Символика на уроках отечественной истории Часть 2

Аркадий Кузнецов 2
    Часть 1 читайте - his.1september.ru/article.php?ID=200701906




           Поправка. В публикации первой части статьи была допущена ошибка - автор упомянул на печати Ивана Грозного 1577 г.  в качестве символа Рязанской земли изображение князя с мечом. На самом деле на этой печати рязанским символом является конь (а в XIV - XV в.в. у княжества был символ - рогатая голова барана). Изображение князя с мечом появилось уже в XVII  веке, после Смутного времени (есть версия, что этот князь - Дмитрий Пожарский; в Рязани формировалось в 1611 г. первое ополчение).

                --------

           В тот момент, когда изучается Февральская революция, уместно упомянуть, что с падением империи сразу встал вопрос о государственной символике. Здесь отразились и эйфория от перемен, и незавершённость начатых тогда преобразований. Без изменений остался трёхцветный бело-сине-красный флаг (с него лишь удалили крыж из имераторского штандарта, добавленный с началом первой мировой войны в знак "единения власти и народа"). В отношении государственного герба существовали самые разные соображения. В комиссию "для разъяснения вопроса о гербе " были приглашены такие известные деятели культуры, как М.Горький, А.Бенуа, Н.Рерих. Новые проекты пытались создать художники Г.Нарбут и И. Билибин (ранее Билибин разработал для отечественной истории новый головной убор - шлем  "богатырка" в неорусском стиле, который был взят в употребление  уже Красной армией как "будёновка".) Большинство проектов оставляло двуглавого орла, но без корон, скиптра и державы. "Монархические " элементы заменялись изображениями солдата, крестьянина, лучами зари и т.д.  На печати Временного правительства (тоже - временной) изобразили вообще одного лишь "раздетого" орла даже без щита с Георгием Победоносцем, а внизу - здание Таврического дворца. Именно такая эмблема перекочевала на местные печати, денежные знаки; широкое знакомство с ней людей породило суждение об "ощипанной курице".
            Столь же неопределённым оставался вопрос о гимне. Интересно, что сразу после 27 февраля 1917 г. появился вариант "Боже, народ храни, сильный, державный". Но всего лишь через три дня Временное правительство утвердило в качестве временного гимна мелодию "Марсельезы" К.Руже де Лиля(без текста); на политических демонстрациях в России уже давно пелась "Рабочая марсельеза" на стихи П.Лаврова).  При этом различные авторы предлагали варианты нового гимна, прославляющего народ и свободу, например, "Гимн свободной России" А.Гречанинова на слова К.Бальмонта ("Да здравствует Россия, свободная страна"), "Гимн освобождённой России"(В.Березовский - Д.Ратгауз), "Здравствуй, свободы вольное слово". Предлагались также новые слова с мелодией глинковского "Славься!",  или мелодией духовного гимна Д.Бортнянского "Коль славен". Наконец, были и совсем экстравагантные предложения - сделать гимном России гимн берендеев из оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова и даже "угрюмую марсельезу русского народа" - "Эй, ухнем!"  Думаю, последняя информация вызовет понимающие смешки в классе...
             Кстати, долговременно популярным оказался гимн Гречанинова - уже после 1917 г. его пели со словами "Да здравствует Коммуна", на его мелодию был написан первый чувашский национальный гимн, а в более недавние времена он стал позывными радиостанции "Свобода".
                --------
              После прихода к власти в октябре 1917 г. большевиков отношение новой власти к символике значительно изменилось. Фактически сразу же официальный характер приобрело Красное знамя, и ранее поднимавшееся сторонниками Советов. Но до осени 1918 г. не было единого его вида: на красное полотнище помещались различные надписи и рисунки. Решениями советских органов власти было утверждено в качестве официального флага Советской республики красное полотнище с золотой надписью "РСФСР" в левом верхнем углу. Ещё до октябрьских событий большевики начали распространять массовое пение "Интернационала" - партийного социалистического гимна вместо "Марсельезы". К тому времени уже утвердился русский перевод стихов Э.Потье А.Коцем (музыка - П.Дегейтера).
               Следует обратить внимание, что и Красное знамя, и "Интернационал" тогда воспринимались как символы не России, а, как казалось многим сторонникам большевиков, вот-вот грядущей мировой республики Советов. Последующее закоепление их в качестве долговременных символов одного государства следует признать исторически неудачным, как и в недалёком будущем название "СССР" - Союз Советских Социалистических Республик, не указывающее, где, собственно, находится это государство.
                С гербом же у советской власти не было ясности до лета 1918 года. Сперва были даже изображения двуглавого орла под красными звёздами и с серпом и молотом в лапах (М.Добужинский), а в одном варианте - с камнем и палкой(!)  В числе предлагаемых символов была и  свастика(!)  Всё же вскоре в качестве единой "пролетарско-крестьянской" эмблемы утвердились серп и молот. Первый герб РСФСР был создан к концу 1918 года под руководством И.Чехонина - серп и молот на фоне красного фигурного куска кумача в лучах восходящего солнца, в обрамлении колосьев. Вместе с надписью "РСФСР" туда вошёл и партийный девиз: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"  Таким образом, были отвергнуты многие элементы традиционной геральдики, признанные "старорежимными": гербовый щит, фигуры животных, щитодержатели, сложный клейнод. Примерно такие же принципы легли в основу гербов других советских республик, создаваемых в 1918 - 1921 г.г. Главным элементом стали орудия труда. Винтовка, штык, меч были отвергнуты как нежелательная "пропаганда войны" (читай известные когда-то стихи Я.Смелякова).
                Рассказывая о Гражданской войне, учитель может обратить внимание на "войну символов". Противники большевиков противопоставили их символике или прежнюю, или какую-то свою. "Война флагов" была даже на карикатурах: на советских - пузатые буржуи и свирепые генералы под трёхцветными стягами, на белогвардейских - красное чудище-дракон, которого поражает Георгий Победоносец. В белых армиях возродился культ трёхцветного и Андреевского флага. Свои часто невразумительные флаги и эмблемы использовали повстанцы и местные органы власти. Часто использовалась и местная геральдика - оренбургский герб у Дутова, герб Войска Донского у белоказаков, создавалась новая - пальма в Батумской области.  Это оказалось "лебединой песней" - все подобные символы были напрочь отвергнуты советской властью. Прежние символы продолжали жить уже в эмиграции, причём императорская символика оставалась лишь у ярых монархистов. Справедливости ради можно заметить, что и в "антисоветской" символике было немало неудачного - чёрный траурный цвет, эмблема с черепом и костями.
                --------
               На уроке об образовании СССР нужно, конечно, показать разработанный союзный герб - здесь уже появился земной шар, как фон для серпа и молота, и, наверху, оканчательно - Красная звезда, символ достижения коммунизма трудящимися пяти частей света ( сама по себе пятиконечная звезда (звезда Соломона) известна давно в христианском и мусульманском мире). Венок пшеничных колосьев теперь обвивали ленты кумача с надписью "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на языках союзных республик (тогда - на шести языках). Внизу - восходящее солнце нового дня.  На флаге СССР в левом верхнем углу появились золотые серп, молот и звезда. На флагах республик под ними оставались аббревиатуры их названий.
              В 30-е годы унификации подверглись гербы республик -  теперь везде были серп и молот, ветки разных растений, колосья, лозы, солнце, встающее из-за леса, моря, гор, пустыни, и девиз. Можно упомянуть про "хитрость" в Грузии - в круглое обрамление  с плодовыми ветвями и виноградной лозой по-прежнему оказалась вплетена традиционная семиконечная звезда, туманно заявленная в описании как национальный орнамент.
              Определённые изменения в символике стали происходить в СССР в годы Великой Отечественной войны и сразу после неё. На волне патриотизма, при защите существования России и других национальных образований власти пошли на возрождение ряда национальных мотивов, дополнение республиканской атрибутики. С 1944 года флаги союзных республик перестали быть только красными - у них добавились полоски разных цветов и иногда - национальный орнамент ("слуцкий пояс" в Белоруссии).  Тогда же были сочинены и утверждены гимны республик. При этом лишь в 1953 году был изменён флаг РСФСР (появилась синяя полоска у древка), а гимн Российской Федерации так и не был принят. Существовал проект добавления во флаг и белой полоски (намёк на триколор!), но он был отвергнут.
               Наконец, вместо "Интернационала" с декабря 1943 года был принят собственно гимн СССР с музыкой Б.Александрова и словами С.Михалкова и Г.Эль-Регистана ("Союз нерушимый"). Нужно упомянуть, что первоначально музыка Александрова была написана для "Гимна партии большевиков"в конце 30-ых годов, прославлявшего Сталина, уничтожающего всех врагов... Из-за упоминания в гимне СССР Сталина после 1956 г. стал исполняться лишь первый его куплет. Его слова до сих пор можно увидеть в вестибюле станции московского метро  "Площадь Революции ".
               О том, как тогда всё составлялось "под копирку", может свидетельствовать такой факт. При составлении флагов Латвийской и Эстонской ССР (присоединённых к СССР в 1940 г.) выяснилось, что и в одном, и в другом случае придумали одинаково прорисованные синие волны в нижней части.  Срочно пришлось видоизменить "эстонские" волны - из закруглённых их сделали остроконечными.  Определённое впечатление на учащихся может произвести и чтение после текста гимна СССР текстов гимнов разных республик - зачастую отличаются лишь их названия и две-три строчки, а так везде - союз нерушимый, Ленин и партия (ранее - Сталин), открывшие всем путь, счастливые трудящиеся...
                ------
              В годы "оттепели" Советский Союз стал более открытым для своих и не своих граждан. Возродился интерес к местной истории, памятникам культуры. Общество, ставшее более образованным, искало альтернативу официальной идеологии. Появился туризм, начались культурные обмены с заграницей. Всё это способствовало возрождению после долгого небытия местной, прежде всего городской, символики. Это ускорилось празднованием юбилеев городов, появлением местных праздников.  И вот стали вновь утверждаться городские гербы. Как один из символов времени можно показать старые значки с ними - предмет массового коллекционирования.  Наряду с советской символикой, трубами, шестерёнками и факелами на "советских" городских гербах заметное место заняли старые символы - пермский медведь, пензенские снопы. Раньше всего - уже в 1960-ые годы - почти полностью возродилась местная символика в Прибалтике. Официально не признавались "религиозные" и "монархические" символы, но на многих сувенирах, в книгах, даже в оформлении зданий и станций метро стали использоваться старинные рисунки гербов с коронами и крестами.
              Последним изменением в государственной символике СССР была новая редакция гимна 1977 года, принятая вместе с "конституцией развитого социализма". В тексте Михалкова вместо Сталина стало больше говориться о Ленине, боевые победы сменились победой коммунизма, а в припеве возникла "партия Ленина - сила народная"  в полном соответствии с введённой статьёй конституции о "руководящей и направляющей силе".  Происходило что-то похожее на последние царские годы - государственная символика, становясь всё более непопулярной, внедрялась официально буквально повсюду, но мало кто обращал на это внимание. Учителя старшего возраста и тогдашние ученики могут вспомнить введение в 1984 году на школьной линейке 1 сентября  подъёма государственного флага под исполнение гимна. Прошло семь лет - и где оказались те флаг и гимн?
                --------
              На уроках по всемирной истории уместно упомянуть, что символика многих стран в ХХ веке из тех, где пришли к власти коммунисты или другие друзья СССР, была составлена по типу советской. Особенно это относится к странам Азии и Африки, да и в Европе, например, по известному образцу составлялись гербы республик федеративной Югославии или герб Румынии (вырезавшийся с флага во время народных выступлений в 1989 г.). Серп и молот широко внедрились в символику коммунистических партий. В 1950-1964 г.г. болгарский гимн абсолютно походил на советский...  Между прочим, "серпастый и молоткастый" герб не был проигнорирован как образец и в ряде других стран. В Австрии до сих пор орёл в гербе держит в лапах серп и молот.  В Италии послевоенная республиканская эмблема приняла вид дубового венка с шестерёнкой и пятиконечной звездой внутри (но не всем в Италии она нравится, и некоторые ведомства используют традиционный герб).
                --------
              Но в нашей стране минуло время этой символики. Уже в 1988 году, в разгар перестройки, стали возрождаться традиционные флаги Балтии. Вскоре пришла очередь Закавказья, Украины и, наконец, России. Бело-сине-красный флаг, вначале возродившийся, как военно-исторический,   впервые подняли на массовых митингах сторонников демократических реформ в 1989-1990 г.г. "Моментом истины" стал август 1991-го, когда в дни путча российский триколор стал широко признанным символом защитников перемен.   Над Белым домом, наряду с ним, реяли и национальные флаги из республик распавшегося де-факто СССР (на уроке можно показать фотографию). 22 августа триколор стал вновь официальным государственным флагом России. Гимном России ещё в 1990 г. была утверждена мелодия Глинки "Патриотическая песнь".
              Можно вспомнить полемику начала 1990-ых годов о целесообразности возвращения к трёхцветному флагу.  Так или иначе, но он был возрождён, когда стал связываться большинством населения с ожиданием перемен в России, а также с важнейшими событиями истории страны - петровскими преобразованиями, победами русской армии.  Мало распространённым стало его понимание как "старорежимного" или связанного прежде всего с противниками советской власти(впрочем, белое движение было уже достаточно реабилитировано), а тем более с тем, что его использовали во время минувшей войны власовцы.  В связи с прекращением существования в декабре 1991 г. де-юре Советского Союза  и спуском в Кремле советского флага на уроке можно прочитать стихи Е.Евтушенко "Прощай, наш красный флаг" и обсудить их.
              И опять и среди символов новой России сложнее всего решался вопрпос с гербом. Не сразу стало общераспространённым  мнение о возвращении двуглавого орла, и непростым был вопрос о том, нужны ли орлу короны (орла без корон изображали некоторое время на монетах, что опять воскресило шутки о "курице"!). В конце-концов президентским указом в декабре 1993 г. был утверждён герб с двуглавым золотым (а не чёрным) орлом с коронами, символизирующими ветви власти, нагрудным щитом с Георгием Победоносцем, в красном (а не золотом) щите.  С подобным же обоснованием восстановили в гербах традиционные короны в Венгрии, Польше, Румынии, Сербии, Черногории.
              Среди заметных явлений в символике современной России можно упомянуть возрождение Андреевского флага как военно-морского, появление вновь личных гербов у российских граждан, бурное городское, земельное, ведомственное герботворчество. и флаготворчество. Разработаны флаги и гербы всех регионов России, что соответствует мировым стандартам. У всех национальных республик и ряда других субъектов федерации есть теперь и гимны. Также желательно показать символику других бывших союзных республик - ныне независимых государств СНГ и Балтии.
               В 1995 году было утверждено Знамя Победы - красное полотнище с пятиконечной белой звездой, напоминающее о знамёнах времени Великой Отечественной войны. В этом проявилась преемственность и по отношению к славным страницам советской истории.
               В течение 1990-ых годов было проведено несколько конкурсов на текст гимна России, но ни один вариант не был утверждён. К концу десятилетия начали звучать предложения по утверждению гимна России на музыку советского гимна Александрова. В декабре 2000 года, после смены высшего руководства страны, была утверждена музыка Александрова с новым текстом 87-летнего Сергея Михалкова "Россия - великая наша держава".  Основанием для такого решения стало мнение о большей пригодности под текст музыки гимна СССР в отличие от музыки Глинки, а также почему-то необходимость пения гимна на спортивных соревнованиях (хотя с тех пор наши успехи в спорте стали скромнее). Целессобразность заимствования Россией мелодии гимна бывшего Союза - вопрос, который можно рассмотреть, как дискуссионный, как и сам статус РФ как правопреемника СССР. В этом ключе можно также напомнить об изменении в 2005 г. вида Знамени Победы ближе к флагу СССР.
              Таковы основные моменты отечественной новейшей истории, связанные с геральдикой и символикой в более широком понимании, которые могут быть вынесены на учебные занятия.