Ислам и бессмертный полк

Алмаз Нуретдинов
Совсем скоро весна, 9 мая, и снова по всем каналам будут транслировать парады-салюты и «бессмертный полк».

А мне почему-то все это не по нутру…

Нет, я преклоняю колени перед подвигом советских солдат Второй Мировой, мне претит лицемерие формы проведения этих праздничных мероприятий.

Я обратил внимание, что многие из моих татарских и башкирских «френдов» в соцсетях написали в своих анкетах в графе вероисповедание — «Ислам» (и у меня так же), и в то же время у многих есть фотографии с культмассового мероприятия «бессмертный полк», где они шествуют по улицам городов и сел с портретами умерших и погибших родственников — участников Второй Мировой войны.

Я не силен в Исламе, но вот что-то мне на душе скребет от этого новой массовой традиции России эпохи позднего Путина.

У меня возникает сомнение, участвуя в этих «ходах» не вступаем ли мы в противоречие с основами религии Ислама, где существует жесткий запрет (харам) на изображение людей и вообще всех живых существ?

Объясняется это тем, что человек, рисующий живое, пытается стать творцом, подобным Аллаху, а это грех.

Ибо сказано в хадисах пророка Мухаммеда: «Аллах Всевышний сказал: „Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!“».

Наличие этого запрета не отрицает ни один из деятелей, даже «ручных» российских муфтиятов.

Это требование Ислама даже привело к возникновению особого уникального направления искусства у мусульманских суннитских народов, в особенности у татар, под названием шамаиль.

Шамаиль — это такое настенное панно, в котором изображения всего живого делаются с помощью арабской вязи и содержат изречения из Корана. То есть своеобразная словесная картина. Нельзя их путать с иконами христьян и шамаилями мусульман-шиитов, которые являются религиозной атрибутикой и предметами поклонения. Суннитские шамаили — это даже не «обереги», как принято считать многими, а просто украшения помещения. Смысл в них виден только тем, кто умеет их читать и кто может это повторить про себя. А для всех других, так же как и Шайтана (Сатаны), это всего лишь красивая картина. Ни от кого и не от чего шамаиль не может сберечь, а только истинная вера. Остальное все суеверия.
Ну вот, если существует запрет на изображения людей (в фотографии это изображения), то как согласуются с религиозным сознанием шествия с портретами умерших людей?

Или это уже получается чистой воды лицемерие?

А как известно, «лицемерие хуже неверия».

И вообще, откуда взялась эта мода на массовые шествия с портретами умерших людей?

Мне кажется, это те же видоизмененные совковые демонстрации, только там были портреты всяких большевистских вождей и членов политбюро, а сейчас портреты участников войны. Из истории знаем, что демонстрации были придуманы идеологами большевизма, чтобы отлучить людей , особенно православных, от религии. Большевики воссоздали те же крестные ходы, просто подменив иконы православных святых на портреты своих «божков».

Я понимаю, многие скажут: «Бог един». Да, Бог един — это бесспорно, но вот религии то разные. Если бы этого не было, то можно было бы намазы читать в церквях, а православные обряды проводить вокруг мечетей. И не хоронили бы на отдельных кладбищах или в разных частях кладбищ людей разного вероисповедания.

Мне кажется, признание единобожия — основополагающий принцип всех книжных религий: христьян, мусульман и иудеев, не дает право смешивать обряды, тем более, если это выступает в жесткое противоречие с канонами какой-то из религий.

Правильно ли участвовать мусульманину в мероприятиях, где по своему определению нарушаются предписания Корана?

Не лучше ли тем, кто называет себя мусульманами, воздержатся от участия в «бессмертном полке», тем более это носит добровольный характер?

Не лучше ли мусульманам выбрать другой способ выразить свое почтение к ветеранам Второй Мировой?

Например, всей семьей отправиться на могилы своих родственников, участников войны. Или, если это невозможно, взять шефство над несколькими заброшенными могилами некровнородственных ветеранов. Ведь «чужих» ветеранов не может быть. Они воевали за жизнь и мирное небо каждого из нас. А знаете сколько заросших и заброшенных могил со звездой в каждом селе и городе?

Это будет большей благодарностью по отношению к светлой памяти ветеранов, чем групповые шараханья по улицам раз в год.

Мне кажется, это будет привитие настоящего патриотизма, не противоречащего канонам Ислама. Это может стать и прекрасной семейной традицией.

Сотый раз готов повторить: я не претендую на истину, а всего лишь, как любой благоразумный человек, пытаюсь понять и высказываю свое мнение-сомнение. И тем более, не призываю не идти на шествие 9 мая.

Я всего лишь ищу ответы на вопросы.