Добру быть... Каким?!

Вячеслав Каданцев
"Ад нужен не для того, чтобы злые получили воздаяние, а для того, чтобы человек не был изнасилован добром и принудительно внедрен в рай."(Бердяев).

Кажется,что, ну, что за бред эта фраза,ну, как вообще можно так сравнивать и рассуждать???!!!

Да любое ,даже самое-самое принудительное, добро лучше и нужнее самого-самого малого и легкого ада.

Но это только кажется.Потому что в принудительном добре есть свой ад,по своему для души не менее тяжкий,чем тот,о котором и так всё ясно,что он не рай и всё в нем дышит злобой.

Мы живем в мире принудительного добра.Причем этот мир создан людьми.Все социальные институты,это форма принудительного добра, и большинство людей в тотальном большинстве ситуаций всегда За принудительное добро.Потому что оно всегда легче.Легче для того кто принуждает,а часто легко и для того кто принужден,если конечно соблюдены приемлемые для принужденного грани принуждения.

Однажды мне одна женщина привела пример своей доброты.Как она изо всех сил упрямо помогала заболевшему бомжу,и лекарства ему купила, и в скорую отвезла,прохода ему не давала своей помощью,а тот в итоге убегал и от нее, и из больницы..

Она не выдержала и ,как я понял, бросила это дело..Решила,что раз не хочет человек сам себе помочь,то значит другие тут бессильны.

Сначала я растрогался ее истории и сердечности.Скажу честно,что я любого бомжа обхожу за версту и они это чувствуют и ко мне едва кто-то и раз в год подойдет,несмотря на то,что встречаешь их чуть ли не каждый день.Подумал о женщине,что ну есть же такие сердечные,не брезгливые люди,не то что я.И до сих пор думаю в этом смысле о ней с большой человеческой симпатией,несмотря на то,что меня в итоге двух дневного диалога удалили из друзей.Себя здесь я оцениваю ниже всякой критики.Моя мама говорит,что у меня прошлогоднего снега не допросишься,не говоря уж о большем.Утрирует,конечно,но суть в целом верна.Поэтому ,когда мой друг рассказывал,как он на улице специально находил людей обездоленных,и кормил их,я всегда смотрел на него с уважением.Ни один обездоленный от меня в жизни корки хлеба не дождался,пока сам руку милостыни ко мне не протянул.Милостыню я даю только тогда, когда просят и просят настойчиво,впрочем стараюсь дать всегда(если не считаю,что это на водку).Так что сильно ругать себя тоже не буду.

Впрочем не о том речь.Хотя,нет,о том.О том,что я никогда не хожу и не высматриваю кому бы мне сделать добро,поднять лежачего из сугроба или из грязи,или зайти специально в благотворительные группы в контакте и отправить деньги,на чей-то счет.Да я даже,если мне скинут такую ссылку, и то никогда не отправлю ни рубля,ни копейки.Черствый я человек.А вот есть другие люди,которые мимо не пройдут,чтоб не помочь.

Так вот.За что меня в итоге удалили из друзей.(ну это моя версия,а у женщины смело может быть иная).Просто несмотря на всю свою сердобольность,она подходила к ситуации с какой-то насильной точки зрения.Хотя постоянно подчеркивала,что насильно мил не будешь.Но при этом искренне не понимала.что "Ну как так-то?!Я же вижу что человек нуждается в помощи,а он,редиска этакая,отказывается от нее".Я стараюсь ей мягко объяснить,что люди с таким приниженным социальным статусом,как это не странно, чрезвычайно горды,самолюбивы и им мало просто впарить помощь из рук в руки..Что им нужно,чтоб на них не смотрели как на редисок(может это-то даже важнее).Но у женщины оказался совершенно другой подход к добру и помощи.Она искренне считала,что насильное добро-это добро безусловно и тот кто от него вот так запросто отказывается-редиска по своей природе,или как она мягко сказала "психика атрофирована",а по простому ненормальные люди.Себя при этом она считает ,как я понял,более чем нормальной и не может понять,что,ну, как можно не принимать насильное добро,если оно все равно добро?!

А потому и можно не принимать..Потому что в нем могут быть в комплекте все блага,которые дает помощь,но все равно нет главного блага-Любви.Той любви,чьи имена Свобода и Понимание.Которая смотрит в душу человека и ищет душу,ищет что дать душе,а не телу,кто жаждет сначала понять боль другого,а потом ее исцелить.Которой мало просто быть накормленной,спать уложенной,перевязанной бинтами,но важной быть согретой сердцем,чем-то таким ласковым,от чего бы все в сердце переплакало,что в нём очерствело.Но женщина уверена,что глупости все это,все это блажь.Что если человек ищет иного хлеба в душу,чем из пшенной муки,то это он что-то много хочет.Что значит человек вообще не хочет добра и не ценит добра.И все 2 вечера общения я про людей от нее доброго слова не услышал(ну не считая пару слов о ее знакомых).Всех, кому бы она не желала добра, она считала мошенниками,редисками,лжецами,подлецами,как-то априори, даже не глядя.Убеждая меня,что считать иначе-это себя не уважать.Что "пусть люди сначала докажут,что они не такие,а пока я их не знаю,они все для меня мошенники".Но при этом ничуть не отказываясь от жажды им помочь.В какой-то момент я просто не сдержался и возмутился,назвал такое отношение спесивым.Дальше меня уже подвергли ехидным насмешкам,как человека,который не в состоянии объективно судить о сути вещей и тем более сути людей.Ну, и в итоге дело кончилось остракизмом.

В нашем случае все обошлось в принципе мирно.Не сошлись во мнениях и разошлись.

Но в жизни-то так не бывает.

В жизни у социальных институтов и идеологий принуждение к добру-просто официальная позиция,прямое требование и программа действий.Когда кто-то твердо убежден,что добро это вот точно так,и все туда маршируем в ногу,и нечего сюси-пуси разводить,а кто не согласен,то те преступники,антисоциальные элементы и вообще "надо к ним присмотреться повнимательнее,что это вообще за люди,сообщества и страны,и не ввести ли нам против них санкции?".Причем противоположную сторону,ту, которую хотят принудить к добру,слушать совершенно не обязательно.У неё часто или вообще нет права слова,или ее точка зрения заранее обсмеяна ,как блажь и глупость,или осуждена как преступный умысел,если принуждаемый совсем уж категорически против,чтоб его принуждали..

И самое грустное,что в итоге некуда бежать от этого добра.Что все мы так им связаны по рукам и ногам,что куда не ткни ,но последнее слово,что есть добро и что есть зло ,и в каких дозах и кому сколько его давать и принимать,решать именно Принуждающим к добру.
Целые реалити-шоу на этом и строятся,что сидят супер-эксперты,выводят перед ними на суд кого-то с непростой судьбой и они начинают все хором его клевать и говорить,что ты не так свою жизнь живешь,не так веришь,не так говоришь,да все не так,а вот теперь мы тебе ,дураку этакому,надаем советов, как правильно жить,как одеваться,как говорить.И видно же,что сам человек им и даром неинтересен.Интересно показать ,что "мое добро добрее ,а значит делай так,а не то ты редиска."

Я не знаю почему у меня это так сильно болит.Может потому, что я тот самый человек,который до 12 лет вообще не умел говорить старшим "нет" и на себе испытал все прелести принудительного добра.Или я тот самый человек,чей индивидуализм стал зашкаливать настолько ,что ему мягко читали лекции о том,что тот кто не гнется,того ломают,а кто-то не мягко обещал сломать и наказать в самой жесткой форме,если не соглашусь считать принудительное добро-добром.

Но я знаю одно..Меньше всего я хочу быть изнасилованным добром.Добром я хочу быть понятым.А добро,которое насилует,для меня никогда не будет добром,какие бы солнечные горизонты оно передо мной не раскрывало.

Добро имеет право защищать себя и эти способы самозащиты в нем должны быть максимально самоограничены.А не дыба,распятие,эшафот,камера пыток,розги на каждый случай жизни.Если же добро нападает,кричит о том,что насилие-это любовь,мир-это война,а незнание-это сила,то убереги меня,Господи, и всех нас от такого добра.Оно ломает любовь через колено.Ломает веру в добро через колено так,что даже ад кажется в итоге не хуже.В конце концов в аду ты имеешь право считать насилие-злом,пытки злом и вообще зло злом,и имеешь право верить,что любовь и добро это нечто иное,чем насилие,пытки и принуждение.

Что добро это то,что на тебя смотрит не как на того,кто мошенник,подлец и во грехе рожден и грош тебе цена,а значит слушай и повинуйся..

А то что говорит тебе:

"Ты Образ и Подобие Божье.Ты свободен выбрать сам кем ты хочешь быть в жизни,свободен выбрать,что любить и каким будет твой путь.Но если тебе нужна моя рука помощи,то вот она..Я не требую,не настаиваю..Просто знай..Моя рука открыта твоей руке.Мое сердце открыто твоему и давай не ломать друг друга,но понимать."

И это и будет Любовь..

                ******************

«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы»( Кор 13,3).
Значит, добро неотделимо от любви.