9-2. Об исчезновении осужденных судом правды

Послание 9 ч.2.

Это продолжение 9 Псалма, которое можно считать отдельным посланием.
В Теилим уже считается 10-ым Псалмом Давида.
Здесь псалмопевец выстраивает акростих, основанный уже на второй половине древнееврейского алфавита.
Используя выразительные образы, он показывает линию падения: путь развития самости, эгоцентризма как людей, так и народов, который будет продолжаться вплоть до осознания большинством из них того, что он ведёт к явному злу и взаимному уничтожению. Такое осознание может случиться только через абсурдность и ужас существования в «атмосфере» такого зла.

И таким образом получается, что стихи псалма передают ощущения от действия зла, возникающие в душе, вставшей на путь добра, которые неминуемо повлекут полное отвержение зла с его самостью, ложью и ненавистью.

"Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?"

Такой вопрос временами возникает у каждого: почему Всевышний хранит молчание, когда торжествуют нечестивые, а невинные страдают?
Давид во времена бедствий больше всего жалуется на то, что Господь удалился от него и его народа. Именно это вызывает сильную скорбь. Избавление ещё далеко, и оно сокрыто от нас, и часто мы думаем, что Бог нас оставил.
Но это - наша ошибка, ибо не видим дальше собственного носа, и судить можем только по внешним обстоятельствам. И сами отходим от Бога из-за неверия, но продолжаем сыпать укоры в том, что Господь удалился от нас.

А если ты почувствовал, что отдалился от Него, и просишь тебя приблизить, или если сам наперекор чувству отдалённости приблизишься, то таким образом построишь своё осознание и понимание того, что Творец всегда на Своём «месте», а удалениями даёт тебе возможность самому к Нему приблизиться!

"По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют."

Давид вскрывает суть нечестивых, и выражает негодование против грехов, «которые сделали времена тяжкими».
Преследование «по гордости своей» бедного, только для того, чтобы беспрекословно подчинялись их диктату – в этом и есть антидуховная суть нечестивых.
Почему антидуховная?
Сказано: «Не могу Я быть с гордецом в одном месте» – там, где гордость, не может быть света. Гордость вытесняет из души дух. Ведь она разделяет человека и Творца, разрывая духовную связь.

Ухищрения нечестивых действуют против них самих не только в духовном понимании, но и в жизни.
Есть ли более справедливое воздаяние за зло, чем пострадать от своих же ухищрений, которые нечестивые сами изобрели для бедных и слабых?

"Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»"

Сущность нечестия – надмение, гордость. Такой человек живёт в иллюзии «хозяина жизни», так, будто «нет Бога».

"Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;"

Эта строка переводится ещё и так: «Преуспевает он на путях своих во всякое время, суды Твои высоки и далеки от него, всех врагов своих – сдувает он их».

Скажите ему о власти Господа над ним – и он ответит вам, что никогда не видел Бога, а поэтому для него Бог не существует. И он прав в том, что для него Бог не существует. Скажите ему о судах Божьих – он назовёт их пугалом для дураков.

"говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;"

Действительно, выглядит так, что происходящее словно бы оборачивается ему на пользу. И он считает, что ничто и никогда не в силах повредить его благополучию.

"уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком – его мучение и пагуба;
сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
сгибается, прилегает, – и бедные падают в сильные когти его; "

Псалмопевец даёт такой яркий и ёмкий образ человека, которым управляет агрессивная самость, что комментировать, собственно, и нечего.
Его злоба и ненависть спрятана «под языком». Ему всё равно, какую ложь сказать или какое обязательство нарушить, он будет использовать всё что угодно, чтобы достичь своих целей. Он притворится смиренным и добрым, он войдёт в доверие, он может «заботиться» о бедных и даже унизиться.
При этом, будучи полностью лишённым честности и чести, он почитает себя «элитой» и пренебрежительно относится к тем, кого грабит и уничтожает.
Давид неоднократно отмечает, что жестокость и бесчеловечность таких людей направлена против невинных и бедных, которые не противостоят им.

"говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда»."

Даже у сознательно вставшего на сторону зла человека «в сердце» остаётся точка, которая упрекает его. И он отсекает звучащий через совесть «голос» Творца, отрицая Высшую силу, или заявляя: «Оставил Господь землю сию».

"Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых.
Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?"

После описания бесчеловечности и нечестивости притеснителей Давид обращается к Богу с молитвой за угнетённых.
Но даже в озвученных им вопросах к Всевышнему уже сквозит ободрение верой. Давид убеждён, что «нечестивый пренебрегает Бога» потому, что не знает Его. Потому что час расплаты еще не настал, «когда чаша их беззаконий переполнится».

"Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник."

Бог – помощник тому, у кого нет других помощников, но много обидчиков и притеснителей.
Давид уверен в вездесущности Господа, и говорит о зависимости преследуемых от Него, о том, что они добровольные Его подчиненные и отдают себя под Его защиту, – поэтому Бог защитит их.

"Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия."

О чём это, если не о милости Творца даже к нечестивому и злому? Праведник молится, чтобы Господь воспрепятствовал им творить зло. И в Писании не раз можно прочесть об угнетателях, чья власть была свергнута, но жизнь сохранена, и была дана возможность для покаяния.

"Господь – царь навеки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его."

Что значит «исчезнут язычники с земли Его»? Речь не об их гибели или уничтожении. Исчезнуть откуда-то можно и по своей воле.
Кого называют язычниками? В Писании - идолопоклонников, поклоняющихся творению, а не Творцу.
В духовном смысле язычники – это рабы своей самости, от которых полностью скрыт Создатель. Они в принципе сами не могут открыть Его, у них для этого не задействован орган восприятия свойств, противоположных самости, и самость не позволяет установить связь с Творцом.
Но Бог провидением Своим «запускает», «включает» этот орган, и посылает искру света, которая разгорается в пламя веры. И исчезает язычество как продукт эго.

«Будешь искать их, и не найдёшь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Ис. 41:12-13).

"Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,"

Давид ЗНАЕТ, что Бог слышит желания смиренных (мало того, Он эти желания и «продуцирует»). Укрепляет сердце с развитием совести. Человеку хочется, чтобы Господь всегда слышал его мольбу: открыл ухо Своё.
 
Здесь раскрывается, каким образом Богом обеспечивается «канал связи»: вначале через желания Он готовит сердца, зажигая в нас праведные стремления, укрепляя веру, настраивая мысли, возбуждая чувства, а потом внимает молитве.
Господь как бы делает нас достойными, чтобы правильно принять и использовать ту самую милость, которой желают и о которой молятся, а затем даёт ее нам.

"чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле."

«…чтобы не был больше тираном человек земной» – звучит в несколько ином переводе.

Господь даст Свой суд сироте и угнетённому, – то есть, правдой прояснит их невиновность, вернёт им утешение.
Угнетатель – это лишь земной человек, ничтожный, слабый и смертный. Восстанет правда – и ложь потеряет силу, растворится в её свете, который есть Свет Творца.


Рецензии