юанем, и царствовала она по 907 г. Расцвет империи Тан пришёлся на правление шестого императора из этой династии Сюань-Цзуна (царствовал в 712—756 гг.). Его государство владычествовало «от песков пустыни Гоби до джунглей Вьетнама».

В империи Тан аристократия оказалась заменена чиновничеством, а потому государство очень скоро погрязло в океане мелких подлых интриг и взяточничества. Внешне всё выглядело весьма чинно, так, как нынче можно только мечтать. Именно в то время каждый китайский чиновник обязан был знать в совершенстве философское учение Конфуция и законы стихосложения! Только сдав государственный экзамен по двум этим предметам, можно было рассчитывать на получение должности. Утверждалось, что мудрость и поэзия имеют единое начало, разница между ними лишь в том, что мудрость воздействует на разум, а поэзия — на чувства. Они дополняют друг друга. Поэтому умение сочинять стихи рассматривалось как неотъемлемое достоинство чиновника.

Ну и что от этого? Империя Тан сгнила по вине чиновничьей подлости и жадности с таким же успехом, как и большинство государств мира. Разве что сгнила она быстрее, поскольку у её чиновников ум оказался более изощрённым и коварным, а совести у образованного человека обычно гораздо меньше, чем у безграмотного, поскольку образованный человек находит оправдание своей подлости и быстрее, и доказательнее.

Император Сюань-Цзун был Сыном Неба и возвышался над жёлтым морем подданных. При этом он целиком зависел от интриг чиновников его двора. Перед Сюань-Цзуном всегда был пример его предков.

Второй император династии Тан, звали его Тайцзун, взял к себе в гарем младшей наложницей тринадцатилетнюю девушку У Цзэтянь. В девицу влюбился наследник престола Гаоцзун. После кончины Тайцзуна всех его наложниц отправили в буддийский монастырь, обрили и приготовили к жизни там до конца их дней. Таков был закон. Но молодой император не пожелал расставаться с возлюбленной и на свою беду вернул её во дворец.

В течение последующих лет У Цзэтянь избавилась от всех соперниц из императорского гарема, а заодно и от императрицы — по приказу наложницы их «четвертовали и утопили в вине без суда и следствия». Вершиной могущества У Цзэтянь стало убийство дяди императора и истребление всего его клана. В 655 г. Тайцзун женился на наложнице, и со временем она родила ему четырёх сыновей и дочь. Император, будучи вопиюще безвольным человеком, полностью оказался во власти супруги и подкупленных ею чиновников. Такая ситуация продолжалась всё время правления Гаоцзуна — более двадцати лет!

Император умер в 683 г., и У Цзэтянь возвела на трон своего старшего сына Чжунцзуна, но когда заметила, что он уродился в отца и попал под каблук своей жены, прогнала обоих и сделала императором другого сына, Жуйцзуна. Тот шесть лет покорно исполнял волю матери. Китайская знать была этим возмущена и попыталась было восстать, но верные У Цзэтянь полководцы утопили восстание знати в крови.

К 690 г. Жуйцзун перестал устраивать мать, и она его свергла, а затем — неслыханное в китайской истории дело — провозгласила императором себя! Буддисты объявили У Цзэтянь воплощением бодхисатвы* чакравартина**, единственной защитницей империи Тан.
____________________________
* Бодхисаттва — существо, которое приняло решение стать буддой для блага всего мира.
** Чакравартин — идеальный правитель, царствование которого возвращает мир из хаоса беззакония на высшую ступень порядка.

Но вот пришла старость. Женщина-император не доверяла никому в своём окружении, потому вернула Чжунцзуна и назначила его наследником престола. После чего ударилась в дикий разврат с двумя молоденькими хорошенькими братьями-аристократами Чжан.

Вскоре ослабевшая умом У Цзэтянь окончательно потеряла бдительность. В феврале 705 г. произошёл дворцовый переворот, столицу захватили высшие сановники. Чжанов казнили, а императрицу отправили умирать в загородное поместье. Императором вновь был провозглашён Чжунцзун.

Стало ещё хуже, теперь даже времена У Цзэтянь вспоминали как счастливые. Император всю жизнь был под башмаком жены по имени Вэй, а она оказалась ещё большей злодейкой, чем её свекровь. Вся власть в стране сосредоточилась в её руках. «Коррупция при ней достигла исключительного размаха, роскошь требовала денег, и поэтому продавалось вся и всё: слуги, их дети, дворянские звания, дворцовые должности и т.п. На все ответственные посты назначались только родственники императрицы». Вскоре Вэй отравила мужа-императора, но несколько лет держала его смерть в тайне, пока не достиг пятнадцатилетия её сын от другого мужчины. Юношу провозгласили императором, а Вэй — регентшей при нём.

В 710 г. вновь произошёл государственный переворот. Власть в стране захватила дочь У Цзэтянь — принцесса Тайпинь. В один день был вырезан весь род Вэй, включая маленьких детей. На престол возвели Жуйцзуна. Но к тому времени он уже окончательно спился, поскольку не выдержал долгие годы ежедневного ожидания неминуемой смерти. Через два года правления Жуйцзун добровольно отрёкся от престола в пользу своего сына Сюань-Цзуна.

Сюань-Цзун был человеком искушённым в дворцовых интригах. Достаточно уже того, что в детстве его неоднократно пыталась убить У Цзэтянь, но всякий раз мальчика спасала любившая его как мать тётушка-принцесса Тайпинь. Да и в уме молодому императору нельзя было отказать: одной из главных акций, осуществлённых Сюань-Цзуном в начале правления, стало введение первых в истории человечества бумажных денег. В империи Тан шло бурное экономическое развитие, процветали торговля и города. В одной столице империи городе Чанъань поживало тогда свыше миллиона человек. Никогда более в истории человечества, за исключением сталинской эпохи СССР, не был столь высоко поднят престиж учёных, писателей, зодчих, художников и музыкантов.

С возрастом Сюань-Цзун устал от повседневных забот. Отдыхать он предпочитал в своем гареме, где проживали около тысячи девушек. Но ни одна из них не устраивала императора.

Летом 739 г. придворный евнух Гао Лиши, сопровождавший императора по садам гарема, зазвал его в дворцовую купальню. Там Сюань-Цзун впервые увидел девятнадцатилетнюю жену принца Ли Мэя, сына императора, по имени Ян Юйхуань. Он видел невестку и раньше, но в пышных одеждах, и не обращал на девицу внимания. И не удивительно — у императора было 27 сыновей, и все женатые.

Эта встреча оказалось интригой, затеянной хитрым евнухом, который намеревался с помощью Ян укрепить своё положение при дворе. Задуманное удалось ему сполна. Император влюбился в невестку с первого взгляда и на всю жизнь. Это уже потом он узнал, что девушка была не только красавицей — она писала стихи, отлично играла на многих музыкальных инструментах, прекрасно пела…

Видимо, Гао Лиши надоумил Ян постричься в монастырь — такова была в те времена единственная возможность получить развод. Принц Мэй дал согласие. Женщина стала монахиней, правда, всего на несколько дней. Пятидесятипятилетний Сюань-Цзун срочно призвал её к себе. Целых пять лет Ян оставалась монахиней, но жила в покоях императора. Затем принц Мэй женился, и тогда красавице присвоили титул «гуйфэй». Ян-гуйфэй стала первой женщиной Китая, самой прославленной за всю историю этой страны.

Учёные оценивают роль любимой наложницы Сюань-Цзуна по-разному. Одни считают её «безвольной игрушкой в руках придворных клик»; другие — «коварной интриганкой, принёсшей государство в жертву своим амбициям». Как бы там ни было, но все провинциальные родственники гуйфэй заняли посты при дворе, а сёстры стали фрейлинами и вышли замуж за принцев.

Первым министром империи Тан назначили брата фаворитки Ян Гочжуна — взяточника, жулика и бездельника. Как результат, казна богатейшего государства быстро опустела, а сундуки семейства Ян разбухали от богатств.

Конечно, находились недовольные, они жаловались императору на всевластие семейства Ян, но Сюань-Цзун ничего не хотел слушать. Конечно, он был разумный человек и, наученный горьким опытом своих предшественников, пару раз пытался поговорить с Ян-гуйфэй, чтобы урезонила своё огромное семейство, но всякий раз обиженная фаворитка собирала вещи и уезжала прочь из дворца. Поскольку император не мог и дня без неё обходиться, женщину возвращали мольбами и новыми дарами её семейству. А были такими дарами новые доходные должности и субсидии. Жалобщиков же обычно бросали в тюрьму, где до смерти морили голодом.

К концу царствования Сюань-Цзуна семейство Ян ненавидел весь Китай, от обитателей богатейших дворцов, до бедняков в полуразвалившихся хижинах.

В это время китайцам приходилось много воевать с кочевыми племенами на северных границах империи. Должность главнокомандующего северной армией Ян-гуйфэй выхлопотала генералу Ань Лушаню, тюрку по происхождению, который подкупил женщину богатейшими подношениями и умилительными восхвалениями.

В 755 г. Ань Лушань самовольно заключил мир с кочевниками и повернул армию на столицу. Генерал издал манифест, в котором обвинил императора в предательстве и недееспособности. Особое место в документе было отведено обличению Ян-гуйфэй и её семейства.

Победоносная армия Ань Лушаня занимала город за городом, поместье за поместьем. Император оставил оборонять столицу девятому сыну Ли Хэну, а сам бежал со всем двором на юг. Да не тут-то было! Возмутилась императорская гвардия, и 15 июля 756 г. начался бунт против семейства Ян. Первым делом убили министра Ян Гочжуна и его родичей. Затем потребовали выдачи главной виновницы трагедии империи — «колдуньи» Ян-гуйфэй.

Сюань-Цзун вызвал евнуха Гао Лиши, дал ему шёлковый шнурок и приказал задушить фаворитку. Труп несчастной вынесли к бунтовщикам и объявили, что женщина покончила с собою. На этом бунт прекратился.

Престарелый Сюань-Цзун так и не смог оправиться после гибели Ян-гуйфэй. Он отрёкся от престола в пользу сына Су-Цзуна и, будучи пленником собственного отпрыска, оставшиеся ему годы провёл в слезах и тоске по возлюбленной. Могилу красавицы разорили сразу после её смерти, да так, что и следа не смогли найти.

Мятеж Ань Лушаня подавили. За время смуты погибло несколько миллионов человек.

Прошло время, худшее забылось, и Ян-гуйфэй стараниями поэтов, писателей и художников превратилась в бессмертную фею светлой чистой любви и красоты. В Китае даже установлены фаворитке императора памятники. Возле Сиани воздвигнута гробница Ян-гуйфэй, куда ритуально приходят пары и дают клятву влюблённых в вечной верности.