Ненужная Гастроль

Сергей Лановой
"Лично для меня это (коммунизм  и социализм) хуже фашизма. Я за свою долгую жизнь наблюдала и то, и то, и то и то. <...> Немцы ведь исполняли то, что им приказывали. А у нас делали это даже по собственному желанию. Вот так - приятно. Попытать, поубивать, плюс к тому, что это хотели..."

Майя Плисецкая


Когда-то я сгоряча назвал стареющую голову Умберто Эко подешевевшей. За его четырнадцать определений, по которым нужно распознавать фашизм. Да, я погорячился, однако не настолько, чтобы взять назад своё слово, номинирующее ослабленный разум, заходящий за теряющий свежесть ум.
Случайно натолкнувшись на видеобеседу Майи Плисецкой и Владимира Познера, я взахлёб глотнул очень неприятной атмосферы в диалоге двух известных персон, и не захотел смотреть всю передачу, руководствуясь правом уходить с плохого фильма, оберегая свои нервы от человеческой глупости, мерзости и дури. Нет, я не буду перечислять титулы и звания, упоминать заслуженную всенародную любовь, поскольку не считаю Майю Плисецкую вредителем или предателем, хотя своими словами она навредила сознанию многих людей, что вполне можно расценить как предательство. Тех, кто без сна и сил поднимался в атаку или к станку, делая всё возможное для победы в самой страшной войне. Против самой страшной для человечества беды. Против фашизма. В общую за мир драку тогда шли все, от школьников до стариков и беременных баб, всеми силами пытающихся облегчить фронтовые лишения сыновей, отцов, братьев и мужей, партийных и беспартийных, а ещё огромное количество разновозрастных мальчишек и девчонок, комсомольцев, пионеров и просто замечательных ребят, помогающих в тылу и на передовой, берущих на себя такую ношу и перенося такие муки, которые, казалось, не рассчитаны на обычного человека, но с гордостью смотрящих как в общее для всех будущее, так и в лица своих палачей. Потому что знали, что победят. Сейчас или потом, силой собственных расстрелянных и замученных душ, миллионы из которых шли на смерть под знаменем цвета их крови, под музыку действительно честных и настоящих человеческих правил, называемых коммунизмом. Да, возможно, это являлось фантастикой, но они в неё верили, как верили в полёты на Марс, господство человека во Вселенной, во всеобщее равенство и совершенство, к которому стремились сами. И жили они так. Дрались и умирали так же. Что почувствовали бы они, молодые и старые, ушедшие в кровавую землю или выжившие после пыток, голода, горя и ран, услышав слова великой балерины? Омерзение. Гадливость. Гнев. Да, наверняка.

Любую идею или веру можно оболгать, обкорнать, отравить, смешать с грязью. Поломать. Идею - да. Веру - возможно. Но не любого человека. Именно такой единицей измеряется движение, действие, поступок. Поскольку те настоящие люди, что хотели видеть нашу жизнь красивой и справедливой, могли называть себя как угодно, коммунистами в том числе, но именно это слово, идея и вера поддерживали их силы тогда, в то время, создавая общие победы и перед лицом общей беды. И они выстояли. Никому и ничего не доказывая. А просто отстроив заново разрушенную страну и сделав её ещё сильней, ещё красивее и лучше. Крестьяне, военные, рабочие, врачи, учёные и артисты - все они были связаны одной силой, одним воздухом, которым вольно дышали именно те, кого было бесполезно ломать, уговаривать или мучить. Они жили свою жизнь, завещая тем, кто живёт сегодня, общество справедливых и мудрых людей. Не получилось. Потому что связующий воздух рассосался. Стягивающая сила ушла. И человек массовый превратился в нечто, что слишком напоминает о его животном происхождении. В частности, его голод к дерьму. Его желание смаковать вкус кислого хлеба и смачных зрелищ. Этим пользуется другая сила, другой воздух, имя которому глупость, подлость и провокация. Которые также в состоянии крепко связать людей, сковать из них нечто общее, не слишком способное на созидание, зато великолепно умеющее уничтожать. Именно это я увидел в диалоге двух известных персон.
Это подло, когда один человек пользуется глупостью другого, создавая грязную во всех отношениях тему, яблоко раздора, с помощью которого массы людей снова станут жертвой провокации, разбивая друг другу лбы. Не успокаивать, а разозлить, не хорошее и доброе сказать, а то, что в бешенство приведёт, заливая красные глаза и обезображивая человеческие лица.

Неприятно осознавать, но это хорошо, что многие из артистов, создавших недостижимую сейчас эпоху прекрасных фильмов, театра и музыки, не дожили до нынешних дней. Не потому, что они попали бы в действительность, противоположную той, ради которой они выходили на сцену и снимались в кино. Нет. Тоскливо видеть их разрушение в обществе без красивой идеи, настоящей веры, под воздействием ядовитого воздуха потихоньку теряющих чистоту, разум и совесть, позорящихся на экране и уверенно говорящих бред.

Майя Плисецкая. Мир Высокого Искусства запомнит её Балериной. Величием которой Владимир Познер пытался дополнить армию слабости и низости, чувствующих себя гораздо сильней и уверенней в толпе, где уже не может быть великих. Потому что достоинство человека не в его умении сыграть великую роль. А в его способности прожить человечную жизнь.



GC

Для Фашизма не хватает Пунктов
http://www.proza.ru/2017/06/29/128

Не живи за меня. Я всё равно счастливей
http://www.proza.ru/2019/09/13/208

Космическая Одиссея. Или растраченная Мечта
http://www.proza.ru/2019/09/15/1666