Не помолиться ради Христа

Полина Калиновская
Как-то однажды ко мне пришла очень интересная мысль, за которую я до сих пор благодарю Господа.
Важно нам молиться Богу. Но ещё важнее  — суметь, когда это потребуется от нас, не помолиться ради Христа. Эти слова, вероятно, звучат странно, парадоксально, может, даже «неблагочестиво». Но позвольте мне рассказать о том, что я имею в виду.
Я помню утро, в которое эта мысль посетила меня. Было воскресенье, мы с мамой как всегда собирались в церковь. Умывшись и одевшись, я уже было собралась закрыть дверь своей комнаты, чтобы окончить правило ко Святому Причащению, когда привычный шум на кухне вдруг заставил меня задуматься над чем-то очень важным, осознать наконец, что происходит от воскресенья к воскресенью за дверью привычной моей «клети».
Папа не посещал воскресные Литургии вместе с нами, а часто даже работал по этим дням. И неизменно каждое воскресенье мама вставала раньше всех, чтобы приготовить ему завтрак. С ночи не вкушая ни пищи, ни воды, как это полагается при подготовке к Таинству, она поднималась затемно, чтобы пожарить папе яичницу или блинчики, сварить манную кашу... Так было и в тот день. Я прекрасно знаю, что ей очень хотелось бы в это утро в тишине помолиться, закрывшись в комнате, но она не может позволить себе этого. В ней нуждается ее ближний, она любит его, вот ее служение. И да, она довершает правило ко Святому Причащению в такси или маршрутке, тихо шепча молитвы, читая их с экрана смартфона, под ритмичную музыку водителя такси. Или уже у самой Чаши скромно выговаривает слова молитвы: «отверзи ми утробы человеколюбия Твоего»…
Мама также не посещает всенощных бдений накануне воскресного дня. Она не хочет оставлять папу одного. Она будет там молиться, а он  — один в тихой пустой квартире? И так «люди будут видеть наши добрые дела и прославлять Отца нашего Небесного» (Мф.5:15)? Так мы покажем нашим близким Христа?
Я слышала, что некоторые осуждают тех, кого видят не посещающими субботних Всенощных бдений или читающими правило подготовки к Таинству «не так, как надо».  «Небрежное отношение к Таинствам», «приступают к Святыне наспех», «никакого благоговения»... А вы готовите работающим мужьям, которые пока еще не ходят с вами в храм, блинчики утром перед Литургией? А вы способны вместо того, чтобы закрыться в комнате с молитвословом, выйти из неё и поговорить с раздражающейся на вас свекровью или тещей, поиграть с детьми? Выслушать, наконец, друга, который, как вам кажется, без конца празднословит и только мешает вам восходить по духовной лестнице до самых небес?
Господи, дай нам сил! Господи, дай нам света и радости! Дай нам тепла и милосердия! Потому что «плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22). Пусть наши близкие видят, как в нас сияет свет Христов и, пребывая рядом с нами, согреваются от его тёплых лучей! И пускай для этого даже порой необходимо не помолиться ради Христа.