История КПСС экзамен

Валера Матвеев
               
Этот экзамен был первый на первой сессии, да и вообще первый после вступительных экзаменов. Вдобавок ко всему прочему, из-за этого неожиданного переноса я не смог поехать в Харьков на свадьбу к школьному товарищу.(В принципе-то мог поехать, но тогда сдавать одному, а не «в куче») Ещё и вынесен он был на более ранний срок почти на половину месяца. Пошёл я на cвой первый экзамен по истории КПСС очень переживая за его сдачу. Что уж тут поделать, эту Историю, которая не та История, я знал до неприличия плохо. И он ещё особенно врезался в память и не только потому, что был первый, а с «изюминкой». Конечно, о других экзаменах тоже есть что вспомнить, но ничего более впечатляющего не было. Тем более ещё то, что я не смог поехать к школьному товарищу на свадьбу в Харьков из-за этого переноса, а хотелось.

Хочется отметить также, что История КПСС особенный предмет. Во-первых, он является первым в линейке предметов, изучающих марксизм-ленинизм, который подавляющее большинство студентов, мягко говоря, не жалуют, во-вторых, он до того однобок в своей основной линии, что даже малейшего интереса не представляет.

«Отчётный период», за который мы должны были держать отчёт на экзамене, начинался со второго съезда РСДРП(б) и до конца 30-х годов. Но и это не всё! Съезды, которые проходили в третьем десятилетии почти каждый год, и принимали «исторические» решения, которые мы должны были тоже знать. Но ещё и работы Ленина (а он знаете, когда ушёл в мир иной?)! В общем, проблемы ещё те!..

В общем, дело было так.
 
Взяв билет и прочитав вопросы, а их было два, сразу для себя отметил, что первый вопрос был для меня главной загвоздкой, как и все вопросы из этой серии, всемирно-историческое значение работы Ленина … Впрочем, какая хрен разница какой работы, один хрен ни одной не читал. Надо было посмотреть в «конспекты», хотя понять в них можно что-то довольно сложно было, разве что только по названию статьи, которая в моих «записках» именует себя конспектом работы, всё равно, что посмотреть оглавление у какого-нибудь сборника рассказов. Но на этот вопрос всё равно необходимо хотя бы что-нибудь пролепетать, и  обязательно не получить дополнительных вопросов по этой «сказочной» работе Ленина, тогда может ещё как-нибудь и проскочит.
 
 Прочитав второй вопрос, я прямо воспрянул духом. Это надо было всего-то рассказать о всемирно-историческом значении ВОСР (для менее сообразительных: Великая Октябрьская Социалистическая Революции). О чём, естественно, можно говорить «от фонаря». Тут грудь  у меня сразу же поднялась, спина выпрямилась, как на параде, я вальяжно развалился на стуле – во тут-то я выдам «на гора», всех удивлю!

Уже в мыслях начинал грезить о повышенной оценке. (Этот, как его, … думкой богатеет). Такого душевного подъёма, как в тот раз, я не испытывал и на одном из последующих экзаменов за время всего периода обучения. В общем, покопавшись «в запасниках», я что-то на первый вопрос «накалякал». Хватит, наверное, посчитал я на ответ, абы ничего больше не спросили по данному вопросу. И начал готовиться ко второму вопросу, выискивая ответ на белом потолке. Подняв глаза к потолку и вспоминая, что я слышал по радио и телевидению, читал в газетах, а слышал и читал об этом много. Я вам доложу, что немало за свою любопытную жизнь, впрочем, как и всё наше поколение. И нашёл в голове 11 всемирно-исторических значений данного события! В тот момент подготовки я чувствовал себя триумфатором, Наполеоном от Истории КПСС.

 В тревожном ожидании и волнении за мой «слепленный» из разных источников ответ на первый вопрос, подошла моя очередь, идти держать ответ за курс наук. Пока отвечал на первый вопрос, меня всё это время  мучила навязчивая и единственная  мысль об одном и том же: только бы ничего экзаменатор больше не спросил по этому вопросу. И все мои мысли оказались доступны Богу, Всевышний услышал меня, они дошли до него, а я услышал слова: «Следующий вопрос».

Конечно, насчёт Бога вопрос спорный, может быть, преподаватель просто увидел мой жалкий внешний вид и не стал рисковать расспросами, сжалился на до мною?

 И я уже во второй раз за экзамен гордо расправил плечи и выпрямил спину. С чувством римского гладиатора, только что победившего своего противника, я стал с достоинством, медленно расставляя акценты по каждому пункту написанного мною, принялся отвечать на второй вопрос. Когда закончил отвечать и умолк, довольный сам собой и сказанным, был короткий, как выстрел, вопрос:

- Всё?

- Всё! – Последовал ответный «выстрел» от меня, всё ещё довольного своим ответом и не чувствовавшего никакой опасности в вопросе с его стороны.
- Всё? – Прозвучал более протяжный вопрос, который заставил почувствовать меня в вопросе что-то неладное.

- Всё, - уже немного менее уверенно ответил я, и уже чувствовал себя не так бодро из-за сошедшей с меня ещё недавно такой ощутимой спесивости, прозвучал жёсткий вердикт на мой ответ.
 
- А руководящая и направляющая роль партии?! – Боже мой, как я забыл, какой и по какому предмету сдаю экзамен! – Идите, ТРИ!