Наслаждения нашей жизни

Лариса Болотова
       Есть ли наслаждения в нашей жизни?         
   
       Из книги Артура Шопенгауэра «Афоризмы житейской мудрости»:

«Наслаждения доставляются: во-первых – воспроизводительной силой; таковы еда, питьё, пищеварение, покой и сон. … Во-вторых – раздражаемостью (я бы назвала движением); таковы путешествие, борьба, танцы, фехтование, верховная езда, разные атлетические игры, охота и даже битвы и война. В-третьих – чувствительность; таковы созерцания, мышление, ощущение, поэзия, музыка, учение, чтение, изобретение, философия и т.п.

Духовные наслаждения доступны, однако, человеку лишь через посредство, а, следовательно, и в границах его собственного разума: « весь имеющийся в  мире разум бесполезен для того, у кого его нет». 

Богато одарённый человек живёт поэтому, наряду со своей личной жизнь, ещё вторую, а именно духовную, постепенно превращающуюся  в настоящую его цель, причем личная жизнь становиться средством к этой цели, тогда как остальные люди именно это пошлое, пустое скучное существование считают целью».

       Думаю, не стоит так категорично относиться к наслаждениям некоторых, а их большинство, людей. Мы пока не знаем, каким образом в действительности достигаются все наслаждения присущие человеку. У каждого из нас определённый уровень развития сознания, а значит и определённый уровень наслаждений.
      
       Каким образом находят наслаждение люди, живущие духовной, а именно, творческой жизнью?

«Обладателю внутреннего богатства не надо извне ничего, кроме одного отрицательного условия – досуга – чтобы быть в состоянии развивать свои умственные силы и наслаждаться внутренним сокровищем, другими словами – ничего, кроме возможности всю жизнь, каждый день и час, быть самим собою. Кому предназначено наложить отпечаток своего ума на всё человечество, для того существует лишь одно счастье: иметь возможность развить свои способности и закончить свои труды, - и одно несчастье: не иметь этой возможности. Всё остальное мало его касается.

« Отдых без занятий (досуга) – это смерть, погребение живого человека» (Сенека)».

       Как не крути, а соприкасаться к внешним миром приходиться и внутренне богатым (творческим) людям. Они также как и остальные живут в физическом теле, а значит, должны участвовать в поддержании жизни этого тела.

«Естественное назначение человека состоит в том, чтобы проводить всю жизнь в приобретении всего необходимого для существования своего и семьи. Но, ни обычный удел человека, ни его природа не дают ему досуга.

Беда всех филистеров (людей, не имеющих духовных потребностей) в том, что ничто идеальное не может развлечь их, и для того, чтобы избежать скуки, они нуждаются в реальном. Но всё реальное, отчасти, скоро иссякает – утомляет, вместо того, чтобы развлекать –  ведёт к разным невзгодам, тогда как мир идеального неистощим и безгрешен».

        Да, мир идеального неистощим и безгрешен, это так. Но на чём он будет основываться, если не будет внешнего неидеального мира? Что является отражение чего? Идеальный мир отражение материального или материальный мир отражение идеального? Какой из них реальный?