Как я стал проводить экскурсии

Барсуков
 Я люблю историю и экскурсии. Поэтому 21 января 2018 года, я  пошёл в  поход  с названием “Дорогами славы”. К   илометраж похода 15 км, маршрут   : Кировск - Невский пятачок - Кировск.    Поход был организован  Петербурским туристическим клубом. Это такой  клуб походов выходного дня.  Мой первый поход от этого клуба. Я  понимал, что там не будет профессиональных экскурсоводов, так как поход на  безвозмездной основе.  Я надеялся, что наш поход будет немного экскурсией, может руководитель расскажет  что-нибудь интересное.  На самом Невском пяточке  я не был, только  проезжал на машине мимо. Накануне похода я прочитал о тяжёлых боях, которые вела наша армия,  пытаясь прорвать кольцо блокады. Я хотел увидеть этот плацдарм, который пытались удержать и расширить наши войска, неся огромные потери.
Наша группа была численностью 15 человек. Мне не было ещё сорока лет, я был самый молодой участник, в основном там были те, кому за 50 лет. Руководитель группы была женщина, дальше буду называть её Бабушкой, по виду ей было за шестьдесят. Была она вся седая, одета была в старые вещи, голос и дикция были  неприятные. Взгляд и улыбка  у неё странные. Она никак не представилась. Ничего не сказала по поводу того, куда мы идём и что увидим, а просто пошла, а группа пошли за ней.  За спиной у бабушки был рюкзачок, а в каждой руке по немаленькому пакету, что было странно для похода. На улице было минус четырнадцать градусов, а бабушка была без перчаток и  ходила с голыми руками. Руки у неё быстро стали красными, но видимо это её не беспокоило. Её спросили о наличии перчаток - она сказала, что они где-то по мешкам рассованы. Бабушке предложили помочь нести пакеты, один она отдала другой бабушке, а самый большой несла сама.
Я подумал, что в пакетах, наверное, венки и она будет возлагать их к памятникам. Я решил помочь нести пакет, с чем и обратился к бабушке. Она  отдала мне один свой пакет. Я взял его, он оказался не лёгкий, наверное, не меньше 3 килограммов. Мне надоело его нести в руках, и я привязал его к рюкзаку. Что в этом пакете было мне  непонятно, так как внутри пакета было множество пакетов.
Мне стало интересно, куда мы идём и что у бабушки в пакетах. Я подошёл и завязал разговор, мне стало интересно,  куда мы молча идём и что сегодня увидим. Я узнал, что мы увидим ГРЭС. Я читал, что здание бывшей ГРЭС  № 8 захватили немцы и устроили там  опорный пункт. Я попытался ненавязчиво узнать у бабушки, что у неё в пакетах, венки или что-то другое. Она сказала, что туристическое снаряжение. Ещё я слышал, что она говорила кому-то, что у неё воруют. И я понял, что ей приходится с собой носить  в пакетах какое-то имущество. Через час нашей прогулки, общаясь с экскурсантами, я узнал, что  с пакетами её видели в других походах или слышали от кого-то о такой её странности. Ну да ладно, каждый сходит с ума по-своему. Хотя это похоже на какую-то фобию или неврастению - носить своё имущество на экскурсии.
Мы шли по Кировску. Первая остановка была у братских могил советским солдатам. Видно было, что бабушка знала это место, но ничего про него  нам не сказала. Мы постояли, порассуждали на тему это могилы известных солдат или их имена  неизвестны и ушли. Сколько там находится воинов и кто они, для нас осталось загадкой.
Вторая остановка была на улице Кирова у гимназии. За металлической решётчатой оградой у гимназии стоял памятник. Бабушка решила побыть экскурсоводом и обратила наше внимание на этот  памятник-бюст. Так как он был за оградой, мы не могли прочитать, чей это бюст, но понятно было, что это мужчина крепкого телосложения. Мы не были избалованы её рассказами, поэтому с интересом ловили каждое её слово. Бабушка поведала нам, что это какой-то предприниматель, который построил или отреставрировал школу и сам себе поставил памятник. Я спросил у бабушки: “при жизни  он себе поставил памятник?”. Она ответила: « откуда я знаю, живет, наверное”. Ещё бабушка сказала, что через решётку забора этой гимназии пролезают дети, она это видела. Какое потрясающее жизненное наблюдение, значит, Бабушка и здесь была не первый раз.
Мы постояли, посмотрели на памятник, наверное, многие про себя возмутились тому обстоятельству, что бизнесмены ставят себе памятники у школ. Или им ставят памятники. Что за современная Россия такая?! Они, небось, воруют, а им памятники ставят.
Когда я вернулся домой, то стал искать информацию по этой школе и памятнику. И нашёл - это памятник Герою Советского Союза Баймагаметову С.. Его именем названа школа. По воспоминаниям очевидцев, этот герой воевал с начала войны и был опытным воином. В сорок третьем году в бою, после того как у него кончились гранаты, он бросился на амбразуру дота, чтобы своим телом заткнуть немецкий пулемёт. Пулемёт  на короткое время он перестал стрелять. Наши солдаты поднялись в атаку и многие успели добежать до вражеских позиций,  пока пулемёт молчал. Вот такой  Баймагаметов был отчаянный предприниматель и бизнесмен. А памятник  “бизнесмену” установлен ещё в советское время.
Дальше мы вышли к многочисленным железнодорожным путям, перешли их, начали обходить длинный состав, стоящий у леса. Тут наша группа разделилась, так руководства над группой не было. Я пошёл лесом вдоль железной дороги с двумя участниками похода. А остальная часть с бабушкой по железной дороге вдоль длинного товарного состава. Я не пошёл с ними, потому что железнодорожная насыпь была очень узкой, крутой и скользкой. Надо было идти, почти вплотную прижимаясь к вагонам. Я понимал, что пожилым женщинам тяжело так идти и им страшно. Они явно не ожидали такой пересечённой местности с препятствиями. Мне от этого становилось грустно и смешно.
Психическое напряжение в группе накалялось. Надо отдать должное бабушке - она в хорошей форме для своих лет и сохранила юношеский  задор. Когда мы с другой стороны обходили этот состав, она предложила проползти под ним, чтоб сократить дистанцию. Никто эту идею не поддержал. Бабушка так и шла по морозу с голыми красными руками, держа в одной руке свой пакет.
Потом наша группа опять объединилась в лесу. А бабушка не могла понять куда идти, забыла дорогу или не могла сориентироваться, говорила о какой-то дороге. Мы пытались её найти. Люди стали нервничать, куда идти мнения разделились. Но люди были уже на нервах, хотели идти по нормальной дороге или тропинке, а не по снегу и пересечённой местности. Я их прекрасно понимаю, возраст уже не тот на приключения не тянет. А бабушка им устроила героический поход по героическим местам. Походив несколько километров  по лесу и путям, мы вернулись обратно  к автодороге, и пошли в сторону Кировска. Только у двоих человек из 15 был мобильный Интернет (у меня тогда не было), но мобильные карты не могли построить нам пешеходный маршрут до Невского Пятачка по тропинкам, только по автомобильным дорогам. Один мужчина десятки раз просил Интернет построить ему пешеходный маршрут по дорожкам и тропинкам, но Интернет строил маршрут только автодорогами. Предлагал вернуться к дороге. Мужчина этот начал уже психовать, кричать и раздражаться на телефон. А бабушка молчала и шла, куда идёт большинство. Я бы пошёл кратчайшим путём, но я пошёл как большинство, не желающее больше искать новых дорог. И наша группа вернулись обратно к автодороге.
Было неприятно идти по оживлённой зимней автомобильной дороге навстречу движению автомашинам. Надо сказать, что в Кировске мало пешеходных дорог вдоль автодорог. Есть они зимой местами, то идут вдоль дороги, то пропадают. Может, их зимой только нет, я не знаю. Мы вернулись в Кировск, остановились в парке вдоль Невы. Бабушка объявила обед. Все стали доставать термоса и бутерброды. А я вернул бабушке пакет и решил, что дальше пойду один.
Я перекусил и пошёл  на остановку в сторону Невского Пятачка. Я решил посетить Невский пятачок самостоятельно, без увлекательных рассказов бабушки. Когда я стоял  и ждал автобуса, то увидел, как некоторые участники нашего похода идут на автовокзал Кировска. Им захотелось домой. Я подошёл к мужчине, который безуспешно просил Интернет там, в лесу  построить маршрут, когда мы заблудились. Я предложил ему вместе  со мной осмотреть мемориал. Но он ответил, что у него уже нет настроения.  Я замёрз, больше 20 минут я  стоял, ждал автобус. Недождавшись  я пошёл пешком  одну длинную остановку. Я прошёл мимо бывшей ГРЭС, подошёл к  следующей остановке и увидел Бабушку с одним единственным  преданным участником похода. Они глуповато обрадовались мне, спросили - куда я иду, и  не видел ли я других женщин из группы. Я ответил, что видел участниц убегающих в сторону Питера. Мы проехали три остановки и вышли  Бабушка, видимо не поняла, что я больше не хочу ходить с ними, стала кричать мне, чтоб я шёл с левой стороны от остановки. Но я решил начать осмотр с правой стороны и не пошёл с Бабушкой. На пятачке я увидел 5 человек из нашей группы. Радостно, что у некоторых людей тудности похода не отбили желание увидеть мемориал.
Когда после похода я возвращался домой  у меня появилось желание самому проводить походы и экскурсии. Надеюсь, у меня это когда-нибудь получится. Я буду благодарен Бабушке за это.
Так я закончил рассказ в январе 2018 года. А теперь продолжу его через 11 месяцев. Что случилось за этот год?  Я стал руководителей походов выходного дня. За 2018 год, я провёл 3 экскурсии, которые сам разработал и подготовил, и 4 похода.
Моя первая экскурсия  состоялась 7 апреля 2018 года. Её тема- Семёновская слобода. Это территория вокруг метро Пушкинская до метро Технологический институт, места вокруг метро Звенигородская. На экскурсию пришло 63 человека. Такое большое количество экскурсантов было шоком, для меня, но я справился с волнением. Я хорошо подготовил первую экскурсию, неплохо запомнил текст. У меня было 10 остановок, я знал, что я буду рассказывать и показывать на каждой остановке. Благодаря тому, что многие мои остановке на маршруте проходили  в парке, сквере, на тихих улицах- меня было всем нормально слышно. Но всё равно приходилось рассказывать громко, слишком много народу пришло, но мои неподготовленные голосовые связки сильно не пострадали. Даже профессиональные экскурсоводы, не водят группы больше 30-40 человек. А у меня на первую экскурсию пришло 63 человека!
Экскурсия длилась 2,5 часа. Это слишком долго. Я перегрузил людей информацией, её было слишком много. Что-то не надо было рассказывать, излишние подробности. А что-то я не рассказал, из того, что хотел, потому что забыл.  Но всё равно, почти все дошли до конца экскурсии. Меня благодарили и мне аплодировали! Некоторые приняли меня за профессионального экскурсовода- историка. Многие с блокнотами записывали, что я говорю, задавали мне дополнительные вопросы. На некоторые вопросы не в рамках экскурсии я даже смог ответить! Всё таки, времени на подготовку у меня было много, я много читал, посетил 2 музея на территории бывшей слободы. Стал посещать архив. В архиве я хотел найти интересную информацию, пытался узнать, что было на территории слободы во время ВОВ, как жил район и город после революции и во времена НЭПа.
О чём же была моя  экскурсия? Начал я с Пионерской площади, это бывший семёновский плац. На плацу проходили ученья, стрельбы, парады находившихся рядом гвардейских полков.Сама слобода Семёновская – возникла от места расположения казарм Семёновского полка. Вокруг плаца сохранились много, пусть и перестроенных, зданий бывших казарм егерьского и семёновского полков. На плацу состоялась гражданская казнь Петрошевцев, здесь повесили первомартовцев. Я рассказывал про историю гвардии, о том как, развивалась и строилась слобода и город за 2 столетия, рассказывал о дворцовых переворотах. Ещё на месте бывшего плаца были народные гулянья с балаганами, состоялся первый футбольный матч со зрителями, был ипподром. Ипподром сгорел в блокаду от попадания зажигательных бомб. Показал один из сохранившихся наблюдательных пунктов МПВО на крыше.  Из которого в блокаду круглосуточно следили за тем, куда упадёт снаряд или бомба и докладывали в штаб, таких пунктов по городу были сотни. Рассказывал, где были полковые храмы, снесённые в 30-у годы. Рассказывал, что находилась в том или ином доме в 19 веке в начале 20 века. Рассказывал про бандитов и про жизнь Петрограда в период НЭПа. Рассказывал о конкретных домах, что в них было  и кто в них жил из известных людей.
И так далее…И так 2 часа. Прошли мы примерно 5 километров.
Вторая моя экскурсия была 6 мая 2018 года по Измайловской слободе. Длилась 2 часа 40 минут, пришло 52 человека. То же была слишком длинной, надо укладываться в 1,5 часа. Опять перегрузил экскурсантов гвардией. Но всё приходит с опытом. Меня опять благодарили и аплодировали в конце. Было приятно. Появился какой-то смысл в более серьёзном изучении истории, тебе есть, кому рассказать свои знания. Пусть ты потратил время, не заработал денег, так как экскурсии бесплатные, но сделал приятное людям. Выступая перед аудиторией, ты развиваешься сам, учишься говорить так, чтобы тебя с интересом слушали и понимали.
Я благодарен Бабушке, не попади я на её поход, не пришли бы мне мысли водить людей и рассказывать им про исторические события. Не стал бы я совершенствоваться в этом направлении.
А ещё я узнал, что  у Бабушки  погибла семья лет 12 назад, что сильно отразилось на её поведении.