Смотрим фильм Зеленая книга

Нина Ватрушкина 2
Не ищите романтики в непонятном названии фильма "Зеленая книга». Так назывался неказистый на вид справочник для автомобилистов, издаваемый в США в 1936-1966 годах.

Только не для всех автомобилистов – для негров. 30-60-е годы прошлого века в передовой сегодня стране, ратующей за демократию, еще существовала сегрегация (segregation – отделение). Сегрегация белого населения от иных этнических групп.

Но не стоит рассчитывать на то, что фильм «Зеленая книга» обличает расизм. Режиссер Питер Фарелли прямо заявил: «Я не планировал фильм о том, что расизм - зло». Тогда о чем он?

Сюжет построен на реальных событиях. Черный пианист Дон Ширли отправляется на гастроли по провинциальному югу США. Справочник «Зеленая книга» информирует о доступных для афроамериканцев гостиницах, заправочных станциях, другом сервисе.

Но уложиться только в «Зеленую книгу» невозможно, поэтому пианист ищет себе не просто водителя и телохранителя, можно сказать, «переговорщика» на все случаи жизни. Он находит Тони Валлелонга, наглого, напористого, не особо грамотного, постоянно жующего и говорящего. Его прозвище Болтун.

Поначалу они почти презирают друг друга. Дон Ширли - воспитанный, образованный, отглаженный, можно сказать, высоколобый. Тони намеренно не принимает  манеры поведения своего работодателя.

Но первый же концерт показывает, что пианист  талантив, поцелован Богом.  Однако расизм, который по Фарелли не зло – зло. В качестве примера: одаренный музыкант, поцелованный Богом, не может войти в туалет белого господина, перед гостями которого он выступает. Он может пойти лишь в уличный, подобный нашему биотуалету. Но гордый афроамериканец не идет в «наш» туалет, он находит другой выход: едет в свой отель, чтоб оправиться.

И все же фильм не о расизме, а о умении находить консенсус, строить отношения с любыми людьми. У каждого есть достойные качества, хороший опыт, знания, друзья и поклонники. Скажем, исполнитель классики, Ширли от Тони познает хорошую масс-культуру.

Ширли одинок, с женой разъехались, с братом не общаются. У Тони куча друзей, родственников и заказчиков сомнительных дел. Он интуитивно знает, кому что сказать, кому без лишних разговоров «врезать» и на самом деле решает много проблем.

Но не все. Однажды положение спасает выдержанность и интеллигентность Дона Ширли. Все-таки талант может пробить многое, его поклонники могут быть везде, вплоть до администрации самого президента. Два месяца турне по небезопасным местам объединили этих разных людей, подружили их.

История заканчивается рождественским праздником. Измученный дорогами водитель Валлелонга спит на заднем сидении. За рулем сам господин Ширли. Мало того, Дон тоже отправляется в скромный дом Тони, потому что ему невыносимо скучно в своих шикарных апартаментах в этот рождественский вечер. Шумная компания нового знакомого радостно принимает незваного гостя.

Фильм прост и ироничен, неприхотлив и весел, легок и глубок. Глубок мыслью о толерантности, необходимости принимать недостатки любого и делиться щедростью собственной души.