Снайпер

Андрей Абинский
   Старший механик Карцев сидел в кресле возле банкетного столика. Перед ним
пёстрой россыпью лежали дешёвые зажигалки. Карцев наугад брал очередную
зажигалку и чиркал пальцем ребристое кресало. Огонь, однако, не возникал.

   – Бл…! Опять бракованная! – с досадой говорил дед и через плечо швырял
зажигалку в открытый иллюминатор.

   Меня несколько озадачили эти манипуляции, потому что дед, мягко говоря,
был скуповат.

   – Вот, купил полведра зажигалок, – пожаловался он, – и ни одна не горит!
   – Почём товар?
   – На доллар – десять штук!
   – Наверное, китайские?
   – Ну и что? Для Америки в Поднебесной делают приличный товар.

   Я взял одну из зажигалок и сразу понял в чём фокус  – в Штатах зажигалки
обязательно должны быть с защитой от детей.

   – Евгений Викторович, – говорю, – вот тут нужно нажать маленькую пимпочку,
а потом уже чиркать колёсиком.

   Дед внял моему совету, протестировал все зажигалки и  вынес суровый вердикт:

   – Конченные придурки, эти америкосы!

   Америка постоянно обижала Карцева. Вчера ему привезли не те подшипники,
заказанные по снабжению, а сегодня, из подлости, в баре не дали пива. Бармен
потребовал у Карцева водительское удостоверение, дабы убедиться, что клиенту
больше двадцати одного года.

   То, что деду под пятьдесят, было видно и невооружённым глазом. Тем более, что
стармех носил щёгольскую бородку с вкраплением благородной седины.
Униженный стармех совал в нос бармена своё разовое удостоверение, но тот был
непоколебим. В документе не было даты рождения.

   – Надо было присесть в «Якоре», – посоветовал я Карцеву. – Это наш кабак.

   На выходе из порта располагался популярный паб с хорошим названием “Anchor”.
Стены бара были увешаны спасательными кругами всех пароходов, когда-либо
посетивших американскую Такому. Матросы нашего лайнера также подарили
этому заведению свой сувенир. В «Якоре» было приятно пообщаться с моряками
на любом доступном языке, а то и вовсе без оного. «Кампай! Салют! Чиз!
Вздрогнем!» – это понятно всем.

   – В «Якоре» пиво дороже, – отмёл моё предложение Карцев.

   На судне Карцев дружил со вторым механиком. Его звали Юрис Дзуркалис.
Юриса дед «подобрал на янтарном берегу» и вырастил с четвёртого инженера
(механика воды, говна и пара) до второго механика, главного начальника над
главным двигателем. Юрис был высоким, светловолосым и до неприличия
аккуратным. Таких чистых рук и ухоженных ногтей я не видел ни у кого
из механиков.

   Бывало, вечером коллеги позволяли себе расслабиться. Выглядело это так.
На банкетном столе одиноко стояла пустая тарелка. В жёлтом интимном
свете механики смолили душистую «Приму» и задумчиво глядели
в подволок. Случалось, от нечего делать, я заходил к ним в гости.

   – Не желаете ли американскую «Камель»? – предлагал я и бросал на стол пачку
сигарет.

   В Штатах я позволял себе шикануть – покупал крепкий «Camel» специального
замеса с турецким табаком и обязательно без фильтра.

   – Для меня это слишком дорого, – говорил дед, закуривая
мою сигаретку. – Швартуйся, раз уж пришёл...

   Я не страдал излишней скромностью и усаживался ближе к столу. Карцев
поворачивался к холодильнику и доставал оттуда палку твёрдого сервелата.
Впрочем, «палку» – это сильно сказано. Весь кусок свободно умещался в кулаке
стармеха и никогда не бывал больше. Острым ножом, с зубовным скрежетом
по фарфору, дед отпиливал три тонких пластика. Сквозь них можно было читать
газету. Даже мелким курсивом. В это время Юрис выуживал из темноты початую
бутылку и начислял всем скромную порцию. Стармех тут же прятал оставшуюся
колбасу в холодильник. Потом процедура с нарезанием закуски повторялась
несколько раз в зависимости от настроения.

   На этот раз дед похвастался своим новым приобретением. В Такоме,
на распродаже, он купил пневматическую винтовку.

   – Всего за двадцать баксов, – с удовольствием озвучил он цену.
   – Зачем она вам?
   – Чудак человек! В Союзе я легко сдам её за полтинник. Навар – сто пятьдесят
процентов!

   Мы уже приняли по первой и в этом состоянии я становлюсь довольно
самовуверенным и немного наглым. Бегло осмотрев новенькое ружьё, я
внушительно заявил:

   – Not so bad. – Не так плохо… Люфт у ствола отсутствует, пружина при взводе
не скрипит. Бабах! Спуск мог быть и помягче, но для начинающих сойдёт и так.

   – Шибко разбираешься?! – с подначкой спросил дед.
   – Ещё бы! Я здесь лучший эксперт по оружию.
   – В прошлом годе зайцы были скромнее, – ровно сказал Юрис.

   Юрис всегда улыбался и немного думал, перед тем, как что-то сказать. У него был
заметный латышский акцент.

   – Обижаешь начальника, – меня понесло: – В сопливом детстве я стрелял из
поджиги и мелкашечного Парабеллума. В десятом классе – из десятизарядного
Марголина на городских соревнованиях, в армии – из Калашникова, Симонова
и ДШК. Там же – из Макарова, Нагана и ТТ. А однажды с одного залпа попал
в мишень из спаренной артустановки на сторожевом корабле.

   Самое забавное – тут я нисколько не соврал. Мне хотелось раззадорить Карцева
и расколоть его на пари.

   Карцев расхохотался:

   – Ну, начальник! Ну, ты свистишь!
   – Отнюдь! Мы, сибиряки, прирождённые охотники и для нас попасть белке
в глаз – сущий пустяк. Могу вкатить три пули одна в одну хотя бы из этой пукалки.
Спорнём?

   Дед поймался на эту удочку:

   – Снайпер, твою мать! – ехидно сказал он. – Давай, начальник, прямо сейчас!
   – Идёт. Проигравший ведёт всю компанию в «Якорь».
   – Лады!

   Тут же оборудовали походный тир. На листе бумаги Карцев нарисовал круг
с крестом в центре. Мишень прикрепил кнопками к перевёрнутом табурету.
Мишень установили в спальне, а я улёгся в санузле, положив винтовку на комингс.
На расстоянии где-то около шести метров. Говорю серьёзно:

   – Влепить в центр вряд ли получится. Ружьё наверняка не пристреляно. Но, три
пули войдут одна в одну. Пусть даже не по месту.
   – Много текста! – оборвал меня стармех. – Пали уже.

   Я успокоил дыхание, совместил мушку с прорезью и между двумя ударами сердца
плавно нажал на спуск.

   Пуля оказалась в сантиметре от центра и чуть выше. Я снова зарядил ружьё
и прицелился в ту же точку – в самый центр креста. Бах! Нового отверстия
в мишени не появилось.

   – Мазила! – презрительно воскликнул дед.
   – Может быть, пуля застряла в стволе? – сказал Юрис и взял у меня ружьё.

   Он переломил винтовку и посмотрел в просвет ствола.

   – Чисто…

   Дед с досадой и уже не так уверенно сказал:

   – Два раза – это случайность. Давай третий, контрольный выстрел!
   – Даю…

   Винтовка вздрогнула в моих руках и третья пуля точно вошла в старое отверстие.

   – Хорошее ружьё, – сказал я и опустил ствол. – А из хорошего ружья хороший
стрелок никогда не промахнётся.

   Вечером мы отдыхали в «Якоре» и Карцев угощал меня пивом.
Юрис за себя платил сам.