ЭССЕ на отрывок из книги Н. Бердяева Кризис искусс

Татьяна Строганова Злата
Рассуждения Бердяева исключительно актуальны. Он вскрывает связи и основы, влияющие на развитие культуры и искусства, фокусируя читателя на аспекте гуманистическом, определяющим главную роль человека и его духовных составляющих в этом процессе. Наши новомодные идеи истолкования событий и процессов, их причин и возможных направлений развития созвучны рассуждениям Бердяева. Очевидным стал факт ускорения жизни, который меняет отношения человека и материального мира (ультрамодные вещи на сезон), отношения между людьми (связи без обязательств), отношение к себе (кто я в определении своего пути), отношение к информации (поверхностное без углубления), отношения к духовной и подсознательной сферам (поиск ресурса) и т. д. - все это опирается на парадигму, которую мы находим в тексте Бердяева. «…в жизни человечества произошла перемена, после которой в десятилетие происходят такие же изменения, какие раньше происходили в столетия» и «В мир победоносно вошла машина и нарушила вековечный лад органической жизни… Огромное значение его – не только социальное, но и космическое».
 
С небольшими сокращениями хочу представить отрывок, который мне представляется особенно интересным в размышлениях о судьбах мира человеческого. «Машинизация и механизация – роковой, неотвратимый космический процесс... При более глубоком взгляде машинизация должна быть понята как дематериализация, как распыление плоти мира, распластование материального состава космоса. Машина сама по себе не может убить духа, она, скорее, способствует освобождению духа из плена у органической природы. Машина есть распятие плоти мира. Победное ее шествие истребляет всю органическую природу, несет с собою смерть… всему органически, естественно прекрасному…. Так свершается судьба плоти мира, она идет к воскресению и к новой жизни через смерть. Футуризм есть пассивное отражение машинизации, разлагающей и распыляющей стареющую плоть мира».

Определяет движение человеческой жизни и поколений особые закрепленные в поколениях ценности в искусстве, эстетике, морали, целей. Они основывались на ритме жизни, который позволял проживать жизненные ситуации качественно (вдыхать ароматы, любоваться красками природы, давать время на грудное вскармливание или на выздоровление и т.д.)  или учил терпению преодолевать трудности. Именно поэтому мы сталкиваемся сейчас с проблемами в образовании, в воспитании детей, в формировании идеологии жизни, вообще в том, что всегда определяет будущее наших поколений. Об  искусстве можно сказать до некоторой степени словами Бердяева: «Красота старого быта была статична». Такая категория как время стало важной в наши дни, добавляя в измерение мира четвертый элемент его конструкции, расширяя наше сознание до уровня формирования себя одновременно из прошлого и будущего. Время является не линейной категорией, оно объемно. Не удивлюсь, если в скором будущем речь пойдет о пятом элементе, например, о памяти предков. Важный момент в этом, как мы определяем позицию для изучения чего-либо: взгляд вперед или назад – это точка зрения, раскрывающая возможности или рассматривающая упущенные возможности. То, о чем говорит Бердяев. «Декаденты – эстеты». «Футуристы – антиэстеты». И вместе с тем, как мы видим, они существуют параллельно. В целом же, в каждый отдельный момент времени у человека и человечества есть два противоположных и синергетический подходы на своем пути.

Смысл текста раскрывает отношение автора ко всем основным вопросам современной жизни, заставляя читателя стать своим соучастником. Самое важное, что поднят вопрос о кризисе самой жизни, не только культуры и искусства, который оборачивается вопросом о ценности человеческой жизни и поколений в целом. Сейчас наблюдается серьезная проблема роста суицидов среди молодого поколения, не умение ими оценить и просчитать перспективы и просто мотивировать себя на преодоление трудностей. Это то, что надо держать во главу угла. А что происходит? Агония! Процесс не на поддержание жизненных функций, а замещение их удостоверением своей состоятельности в виде материальных и иллюзорных доказательств. Вместо здоровья – визаж до полной неузнаваемости, вместо уверенности в себе (то есть быть способным расти)  - капитализация неких отвлеченных параметров состоятельности и другое в том же духе. 

Удивительным образом Бердяев не вспомнил о кино, которое имеет смысл упомянуть как новом, массовом и опять же скоростном виде искусства. В течение фильма можно охватить взглядом любые пространства времени, задействовать больше вариантов восприятия человеком художественного материала, позволить в короткий срок составить представление о произведении или других тонкостях материала. Это же касается и новых возможностей экспонирования. В архитектуре есть знание о видах композиции, которые опираются на способы их восприятия зрителем (двигаться вокруг, вдоль или вглубь) объектов архитектуры, на этих же принципах основывается построение линейной, объемной и пространственной композиции. «Ныне все стало динамическим, все статически-устойчивое разрушается, сметается скоростью механического движения». Скорость движения посетителя при обзоре выставки, исторического ансамбля – один из существенных способов изменить отношение к изучаемому объекту или предмету в совокупности с теми визуальными и аудио иллюзиями, которые сейчас замещают обычные неторопливые диктуемые физическими ограничениями возможности восприятия человека. Делается упор на максимальную включенность и активизацию психических параметров человека.

Поиски методов и путей не только в искусстве, но и в самой жизни, что гораздо серьезнее и масштабнее, делают нашу жизнь богатой на разного рода открытия и эксперименты. Эта фраза, переданная мне моим выпускником, стала для меня маячком: «Сейчас в образовании важны не эксперты, а эксперименты». Суть в том, что не опыт уже, а новые способы диалога с окружающей действительностью определяют каждый раз уникальность и красоту момента жизни и искусства, оставляя за границей интересов вопросы об основных кукловодах нашего времени, об идеологии и духовности.  При этом у Бердяева: «…отрицают источник творческого движения – человека». «Лишь духовное знание человека может постигнуть переход от старого, разлагающегося мира к миру новому. Лишь творчески-активное отношение человека к стихийно совершающемуся процессу может порождать новую жизнь и новую красоту».