Красный Кабанчик. Часть первая

Сергей Орешко
В этот день я проснулся рано, как только начали кричать петухи, и вспомнил: мне же сегодня на ярмарку ехать.
Вышел во двор и увидел, как на востоке разгоралась алая заря и показалось солнце. В моей душе росла неожиданная радость и на миг показалось, что даже петухи перекликаются о ней:
- Радостная весть, - голосил наш Петька.
-Ты уверен? - спросил его соседский белый петух.
- Не верю! - отвечал третий петух.
- Удивительно! - кричал четвёртый.
- А я точно знаю! - отвечал им Петька.
Я засмеялся:
- Померещится же такое!
Я вывел Орлика из сарая и запряг его в телегу. Две собаки, большой Черныш и маленький Кузя, подошли ко мне и, задрав головы, ждали, кого я возьму с собой. Но вскоре поняли, что я их не возьму и улеглись под яблоней.
Матушка вышла из сарая с ведром молока. Она уже подоила Бурёнку и крикнула мне:
- Не спеши! Сейчас позавтракаем всей семьёй и проводим тебя.
За столом собралась семья. Все снова напомнили мне, что я должен привезти с ярмарки. У моего старшего брата Ильи и его жены Нади скоро появится ребёнок, у них был самый большой заказ. Второй брат, Матвей, через неделю венчается с Верой, нашей соседкой. Она только что пришла к нам и начала говорить, что нужно им с женихом, но вдруг смутилась и протянула мне список покупок. Матвей старше меня только на год и уже женится. Говорят, что мы с ним похожи, как близнецы, но характер у нас разный. Сёстры Аня и Настя, младшие в семье, тоже написали, какие купить им сарафаны и бусы, а матушке нужен новый пуховый платок.
- Тихо! Хватит! - перебил всех отец. - Не забудет он, если не полезет в драку!
Он строго глядел на меня из-под густых бровей.
- Не распаляйся там, даже если увидишь какую-нибудь несправедливость или обман. Не наломай дров!
- Ни во что не встревай, сынок, - ласково сказала матушка. - Купи, что нужно и сразу домой езжай. Не натвори чего!
И вздохнула.
- Обещаю! - успокоил я всех. - А уж если что случится, то пришлю покупки с родственниками. Я видел ещё вчера, как они уехали на ярмарку.
Младшая сестрёнка Настя погрозила мне кулачком.
Наконец, я выехал со двора.
- С Богом! - сказала матушка и перекрестила меня.

Хорошее настроение не покидало меня в дороге. Я видел, как в полях люди начали собирать урожай, а в садах срывать груши, яблоки и сливы. Орлик легко бежал по дороге и ничто не предвещало беды. Но после полудня мой конь вдруг захромал. Я осмотрел его и увидел, что сломалась подкова и конь повредил себе переднюю левую ногу.
"Как теперь доберусь до ярмарки?" - подумал я.
Впереди было большое село Коростелёво, я повёл туда коня с телегой. Направился к большой избе, а мне навстречу выбежали две козы, три овцы и гогочущие гуси. Забор, окружающий двор, в одном месте повалился и животные выбрались на улицу. Опрятная женщина в тёмном платье, размахивая прутом, загоняла во двор встревоженных беглецов. Я помог ей вернуть животных, поставил забор на место и закрепил его. Женщину звали тётушка Маланья. Она рассказала мне, что забор разломал её кабан, которого она называла Красным Кабанчиком.
- Он любит свободу и его трудно удержать на месте. То в лес убежит подраться с дикими кабанами, то бегает по всему селу. Он такой прыткий и сильный, что пока не набегается, не возвращается домой, и приходится ловить его всей семьёй.
И тут мы увидели, как по улице бежит, поднимая пыль, огромный кабан, а за ним гонятся двое рослых парней. Кабан добежал до хозяйки и остановился. Я с удивлением смотрел на него. Он был красноватого цвета и улыбался! Парни остановились, тяжело дыша и вытирая пот со лба.
- Это мои сыновья, Глеб и Семён, - сказала тётушка Маланья. - Они заведут твоего жеребца во двор и помогут тебе. Семён хороший кузнец и умеет лечить животных.
Семён, осмотрев Орлика, сказал, что вылечит его, но только через два или три дня конь сможет ходить.
- Мне нужно завтра попасть на ярмарку и купить подарки семье, а то она через два дня уже закончится, - встревожился я.
- Если ты рано утром поедешь на Красном Кабанчике, то уже к полудню доберёшься до ярмарки. Он скачет быстрее лошади. Мои сыновья смастерили для него удобное седло и ездили на Кабанчике даже до соседнего города.
- А на чём я повезу покупки с ярмарки? - спросил я.
- Моя дочь Марфа с мужем Яковом уехали на ярмарку ещё вчера, продавать изделия Якова. У него золотые руки, что хочешь смастерит: часы, движущиеся игрушки, ружья, шарманки и прочие поделки. Красный Кабанчик найдёт на ярмарке их прилавок, а потом вы все вместе вернётесь в Коростелёво. Или отправишь домой свои покупки с односельчанами. Пойдём в избу и там поговорим, а Семён с Глебом полечат твоего Орлика.
Тётушка Маланья готовила ужин, а Красный Кабанчик не отходил от меня, прямо глядя в глаза. Я заговорил с ним:
- А ты не уходишь в свинарник? Живёшь в избе?
И мне показалось, что он сказал:
- Я ждал тебя.
- Не удивляйся, - сказала тётушка Маланья, - Кабанчик понимает слова людей и умеет немного говорить. Он очень умный свин. Когда я зову его «сынок», он бежит ко мне. Его мать, свинья Лера, родила его от дикого кабана. Ты видел, недалеко от нашего дома находится лес. И к нам в огород ночью наведываются зайцы, кабаны и другие животные, они выкапывают репу, капусту и морковку. Мы не знаем, как Лера познакомилась с диким кабаном и удивились, когда она родила пятерых поросят. Двое из них были похожи на отца, а когда подросли, убежали в лес. Ещё два поросёнка — домашние свинки, в мать. Третий, самый крупный, был красноватого цвета. Мы назвали его Красный Кабанчик. Скажи, Кабанчик, не зря приехал к нам наш гость?
- Не хря, - ответил Красный Кабанчик.
Вошедшие Глеб и Семён засмеялись, а я застыл в изумлении.
- Садитесь за стол ужинать, - сказала тётушка Маланья, - а Красного Кабанчика я покормлю позже. Расскажи нам о себе, кто ты и откуда.
- Я Степан из села Сумароково, сын мельника Родиона Фомича. Мне восемнадцать лет.
Глеб и Семён подскочили на месте.
- Не тебя ли прозвали «Бесстрашный Бык» и «Боец за правду»? Мы много слышали о тебе.
- Расскажи, почему тебя так называют люди, - попросила тётушка Маланья.
- Год назад я со своим псом Чернышом пошёл в лес за грибами. Насобирал пол-корзины грибов, вдруг на большой поляне ко мне подбежала перепуганная косуля и встала рядом. Её преследовали две разъярённых собаки и два охотника с ружьями. Черныш сцепился с собаками.
- Кто вы? - крикнул я, - я вас не знаю!
- Мы охотники герцога Обалдуйского! Он друг вашего царя! Если ты не уберёшь своего пса и не отдашь нам косулю, то мы пристрелим вас обоих! - крикнули они.
- Я не подданный вашего герцога и здесь не ваша земля! - ответил я, - уходите!
Раздался выстрел. Я рассердился, поколотил наглецов, отнял у них ружья и прогнал. Хотя они были крепкие и сильные, я легко справился с ними. Тогда я впервые в жизни понял, что если я вижу несправедливость и борюсь с ней, моя сила увеличивается во много раз и я не боюсь ничего на свете.
В другой раз я заступился за медведицу с двумя медвежатами. Сначала я увидел медвежат, подбежавших ко мне, они как будто просили помочь им. Затем услышал яростный лай напавших на медведицу охотничьих собак и её рёв, она с трудом отбивалась от них. Я с Чернышом поспешил на помощь. Навстречу выбежали четыре охотника. Пришлось поколотить их и раскидать собак. Спасённая медведица с медвежатами скрылась в лесу. Связанных охотников я привёл в село, где народ судил их: герцогу Обалдуйскому пришлось заплатить большой выкуп за своих охотников и с тех пор его люди больше не появлялись в наших лесах. И односельчане часто просят заступиться за них, а я помогаю им.
- Ещё мы слышали, что ты подрался с царскими охотниками, - сказали Глеб и Семён.
- Нет, никакой драки не было. Однажды я шёл на мельницу и услышал, как в лесу раздаются выстрелы и лай собак. Из леса выбежали десятка два зайцев, за ними гнались собаки и трое всадников, но деться ушастым было некуда: навстречу им выехали ещё семь царских охотников, которые тоже стреляли. Но чему я удивился, что зайцы так же бросились ко мне и прижались к моим ногам, ища защиты. Я поднял руку и громко крикнул:
- Стойте!
Собаки и охотники остановились. Всадники со злостью смотрели на меня.
Главный из них спросил:
- Почему зайцы прибежали к тебе, а собаки наши испугались и лошади остановились? Кто ты?
- Меня зовут Степан. В этом году вы третий раз охотитесь на зайцев. Вы хотите их всех перебить?
Самый молодой из охотников сказал:
- Что будем с ним делать? Застрелим или побьём?
- Попробуйте, - сказал я.
Неожиданно надо мной показалась стайка весёлых синичек. Две из них сели мне на плечо. Одна быстро вертела головой — глядела то на охотников, то на меня. Другая спокойно чистила пёрышки.
- Ты видел когда-нибудь такое? - прошептал небольшого роста охотник своему товарищу. - Сначала зайцы прибежали к нему, а теперь птицы прилетели!
- Кажется, мы слышали о тебе, - сказал главный охотник с чёрной бородой. - Ладно, не тронем мы твоих зайцев.
И они развернули коней и поехали прочь.
Синицы тут же улетели, а зайцы убежали в лес.
- Передайте царю, что пирог с малиной или капустой не хуже пирога с зайчатиной! - крикнул я вслед охотникам.
Я пошёл дальше по дороге и вдруг почувствовал, что кто-то смотрит на меня из леса.
Я пригляделся и увидел двух огромных лосей с большими рогами. Я понял, что они пришли мне на помощь и охотники заметили их раньше меня. Я подошёл поближе к ним и сказал:
- Спасибо, друзья.
Лоси тут же ушли в лес.
Я пошёл дальше по дороге, и снова надо мной закружились синицы. Затем услышал приближающийся топот бегущих по лесу животных.
"Кого теперь ведут синицы?" - подумал я.
Передо мной появились семь диких кабанов. Они смотрели на меня, тяжело дыша, хрюкали и повизгивали. Я догадался, что они мне сказали:
- Мы пришли на помощь.
- Братцы мои, не волнуйтесь, всё обошлось, - успокоил я их.
Свирепое выражение клыкастых морд исчезло, и звери, дружно хрюкнув, ушли в лес. Так что никакой драки не было.
- Почему птицы и звери помогали тебе? - спросил Глеб.
- Это было впервые, - ответил я. - Когда ещё был жив мой дед, он всегда брал меня в лес. Бывало, мы целые дни проводили там. В пять лет я узнал от него много интересного о зверях и птицах. Мы часто сидели с дедом в шалаше, любовались небом, слушали лес и были счастливы. Суровой зимой мы подкармливали оленей, лосей, косуль, кабанов, зайцев и птиц. Когда деда не стало, я не оставил заботу о лесных жителях. И помогаю им не меньше прежнего. Мне иногда кажется, что я понимаю, о чём они говорят. Вот почему я не люблю охотников.
- Ты хочешь, чтобы люди вовсе не охотились? - спросила тётушка Маланья.
- Я хочу, чтобы они охотились меньше и чтобы охота не превращалась в жестокую забаву.
- Степан, а что ты умеешь делать? Где ты работаешь? - спросила меня тётушка Маланья.
- Всё, что делают крестьяне, - ответил я, - умею пахать землю, сеять, косить траву, собирать урожай, помогаю отцу на мельнице, а старший брат научил меня плотницкому делу, и вместе с ним я уже строил дома для погорельцев. Работать я очень люблю и стараюсь делать работу хорошо.
- Я вижу, у тебя добрая душа, - сказала тётушка Маланья, - но, когда ты заступаешься за кого-либо, ты можешь сгоряча не рассчитать своих сил и натворить беды. Нужно остерегаться непоправимых ошибок. Я помогу тебе.
Она отправила Глеба и Семёна спать, а мне принесла маленький колокольчик и позвонила в него. Раздался приятный звон.
- Как только ты услышишь его, знай, что нельзя решать дело дракой и остановись. Тут же, не теряя головы, подумай, как тебе поступить по-другому. Ты можешь многого достигнуть, если научишься управлять собой, действуя разумно и решительно. А теперь иди с Красным Кабанчиком отдыхать. Вам предстоит трудный путь в столицу. Перед поездкой мои сыновья подкуют Кабанчика подковами, которые придумал и изготовил Яков.

Спал я крепко, но при этом мне снились странные сны. Рано утром я сказал Красному Кабанчику, что нам пора ехать. Он ответил радостным хрюканьем:
- Я готов, хозяин!
Попрощавшись с тётушкой Маланьей и её сыновьями, мы поскакали по дороге так быстро, что обогнали людей, ехавших не только в телегах, каретах и кибитках, но и всадников. Ехать на Красном Кабанчике оказалось удобно и весело. И всё же что-то беспокоило меня. Я вспомнил сон, который видел ночью. Будто кто-то пытался испугать меня и помешать в каком-то важном деле, а я в ответ смеялся. Но сейчас я не мог вспомнить сон полностью. Странно, ведь я почти никогда не вижу снов.
К полудню мы приехали на ярмарку, нашли дочь тётушки Маланьи и её мужа Якова. Марфа — полная, с красивым, радостным лицом, а Яков — молчаливый и задумчивый. Я подивился поделкам Якова, оставил им Красного Кабанчика и отправился за покупками. Вскоре я накупил всего, что заказала семья. Когда вернулся, вижу — около Марфы и Якова собралась толпа, все смотрели на Красного Кабанчика. Мальчишки очень хотели покататься на нём. Купцы предлагали большие деньги за такого огромного кабана, а скоморохи выпрашивали его для представлений. С ними уже выступали медведь, который умел плясать и учёный гусь, который умел считать. Красный Кабанчик лежал под телегой, отдыхая в тени от долгого пути. Все товары Якова были проданы. Можно возвращаться домой.
И вдруг мы услышали, что вдалеке, у царского дворца, раздались звуки труб, дробь барабанов и крик глашатая. Народ побежал к дворцу и ярмарка опустела. Мы с Яковом тоже поспешили на площадь.

2015 г.
Продолжение следует...