Красный Кабанчик. Часть третья

Сергей Орешко
- Где же они? - спросила правая голова.
- Пора! - сказал я, вскочил на Кабанчика, и, прикрываясь щитом, помчался к дракону.
- Посмотрите на этого дурака на свинье! - захохотала правая голова. Левая голова засмеялась ещё громче:
- Мы тысячное войско били! А тут какая-то козявка на нас скачет!
- Хватит ржать! - рявкнула средняя голова. - А что, если это Степан, крестьянский сын! - и полыхнула на нас огнём. Я выставил перед собой щит, огонь отскочил от него вверх, совсем не затронув нас, что очень удивило дракона. Кабанчик на полном скаку подкинул меня так высоко, что я взлетел и отрубил левую голову дракона. Средняя и правая головы извергли на меня целый сноп огня, но щит снова отразил огонь вверх. И вот диво — я не упал на землю, а продолжил полёт, потому что волшебный меч донёс меня к средней голове. Я срубил и её. Правая голова дракона в страхе заорала:
- Взлетаем!
Огромные, жёсткие крылья дракона взмахнули дважды, но взлететь он не смог, потому что Семён, Глеб и Яков быстро прибили его хвост железными кольями к земле. Дракон взвыл от боли и стал поворачивать уцелевшую голову к хвосту, но я успел срубить её и опустился на подоспевшего Красного Кабанчика. Всё сражение с драконом длилось несколько мгновений. Чёрная кровь чудовища текла рекой по земле.
Я долго рубил мечом тело дракона на части, чтобы было легче его сжечь. Яков, Семён и Глеб отправились в лес, за нашей повозкой. Когда они привели коней с повозкой, те пятились и пронзительно ржали от страха, мои товарищи еле сдерживали их за узду. Мы с Кабанчиком помылись от драконьей крови в речке. Я помыл щит и меч, переоделся в чистые одежды. Мои друзья отвезли две отрубленные головы дракона в лес, положили в мешки и закопали, а третью голову в мешке мы положили в повозку. Лошади снова тревожно заржали и попятились, но мы успокоили их и зашли в пещеру, где томились голодные, испуганные люди и множество коров и овец.
Мы отпустили на волю почти три сотни пленных воинов и крестьян, все — крепкие молодые мужчины, женщины и девушки, среди которых были пленённые лучники из войска Никиты Занозы. Многие пленные были из нашей страны. Затем мы выпустили коров и овец.

Туловище дракона мы подожгли с нескольких сторон. Пленники с опаской обходили горящую тушу чудища и благодарили нас. Мы все вместе возвращались домой, но радоваться победе, как оказалось, было рано. Не прошли мы и десяти вёрст, как на нас внезапно налетело войско герцога Обалдуйского.
Завязался бой. Больше всего работы досталось моему мечу. Но и освобождённые узники помогли нам победить и пленить врага. Когда герцога привели ко мне, он сознался, что хотел убить меня и моих друзей, присвоить победу над драконом, затем жениться на Ирине и стать царём.
- Ну что ж, - сказал я герцогу, - хорошо, что ты сознался в своей подлости. Но ты сам понимаешь, что приговорил себя к смерти.
И я обнажил меч.
- Выслушай меня, - торопливо заговорил он. - Знай, когда ты станешь царём, у тебя появятся тысячи врагов, льстецов, обманщиков, хитрых и подлых, и они никогда не скажут тебе правду. А я сейчас во всём признался. Если ты убьёшь меня, то у меня есть брат, который займёт моё место и будет мстить тебе. Я же предлагаю тебе дружбу и постараюсь помогать во всём. А пока дам несколько советов. Ты слишком неопытен и честен для того, чтобы править государством. Как будущему царю тебе нужно знать, как трудно править людьми. Никому нельзя доверять, даже старым друзьям и родственникам. Твою еду слуги должны пробовать, чтобы тебя не отравили. Скажи, у тебя есть сестра? Я могу породниться с тобой, если женюсь на ней, стану твоим помощником и всему научу. Будем править вместе.
Я вспомнил милую сестрёнку Аню двенадцати лет, и десятилетнюю доверчивую Настеньку. Внезапно гнев охватил меня. Я поднял герцога, этого жирного мошенника, и сжал его. Красное лицо герцога побелело от ужаса. Звона колокольчика я не услышал и обрадовался этому. Затем я опустил его на землю и что есть мочи ударил. Он пролетел больше десяти саженей и повалился на понуро ожидавших его оставшихся воинов. Герцог упал на колени и тихо промолвил:
- Пощадите меня. Я понял, что вы станете великим царём. И вам не нужны мои глупые советы. Я всегда буду вашим другом и слугой.
- Убирайся! - крикнул я ему.
И герцог, кланяясь и пятясь, убежал.

Мы продолжили свой путь и дошли до нашей страны. Освобождённые крестьяне и воины расходились по домам, мы отдавали им овец и коров.
Наконец, мы впятером вошли в большое село. Известие о нашей победе над драконом опередило нас. Люди поздравляли нас и угощали в харчевне вкусной едой и квасом. Хозяин харчевни увёл Красного Кабанчика, чтобы покормить его в сарае.
И тут случилась беда, которой не ждали.
Едва я выпил кружку кваса, как у меня потемнело в глазах, закружилась голова и я упал с лавки. Какой-то человек склонился надо мной и произнёс со смехом:
- Царём стать захотел, оборванец!
Я узнал в нём одного из приближённых принца Чарльза, переодетого в крестьянина.
"Меня отравили!" - понял я и стал куда-то проваливаться.
"Что теперь будет с царевной?" - испугался я и в тот же миг увидел, как она сидит в своих покоях и разговаривает с царицей. Вдруг Ирина прижала руки к груди и вскрикнула:
- Степан, что с тобой случилось? Не покидай меня!
Следом я увидел матушку и отца. Он ходил по избе и говорил:
- Я же просил его не лезть в драку! А он, горячая голова, всё-таки ослушался! Затеял драку около царского дворца, а потом пошёл воевать с драконом! Уж лучше бы я сам поехал на эту ярмарку!
А матушка вдруг вскрикнула:
- Стёпка! Сыночек мой! Что с тобой? - и заплакала. Видения эти растаяли.
- Не сдамся! Нет! - хотел сказать я, но неумолимо погружался в страшный сон, где, казалось мне, я дерусь и борюсь с тысячью врагов.
Позже я узнал, что и моих друзей Семёна и Якова тоже отравили, и они, так же как и я, упали рядом и лежали рядом со мной. Но Глеб, увидев, что мы отравлены, не проглотил отраву, а выбежал во двор и выплюнул её. Он слышал, как кто-то сказал:
- Далеко не убежит. Скоро свалится, как Степан, которому мы подсыпали яду втрое больше. Никто не очухается.
Глеб увидел, как какие-то люди роются в нашей повозке, как вынули из неё мешок с головой дракона, а также меч в ножнах, и вошли в харчевню. Он услышал, как они крикнули:
- Люди добрые! Победил дракона не Степан! Он бежал с поля боя, отравившись дыханием чудовища, а добежав сюда, умер! Победил дракона принц Чарльз!
И показали всем голову дракона. Люди поверили им, потому что испугались, увидев огромную, страшную голову чудища. Тут в харчевню вошёл принц Чарльз, и его люди закричали:
- Слава победителю дракона!
А люди, собравшиеся в харчевне, поддержали:
- Слава, слава!
Принц Чарльз, тряхнув светлыми кудрями, поклонился, а его люди стали бросать в толпу золотые монеты. Люди кинулись подбирать их, а принц  крикнул:
- Похороните этих несчастных! А мы спешим!
Принц со свитой вышел из харчевни, сел в свою карету, меч и голову дракона его слуги положили в большую, разукрашенную повозку, и они выехали со двора. Карету и повозку охраняли пятьдесят вооружённых всадников. Лица у них были довольные, они улыбались во весь рот. Глеб, спрятавшийся в толпе людей из харчевни, провожавших принца, остался незамеченным. Он, не дожидаясь, когда злодеи уедут, сразу побежал в сарай, где заперли Кабанчика, и рассказал ему о случившемся. Кабанчик взвизгнул и побежал в харчевню вместе с Глебом. Он вспомнил, что в кармане Якова спрятан сосуд со снадобьем, который мы нашли в могиле древнего воина. Глеб открыл его и налил в рот Якова немного лекарства. Через минуту Яков открыл глаза и спросил:
- Я спал? Почему вокруг столько людей? Где Степан и Семён?
- Ожил! - вскричали люди, столпившиеся вокруг.
Затем лекарство влили мне и Семёну. Он открыл глаза сразу же, а я очнулся позже и спросил:
- Где мой меч?
Я попытался подняться, но снова упал. Мне дали ещё лекарства, и только тогда я полностью очнулся. А когда совсем пришёл в себя, то увидел, что Красный Кабанчик стоит рядом и из его глаз катятся слёзы. Он сказал:
- Я, хрю, хрю, хря, рад, что ты не умер.
- Ты снова меня спас? - спросил я.
Кабанчик кивнул.
- Спасибо, друг, - сказал я, обнял и поцеловал Кабанчика.
Когда я узнал, что принц Чарльз присвоил себе победу, я побежал к нашей повозке. Меча не было. Но щит с изображением дракона лежал на дне повозки под соломой. Преследовать Чарльза без меча было бы глупо. Что же делать?
- Давайте вернёмся к пещере в лесу, выкопаем две головы дракона и привезём во дворец. И мы докажем, что это мы победили его, - сказал Семён.
- Мы потеряем много времени, - возразил я. - Надо опередить принца. Если он приедет раньше, то царь и народ поверят ему, и Ирину отдадут ему в жёны.
- Не спеши и не волнуйся, - сказал Яков. - Царевна Ирина любит только тебя и знает, что никто, кроме тебя, не сможет вытащить меч из ножен. Чарльз не докажет своей победы.
Мы поехали за головами дракона, а потом направились в нашу столицу.

А в это время принц Чарльз не спешил в столицу. Когда впереди показывалось какое-нибудь село или город, он посылал туда всадников, которые, въезжая, трубили в трубы и кричали:
- Встречайте героя — принца Чарльза! Победителя дракона!
Люди собирались на площади, и Чарльз вместе с двумя богатырями выносили перед ними голову чудовища. Народ радовался спасению, благодарил принца, а некоторые люди даже кричали:
- Принц Чарльз наш новый царь!
После этого принц останавливался на целый день в таком городе или селении, где устраивался праздник в честь него.
Однако не все поверили в победу принца над драконом. В деревнях, сёлах и городах воины и крестьяне, которых мы освободили из пещеры дракона, знали правду. Они рассказывали всем, кто на самом деле победил чудовище, что
принц Чарльз — самозванец и подлец, и что герцог Обалдуйский со своим войском уже пытался силой отнять победу у нас и стать царём. И как они помогли во время битвы победить и пленить герцога. Освобождённые воины и крестьяне догадались, что, видимо, Чарльзу всё-таки удалось победить нас и украсть победу.
- Мы не хотим такого царя! - решили люди, узнав правду. И многие пошли в столицу, чтобы уличить принца в обмане и не позволить ему стать царём. По пути им встречались такие же недовольные происходящим люди, и уже через день в столицу шла огромная рассерженная толпа крестьян, воинов и горожан. Среди них были люди, едущие в телегах и всадники. Но больше всего было пешего люда.
Мы же спешно ехали в повозке и сильно удивились, когда увидели перед собой толпу людей, вооружённых вилами, дубинами, луками, копьями и топорами.
Яков крикнул:
- Куда идёте, братцы?
- Мы идём в столицу требовать правды. Люди принца Чарльза хитростью погубили Степана, человека из народа, который победил дракона, а теперь хотят посадить Чарльза на престол.
- Им не удалось победить Степана! Он здесь! - крикнули Семён и Глеб и указали на меня, живого и невредимого. Люди, которых мы освободили, закричали:
- Вот он! Веди нас, Степан! Мы накажем злодея!
Мы показали народу головы дракона и поехали в столицу вместе. Эти люди старались подойти поближе, удивлялись лежащему в повозке Красному Кабанчику и рассказывали мне, кто они, откуда идут, как им живётся. Многие из них стали моими друзьями.

В это время царевна Ирина проводила во дворце дни в волнении, не ведая, что случилось с нами. Однажды утром она услышала, как прибывшие откуда-то трубачи трубили, а затем глашатаи объявили, что скоро ко дворцу прибудет принц Чарльз — победитель дракона! Тогда царевна Ирина бежала из дворца на коне, которого взяла из царской конюшни. Одетая крестьянкой, она разыскала моих друзей — скоморохов на базарной площади. Даниил и его жена Фёкла танцевали с медведем, учёный гусь показывал, как он умеет считать до десяти, другие скоморохи играли на трещотках, свирели, домре и дудках. Среди зрителей оказались мой старший брат Илья и трое моих двоюродных братьев. До них дошло много противоречивых слухов о моей судьбе, они тоже приехали в столицу искать меня.
Ирина рассказала им, что в столицу едет принц Чарльз, провозгласивший себя победителем дракона, и объявивший, что Степан погиб.
- Я не верю этому обманщику, - говорила со слезами царевна. - Я бы почувствовала, что Степан погиб. Может быть, он болен или ранен? Но не погиб! Мы должны найти Степана и помочь ему.
Тут же скоморохи в своей повозке, а Ирина и братья верхом отправились искать меня. Через два дня пути они встретили огромную толпу, идущую в столицу, вооружённую чем попало, и остановились в изумлении.
- Что это значит? - удивился скоморох Даниил.
Они вглядывались в людей, подходящих к ним всё ближе. Впереди толпы ехала знакомая крытая повозка, из которой глядели на дорогу огромный красный кабан и человек, напомнивший Ирине меня.
Она вскрикнула:
- Степан! Я здесь!
Несмотря на шум, стоявший вокруг, я услышал этот голос, который узнал бы среди тысячи других голосов, выскочил из повозки и побежал вперёд, не видя никого, кроме своей невесты...

Был ясный солнечный день, когда мы вместе с моими защитниками пришли к царскому дворцу. Царевна Ирина, я, мои братья, Семён, Яков и Глеб вошли в большой зал, где собрались царь с царицей, бояре, богатые купцы, а также принц Чарльз со свитой. Он стоял посреди зала и рассказывал всем, как победил дракона.
"Бедный принц! - подумал я. - Этот гад три дня ждал, когда его примет царь, и вот — дождался нас". Никто из собравшихся не заметил, как мы вошли в зал — так все были увлечены рассказом Чарльза. Яков крикнул принцу:
- Покажи нам меч, которым ты убил дракона!
Чарльз поднял двумя руками над головой волшебный меч в ножнах и торжественно произнёс:
- Вот он!
- Вы можете вытащить его из ножен, Ваше Высочество? - крикнула Ирина.
Принц, кряхтя, долго тянул и дёргал за рукоятку меч, но вынуть его не смог. К нему подошёл огромного роста богатырь и попытался помочь своему хозяину. Через некоторое время его лицо вспотело и покраснело от усилий, но и он не справился с волшебным оружием.
- Давай, я помогу тебе! - крикнул я богатырю.
- Степан! Это Степан! Он жив! - раздались крики в зале.
Я подошёл к богатырю, обхватил его, поднял и выбросил из окна дворца. И мы тут же услышали радостный рёв людей, пришедших со мной и стоявших около дворца. Затем я легко вынул меч из ножен. Взволнованный царь вскочил:
- Степан! Где царевна?
Ирина подошла ко мне:
- Батюшка и матушка, простите меня, что я без спроса убежала из дворца. Но когда я услышала, как глашатаи этого обманщика объявили его победителем, я поспешила на помощь моему жениху.
Побледневший Чарльз, несмотря на охвативший его страх, закричал:
- Вы верите этому голодранцу?! Сейчас я вам докажу, что дракона победил я!
И дрожащими руками стал развязывать мешок, где была голова дракона. Его двое слуг с трудом подняли её.
- А где ещё две головы? - спросил Семён.
Принц растерялся. Глеб и Семён развязали два мешка и вместе с моими братьями подняли две головы чудища, а Яков принёс мой щит и дал мне его. Я поднёс щит к полоске света, падавшего из окна, щит засиял и осветил весь зал. Я направил свет от щита в лицо принцу и приказал:
- Говори правду!
Он закрыл лицо руками. Бояре закричали в разнобой:
- Гоните его! Казнить его! Пусть правду скажет!
- Говори! - приказал царь.
Принц, сбиваясь и дрожа, рассказал, как он отравил меня и моих друзей.
- Казнить! - перебили его бояре. - Хотим в цари Степана!
Тогда и за окном раздались крики людей:
- Царь, держи своё слово! Степана в цари! Мы верим ему!
Царь приказал страже:
- Отведите принца и его свиту в темницу!
Принца со свитой увели.
- Я дал слово и сдержу его, - сказал царь. - Что скажешь, Степан?
- Я женюсь на царевне Ирине, - ответил я, - а царём мне пока рано быть. Сначала мне нужно многому научиться. А пока я хочу стать твоим помощником и учеником.
- Я согласен, - сказал царь. - Но чтобы бояре и князь не тыкали мне, что ты всего лишь крестьянин, я за твои благие дела для нашей страны жалую тебе сан боярина.
- А ещё, царь, я прошу тебя, чтобы на моей свадьбе были мои друзья, пришедшие со мной и моя родня.
- Хорошо, - согласился царь. - Мы отпразднуем её на большой площади, где раньше была ярмарка.
Бояре подошли к окну, увидели огромную толпу людей и зашумели:
- Где мы столько денег возьмём? Казна не так богата! Их тут не меньше пятисот!
- Здесь две с половиной тысячи людей! - громко крикнул Яков.
- Вот видишь, царь! Как прокормить такую ораву? На какие шиши? - снова зароптали бояре. Царь подошёл к Ирине и что-то шепнул ей на ухо. Она подошла к царице и незаметно вывела её из зала. Царь оглядел орущих бояр и вдруг пришёл в ярость:
- Кто это тут заговорил о казне? - крикнул он. - Не ты ли, Вострухин?
Затем он быстро подошёл к скамье, на которой сидели бояре, вытащил одного из них за бороду и крепко ударил посохом по спине:
- Откуда ты взял деньги, когда этим летом всей семьёй ездил развлекаться по европам! А ведь это тебе мы доверили казну!
Вид его стал ужасен. Брови его сдвинулись вместе, глаза сверкали, он ещё два раза огрел Вострухина посохом, и тот свалился и лежал, боясь даже застонать. Затем царь вытащил за бороды ещё двух бояр и стал охаживать их по спинам своим тяжёлым посохом, крича страшным голосом, от которого всё вокруг гудело:
- А если бы дракон прилетел сюда и пожёг тут всё? Что бы вы делали? Прятались в теремах и подвалах? Тогда мы бы всё потеряли! Я знаю, что вы тоже запускали руки в казну!
Остальные бояре, широко раскрыв глаза, в страхе прижались к стене и дрожали.
- Царь, погоди горячиться, - вскочил высокий, пузатый, длинноносый человек в голубом кафтане, расшитом золотом. Это был князь Трубицын.
- Когда будет свадьба? - продолжил он. - Через три дня? А куда эта орава денется в эти дни? Будут болтаться по городу? Могут и немало бед натворить! И расходы на свадьбу слишком большие! Я считаю, что не нужно звать столько таких гостей на свадьбу.
- Что скажешь, Степан? - спросил царь.
- Мои друзья не будут буянить. Они серьёзны и умны. И я ручаюсь за них, - ответил я. - Это трудовые люди, а не бездельники. Это крестьяне, плотники, строители, печники и прочие. Им найдётся дело. За три дня они построят новые столы и скамьи к свадьбе. И помогут поварам. Они всё умеют. Князь, среди них немало людей, которые строили твой новый дворец. Они рассказали мне, как ты приказал возвести этот дворец в лесу, где водились олени, лоси, медведи, барсуки и прочая живность! А ведь царь и бояре до этого решили сохранить лес и животных. Но ты ослушался и сделал по-своему.
Царь подошёл к князю:
- Говорят, твой новый дворец больше и богаче моего? Где ты нашёл на него деньги? У купца Панюшкина?
Из кучки напуганных купцов он вытащил маленького, толстенького, круглолицего с большим носом-картошкой, перепуганного человека.
- Панюшкин, что взамен на твои деньги обещал тебе князь? - и огрел его посохом. - Всё мне расскажешь без утайки!
Панюшкин упал на колени и обхватил царя за ноги:
- Всё расскажу, царь!
- А ты князь, отдашь на пять дней свой новый дворец с садами и прудами друзьями и родне Степана. Пусть у тебя поживут. Места хватит.
- Царь, помилуй! - хотел было возмутиться Трубицын.
- Хватит спорить со мной! - пришёл в ярость царь и крепко треснул князя посохом. - Сегодня же, бояре и купцы, и ты, князь, принесите деньги на свадьбу моей дочери, и я посмотрю, кто из вас даст моей дочери на свадьбу денег меньше всех! Степан, после свадьбы ты будешь решать судьбу этого дворца: разобрать его на камни и вернуть животных или отдать народу для развлечений на праздники. Нужно наказать князя за своеволие. Князь, бояре и купцы, идите! Жду вас сегодня вечером.
Они торопливо, спеша и толкая друг друга, ушли из зала. Царь подошёл к нам. Гнев сошёл с его лица, глаза весело сияли. Он сказал мне:
- Ты хотел научиться у меня, как царствовать? Вот тебе первый урок. Иногда приходится и поколотить подданных.
Потом по очереди обнял меня, Семёна, Глеба и Якова:
- Спасибо, братцы. Вы спасли нас. Всех награжу. А ты, Степан, теперь оденься как боярин. После свадьбы будешь жить с Ириной в моём дворце. 
Так я впервые хорошо разглядел царя и он мне очень понравился. Среди людей поднялись крики и шум.
- Мы победили! - крикнул я им. - Принц Чарльз в темнице. Приглашаю всех на свадьбу через три дня. Всем найдётся работа, все эти дни будете сыты. Сегодня пойдём в новый дворец князя и будем жить там. Свадьба продлится два дня.
В народе раздались радостные крики:
- Ты теперь наш царь, Степан? Мы за тебя, если кто-то против!
Я поднял руку. Все стихли.
- Я простой человек, как и вы, и мне, прежде чем править, нужно многому научиться. Если я за год разберусь во всём, то, может быть, и стану царём. А если нет, вернусь к прежней жизни.
Большая часть людей вместе с Семёном, Яковом и Глебом отправилась во дворец князя, который находился в семи верстах от столицы. Треть людей осталась на площади. Лица их были серьёзны. Вперёд вышли кузнец Василий и печник Трифон, с которыми я подружился в дороге.
- Мы бы с радостью погуляли на твоей свадьбе, - сказал Василий, - но у нас много дел дома. Пять дней мы проживём здесь, а потом ещё нужно домой добираться.
- Да, дел у нас невпроворот и как-то непривычно нам гулять без семьи. Нас ждут дома, волнуются, а мы тут будем одни на свадьбе пить, есть и веселиться. Нехорошо это, - сказал Трифон.
Я огорчился:
- Очень жаль, сегодня вечером я достану денег и дам их каждому из вас, чтобы вы могли нанять повозку или купить лошадь и еду и поскорее добраться домой.
Я рассказал царю о том, в какое неловкое положение я попал.
- Не волнуйся. Купцы и бояре принесут немало денег. Хватит и на них.
Вечером люди, которые спешили домой, получили то, что я обещал. Они говорили:
- Если тебе понадобится наша помощь — зови нас. Мы бросим все дела и придём.
- Если станешь царём, - говорили другие, - не зазнавайся и будь справедлив.
Некоторые обещали через месяц прислать мне и царевне подарки, сделанные своими руками.
- Что вы, братцы, мне ничего не надо! - говорил я.
- Не обижай нас отказом! Пришлём!

Наступил день свадьбы. После венчания в церкви мы с Ириной поехали во дворец, где нас с почётом встретили гости — мои друзья, моя родня, бояре, купцы и прочий люд. Царь и знатные гости произносили поздравительные речи, а потом начался пир. Нас развлекали друзья-скоморохи, гремела музыка, раздавались песни. Вместе со скоморохами выступал и Красный Кабанчик, наряженный в женское праздничное платье. С ним танцевали медведь и учёный гусь.
По левую сторону от меня сидела Ирина, она была счастлива, я любовался ею и вспомнил:
- А всё-таки петухи в то утро говорили правду и я, оказывается, на самом деле понимал их. Вот о какой радости кричали они тогда.
Недалеко от меня сидели мои сестрёнки. Они смеялись чему-то, рядом с ними сидел мой брат Матвей с женой Верой, о котором говорили, что мы с ним очень похожи. Ирина спросила:
- Твоя матушка не путала вас в детстве?
- Никогда не путала.
- Я тоже тебя никогда ни с кем не перепутаю и не сравню.
Мой отец, человек высокий, статный и сильный, был очень серьёзен.
- Что это с ним? Почему он так важен и сделал такое серьёзное лицо? - удивился я вдруг догадался:
- Ну как же! Ведь теперь он отец боярина и кум царя!
Ко мне подошёл царский слуга и шепнул на ухо:
- Герцог Обалдуйский очень расстроен, что вы не пригласили его на свадьбу, но он прислал вам дорогие подарки в двух коробах.
- Что в них? - спросил я.
- Богатые одежды для вас с царевной, сафьяновые сапоги и всякие украшения.
- Отдайте всё скоморохам. Это пригодится для выступлений.
Сестрёнки чему-то смеялись. Здесь им было всё интересно. Я видел, как вчера они бегали по княжескому дворцу, дивясь его убранству, красивым вазам, коврам и картинам в дорогих рамах.
Моя матушка смотрела на меня. В отличие от отца, она небольшого роста, но вся семья держится на ней. Она то улыбалась, то плакала, вытирая слёзы платочком. Я понимал, что она радуется за меня и в то же время вспоминает, каким я был маленьким, когда пошёл учиться в школу, как она всегда волновалась из-за моих драк, а ещё беспокоилась, может быть, теперь за Настю и Аню. Снова плакала и снова улыбалась. Я покачал головой: мол, не тревожься. Она кивнула. Отец толкнул её локтем и сказал:
- Хватит, мать, рыдать на свадьбе.
Ирина всё это время мне что-то говорила, я перестал смотреть на свою семью и услышал:
- Я так счастлива с тобой, Степан.
И тут раздались крики:
- Горько, горько!
Мы с Ириной встали и поцеловались.
Перед гостями вышли Яков с Марфой. Яков заиграл на своей дудочке радостную музыку, и Марфа запела под неё звонким голосом о том, что любовь побеждает зло. Гости, улыбаясь, поднялись из-за своих столов и стали танцевать, весело поздравляя нас.
Сказке конец.
Желаем и вам счастья!

2015 г.