Нахой. Сарпа, Сарепта, сарпинка

Евгений Садков
                Есть ли у нас выбор между экологией и прогрессом?
                Ван Ли-чжун, китайский гринписовец.
                ***

 Среди поселений колонистов, посещенных Пугачевым, особняком стоит Сарепта. Вот как описывает этот "Bon Voyage" Пушкин:

 "Пугачев отдыхал в Сарепте целые сутки, скрываясь в своем шатре с двумя наложницами. Семейство его находилось тут же"

 Согласитесь, весьма экстравагантно. Напоминает  уикенд одного молодого, но очень перспективного (до недавнего времени) сенатора.Тем более, что за день до этого наш "турист" насадил на кол известного немецкого астронома.

 Нас же, надеюсь, больше плотских утех интересует связь истории и экологии. Попытаемся проследить.

 За несколько лет до посещения этих мест бунтовщиком, Сарпинское селение очень привлекательно описал И.И.Лепехин. Такое вот приятное для русского уха совпадение, вновь Иван Иванович. Но не каратель Михельсон, "накрывший" вскоре мятежника с его гаремом, а известный русский путешественник.

 Лепехин первым отмечает невиданный и скорый прогресс недавно возникшего в Поволжье поселения. На всю мощность работают мельницы, как пильные, так и мучные. Судя по описанию, есть индивидуальное водоснабжение. И это середина семнадцатого века, и не дворец Екатерины II, а недавно возникшее на пустынном месте поселение. Перспективы Питера!

 Есть прекрасный аптекарский сад, со множеством лечебных, в том числе -невиданных для здешних мест трав. Вскоре после посещения Лепехиным и Пугачевым Сарепты, здесь разбиваются прекрасные виноградники. А здешние земли начинают давать обильный урожай прекрасного табака. Да, да, сигары, круче будущих кубинских.

 Сами жители, ка пишет Лепихин, "у всех снискивают себе любовь и почтение даже до зверовидных калмыков". Не будем обижаться на Ивана Ивановича, времена были иные.

 Согласитесь, весьма резкий, на фоне всех "немецких" колоний на Волге, старт. С чем же он связан. Конечно, с социальным положением поселенцев. Они же не крепостные. Да и трудолюбия, хоть и объединил их Пушкин чехом в "негодяев", не отнять. Плюс финансовые "подъемные" российской Империи.

 Но есть в этой ситуации  весьма спорный, для нашей любимой РПЦ, момент. Момент кроется в одном слове. Гернгутеры! Для большинства из нас созвучно известному герою Гуимплену.

 Но поверьте, гернгутерам в свое время было не до смеха. Посещение их Пугачевым, по сравнению с гонениями на исконной родине, что комариный укус. Кто называет их сектантами, кто евангелистической деноминацией. Для самих же последователей Яна Гуса, такое отношение, что хрен, что редька-все едино.

 Главное-миссионерская деятельность. Общины гернгутеров возникают во всем мире. Удостоился их чести и Великий Нахой. И везде миссионеры создают оазис нравственности и культуры. Следом семимильными шагами спешит прогресс.

 Так и в Сарпинском поселении, ставшим знаменитой Сарептой. Да, да, знаменитая на всю Россию и мир. Именно здесь в нашей необъятной Империи возник первый очаг не феодальных, но капиталистических, таких прославляемых ныне, отношений. Объединенный капитал и необыкновенное трудолюбие гернгутеров сотворили чудо. Сарпинка! Как много в этом звуке для сердца девушки слилось.

 Это не реклама. Это факт прогресса девятнадцатого века. Один из символов новых отношений в России, увы, так далеких от царского двора Екатерины II. Да и от нынешнего, как я субъективно-оценочно, полагаю.

 Но вернемся в сказочную Сарепту конца восемнадцатого века.Как подсказывает нам Даль, название связано с протекающей рядом речкой. Очевидно, Сарпа изначальна. Сарпа, так Сарпа, согласились гернгутеры и засучив рукава стали и здесь возводить "райские кущи".

 Темна и противоречива этимология Сарпы. Ихтиологи кивают на одноименный вид крупной рыбы, что могла водиться в этих местах. Тюрковеды связывают топоним с Арпой.

 А вот нью-сарепчане из Канады уводят нас ещё дальше. По их версии поселение Сарепта существовало в древней Финикии. Кроме того, утверждают канадские гернгутеры, название сие упоминается в Ветхом Завете. Чувствуется,  пепел Яна Гуса до сих пор стучит в их сердца.

 Кстати, New Sarepta -отражение противоречий между поволжскими гернгутерами и российскими лютеранами. Похоже, тоже томос не поделили. Бедный Ян Гусс и его духовный брат Иероним Пражский. Могли ли подумать эти замечательные реформаторы, что их последователям, преодолевшим путь от Любека до Великого Нахоя, вновь придется бежать от церковного гонения?

 Меня же, как и Ван Ли, интересует другой аспект. Да, поселение заложило основы новых для России отношений. Но не повлияли ли они на нашу экологию?

 Не смейтесь. Природные ресурсы, особенно-у нас, хоть и богаты, но все же ограничены. В первую очередь вода. И если в семнадцатом веке Лепехин описывает реку Сарпу, то сейчас это бывший гидроним.

 Проще говоря, высохшее, уже теряющееся в складках рельефа Поволжья русло. Все же повезло нашему Великому Нахою, не остановились здесь трудолюбивые гернгутеры.

 Хотя...китайцы тоже могут.