Дневник сумасшедшего 405

Владимир Светашев
10028

К – 1, ПУ – 2, ТУ – 1, а – 1, л – 1, м – 1, Ш. – 1.
За исключением стихов и работы с памятью, выполнил все основные задачи. После вчерашних тренировок, был немного утомлен и в спортзале занимался не в полную силу. В конце тренировки вступил в глупый спор с одним парнем об иллюзорности мира, которую он принимал как данность. Позднее отсчитал себя за столь глупое поведение, но все еще не могу успокоиться. Надо научиться преодолевать желание доказывать что-либо в области метафизики людям, убеждения которых основаны на собственном богатом внутреннем опыте, и которые считают, что этот опыт значительнее, чем всякий хлам, оставленный кем-то в умных книжках, которые и читать-то не надо.
Предполагал, что придя домой выполню план по занятиям, но сил уже не осталось, а заниматься через силу – это дело пустое.
На выходные наметилась поездка в Москву по работе. Нужно будет провести опрос на улице. Есть возможность поднять немного денег, как раз они сейчас пригодятся для участия в ролевой игре. Мне нужно в районе 5000р на костюм, и как раз столько я рассчитываю заработать.

18.04 (1ч)

7. Идея и членение особой науки, называемой критикой чистого разума.
Из всего сказанного вытекает идея особой науки, которую можно назвать критикой чистого разума. Чистым мы называем разум, содержащий принципы безусловного априорного знания. (B 25) Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией. (B 26) Мы занимаемся здесь именно этим исследованием, которое можно было бы назвать собственно не учением, а только трансцендентальной критикой, так как оно имеет целью не расширение самих знаний, а только исправление их, и должно служить критерием достоинства или негодности всех априорных знаний. (B 27) Только основываясь на этой критике, можно получить надежный критерий для оценки философского содержания старых и новых сочинений по этому предмету; в противном случае некомпетентный историк и судья рассматривает ни на чем не основанные суждения других, исходя из своих собственных, в такой же мере необоснованных утверждений. (B 28) Таким образом к критике чистого разума относится все, из чего состоит трансцендентальная философия: она есть полная идея трансцендентальной философии, но еще не сама эта наука, потому что в анализ она углубляется лишь настолько, насколько это необходимо для полной оценки априорного синтетического знания. (B 29) Трансцендентальная философия есть наука одного лишь спекулятивного разума, т.к. все практическое, поскольку оно содержит мотивы, связанно с чувствами, которые принадлежат к эмпирическим источникам познания. Существует два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся. (B 30) Это трансцендентально учение о чувственности должно было бы составлять первую часть науки о началах, так как условия, лишь при которых предметы даются человеческому познанию, предшествуют условиям, при которых они мыслятся.

Комментарий. Заканчивая введение, Кант дает определения трансцендентальной философии и подчеркивает, что основным предметом ее исследования является чистый разум, не вступающий на почву опыта и не касающийся ничего эмпирического.
Чтобы понять, чем является критика нужно представить себе любую догматическую систему, отвечающую на вопросы метафизики, будь то религия, философия и т.д. Далее, нужно понять, что, опираясь лишь на такую систему, человек не имеет возможности выйти за ее пределы, и обречен, довольствоваться ей, как истиной в последней инстанции. При этом он может быть совершенно счастлив, веря в Будду, Христа, Аристотеля, физику Ньютона, Энштэйна и т.д., т.к. система знаний, основанная на учении данных индивидуумов, всегда будет давать исчерпывающие ответы на его вопросы. Овладев критикой, человек получает возможность взглянуть на любое учение как бы изнутри; критика направлена не на отдельные положения, выводимые той или иной школой a priori или a posteriori, – она исследует основу, из которой все выводиться.

https://www.youtube.com/watch?v=cIzmbHi46_4&featu..

В начало: http://www.proza.ru/2017/09/08/1154
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/02/06/1117