Годы жизни проходят стремительно быстро. Оглядываясь на прожитую жизнь, с горечью замечаешь, что страна, которую ты любила и продолжаешь любить, стала совсем другой, которую, словно, раненую птицу, окольцевала цепь санкций, недоброжелательства, а в сердцах людей становится все меньше доброты, сострадания. И на душе становится так горько, тяжело.
Недавно прочитала воспоминания о нашем прошлом, связанным с Домом Романовых, а также данные о деятельности современного Российского Императорского Дома.
Российский Императорский Дом состоит из Главы Российского Императорского Дома Ее Императорского Высочества Великой Княгини Марии Владимировны и её сына Георгия. Как глава Российского Императорского Дома Мария Владимировна признаётся Русской православной церковью и рядом общественно-политических организаций России.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в поздравлении к 55-летию Великой Княгини отмечал: «Вы являетесь олицетворением образа русской Великой Княгини - благородной, мудрой, сострадательной, искренне любящей Россию. Находясь вдали от Родины, Вы продолжаете принимать самое деятельное участие в ее судьбе, радуясь ее успехам и сопереживая ее трудностям. Русская Православная Церковь, оставаясь хранительницей исторической памяти русского народа, традиционно поддерживает самые теплые отношения с Российским Императорским Домом».
Впечатляет разносторонняя деятельность Великой Княгини. Сама Мария Владимировна ведёт программы, связанные с церковной и детской благотворительностью. В 2010 году ею были переданы частицы Креста Господня Свято-Иоанновскому монастырю в Санкт-Петербурге, частица мощей Святой Екатерины Екатерининскому Собору в Царском Селе.
В 2013 году она возглавила ряд общественных, благотворительных, культурных и научных мероприятий в России и за рубежом, посвящённых 400-летию Дома Романовых. Взяла под своё покровительство престижную литературную премию «Наследие», учреждённую Российским Императорским Домом совместно с Российским союзом писателей в 2013 году. С 2014 года является Председателем попечительского совета Императорского Фонда исследования онкологических заболеваний.
В 2005 году её представитель направил в Генеральную прокуратуру Российской Федерации заявление о реабилитации как жертв политических репрессий расстрелянных в 1918 году последнего российского императора Николая II и членов его семьи. В 2008 году Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла решение о реабилитации 52 человек из окружения императора Николая II и его семьи.
Можно еще много говорить о деятельности Российского Императорского Дома в современных условиях. Но не менее удивляет, когда в публикациях сегодняшнего дня находишь рассказы о том, как те или люди жили и вращались в кругах, близких к царствующим монархам.
Удивляет, потому что в жизни людей проявляется осязаемая связь времен.
Приведу для примера одну книгу Митрофана Баданина «Икона Великого Князя», где автор рассказывает о Великом Князе Михаиле Александровиче Романове и его молельной иконе Божьей Матери Казанская, которая пребывает в церкви преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга [1].
В основу книги положено семейное предание о спасенной и тайно сохраняемой в течение гонений ХХ века иконе, принадлежавшей семье Александра III. Эта икона являлась молельной иконой Великого Князя Михаила Александровича, фактически, последнего российского императора Михаила II, хотя и в очень короткий промежуток времени. Удивительная история сбережения этой иконы раскрывается на фоне истории жизни Великого Князя, судеб его ближайшего окружения, людей, выросших и воспитанных в тысячелетней традиции Православной веры.
Интересны данные, приводимые автором книги о судьбе его прадеда, крестьянина по происхождению С.Н.Пименова. С.Пименов был мастеровым человеком, быстро осваивал мебельное ремесло, столярные, токарные и другие работы. За это умение его рекомендовали Великому Князю и он был приглашен на личную аудиенцию к его Императорскому Высочеству. По сохранившимся в семье воспоминаниям, прежде всего, бабушки Марии, Великий Князь оказался чрезвычайно простым в общении и удивительно обаятельным человеком, очаровывал всех подкупающей простотой своих манер»[2].
Автор книги - потомственный военный моряк. После окончания службы на флоте А.В.Баданин посвятил себя служению Богу. В 2000 году он принял монашеский сан а в 2013 года наречён во епископа с именем Митрофана.
При непосредственном участии Епископа Митрофана в условиях Севера ведется активное строительство новых и восстановление разрушенных храмов. Он является автором многих книг по истории Крайнего Севера и богословию. В одной из книг о трагической гибели подводной лодки «Курск» автор пишет пронзительные слова: «Курск» ушел в небытие для того, чтобы мы вернулись из небытия… Нужно было обозначить рубеж, последнюю черту на пути нашего духовного падения"[3].
Эти слова не могут не отзываться болью в сердце каждого человека, так же как и все, что происходит в современном мире, в нашей стране. В поисках путей развития России важно более глубоко осознать связь и неразрывность времен, и в этой связи оценить потенциал Российского Императорского Дома, деятельность которого всегда основывается на духовных и нравственных ценностях, вековых традициях русского народа.
Как писано в Святом Евангелии: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Евангелие от Луки, 11: 9-10).
Цитируемая литература:
[1]. Игумен Митрофан (Баданин). Икона Великого Князя. - Ладан - Санкт-Петербург -Мурманск. - 2011. - 155 с.
[2]. Там же, стр. 66.
[3]. Неугасимая лампада «Курска». Игумен Митрофан (Баданин).- Издательство «Ладан», - 2010.