Сверчок. На царских харчах. Гл. 61 Рассуждения о м

Ермолаев Валерий
                Сверчок
                Часть 1
                На царских харчах               
                61               
                Рассуждения о мире и войне

            Лейтмотивом книги «Рассуждение о мире и войне» Малиновского являлось утверждение, что война противоречит интересам народов.
           «Никакой народ не может другому причинить вреда, не подвергаясь сам оному».
            Война влечет за собой упадок хозяйства и просвещения.
            «Торговля и рукоделия, ободряемые с толиким рачением, приходят от войны в упадок. Но, что еще хуже, люди, нужные для земледелия, употреблены в армии. От сего оно приходит в худшее состояние, и от сего происходит крайний недостаток -и нередко голод. Короче сказать, война разрушает первые основания общества, безопасность жизни и собственности».
            Малиновский решительно осуждал мнение, будто войны способствуют укреплению государства. Ссылаясь на историю различных стран древности и современности, он отмечал, что Швеция, например, не так давно внушавшая страх всей Европе своей завоевательной политикой, восстановила против себя все соседние народы и в постоянных войнах истощила свои ресурсы.
             «Тоже можно сказать и об Испании, которая, истощив внутреннюю свою настоящую силу, потеряла, однако ж приобретенные завоеваниями Нидерланды, Португалию и знатную часть Италии. Приобретения через войны подобны высоким пристройкам, несоразмерным основанию здания. Они отваливаются сами и подвергают все здание опасности разрушения».

             И тут выскакивает фундаментальный вопрос.

             Почему за державу обидно, если все преходяще?

             «Где древние империи, составленные путем насильственного объединения удачливым полководцем целого конгломерата народов? Лишенные внутреннего единства, они, умножившись без меры, пали под собственной своей тягостью».
             Чтобы действительно облегчить положение народа, привести к подъему земледелие, ремесло и торговлю, необходимо, как подчеркивал Малиновский, установить всеобщий прочный и справедливый мир. Но для достижения такого мира европейские правительства не предпринимают никаких усилий.
             «Мир, какой они между собою делают толь же часто, как и войну, не достоин сего наименования; он есть токмо отдых от войны и может справедливее называться перемирием, заключенным без означения сроку. Ибо государства и народы, между тем, не только что политически и тайно воюют между собою, но и явно готовятся и умножают свои силы, чтобы начать войну с большею жестокостью».
 
                А что народ?

            Народ, обремененный и в мирное время бесконечными податями, взыскиваемыми с него правительством для содержания огромных постоянных армий, претерпевает бедность и должен отдавать последнее на средства к разорению и убийству соседей его. Покуда не истребится война, нет надежды, чтобы народы могли жить в изобилии и благоденствии до наших дней.

                Вот так и живем!
                Не ждём тишины!
                На совести – война!
                На экономике – упадок!
                На просвещении – застой!
                На армии - истощение ресурсов!
                На российских землях - стягивание и схлопывание!
                Всеобщий мир – тю-тю!
                Справедливый мир – и подавно тю-тю!
                Европа - за войну!
                А войну выдает за мир Европа!
                Везде жопа!