О святых людях

Виктор Еремин
Человек по большей части существо безнравственное. По крайней мере, так дело выглядит со стороны. И так было бы на самом деле, если бы не тот факт, что законы нравственности люди сами для себя определили, хотя и стараются их закрепить разговорами о данности этих законов свыше. В частности, европейская цивилизация строится на нравственных законах авраамических религий — иудаизма, христианства и мусульманства. Согласно Библии, записаны они были на скрижалях* Завета, которые Бог дал пророку Моисею на горе Синай на пятидесятый день исхода евреев из плена египетского. В частности, в заповедях говорится «Не сотвори себе кумира», «Не произноси имени Господа всуе», «Почитай отца твоего и матерь твою», «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради» и др.
__________________________
* Скрижали — две каменные плиты (или пластинки), на которых были начертаны заповеди, данные людям Богом.

Нарушая эти заповеди, человек совершает безнравственные поступки, которые караются и Богом, и людьми. По установлениям христианства грехи можно отмолить — сделать это может как сам раскаявшийся грешник, так и любящие и прощающие его. Бесспорно, отмолить грех не так уж легко. Есть грехи, которые даже отмаливать запрещено. И всё же… И всё же человек есть человек, а потому люди непременно ищут лазейку и в этом запрете. Хотя многие церковники строжайше корят за такие попытки и даже утверждают, что выдумки об отпущении непростительных грехов сочинены лжецами и демагогами, однако некоторые священники и особенно молва прямо отсылают в таких случаях к святым, которые слышат молящих и помогают им умолить Господа простить ужасное грехопадение.

О двух таких святых и пойдёт здесь рассказ.

Римская империя принимала христианство постепенно, в течение нескольких веков, когда власть либо относилась к его адептам с терпимостью, либо устраивала на христиан гонения. Одним из самых жестоких гонителей их стал император Галерий (царствовал в 293 — 311 гг.).

Выходец из Дакии, в молодости он был пастухом, потом поступил на службу в римскую армию, начинал солдатом. Со временем Галерий проявил себя как военачальник и был замечен императором Диоклетианом. Император назначил Галерия на один из высших постов — сделал его префектом претория, женил на своей дочери и усыновил, провозгласив наследником престола. Под власть Галерия были переданы Дунайские земли и почти вся Греция.

У Диоклетиана был соправитель император Максимилиан. Он тоже назначил своего наследника — Констанция Хлора. Вот эти четыре человека — два императора и два наследника, которые потом стали императорами — получили в истории прозвание Четыре тетрарха*. Они-то и стали самыми страшными гонителями христиан в истории. Большинство ужасов, которые свершались над христианскими святыми мучениками, произошли в годы правления тетрархов — с 303 по 313 г. Не зря эта эпоха получила название Великое гонение.
_________________________
* Тетрарх — один из четырёх.

Ряд историков христианства предполагают, что инициатором Великого гонения был Галерий, воспитанный фанатичной матерью в духе старого римского многобожия. Остальные тетрархи лишь согласились с ним. Однако в истории виновником гонений обычно называют императора Диоклетиана. Имя его приравнено к имени Нерона.

В армии тетрархов служил воин по имени Уар*. Сам он был родом из Египта, причём семья его исповедовала христианскую веру. А коли так, то и воспитали родители сына по христианским установлениям. На службе воинской Уар предпочёл не открывать своего вероисповедания и оставался тайным христианином.
____________________________
* Уар — греческий вариант широко распространённого в своё время римского имени Вар.

Как достойный воин, привечен был Уар императором Диоклетианом, назначен командиром отряда в Египте. Когда началось Великое гонение, молодого египтянина тоже привлекли к поиску преступников веры. В первый же год гонений его отряд разоблачил и арестовал семерых христиан. Возможно, кто-то из них принадлежал к общине самого Уара. Освободить узников воин не мог, но в заточении посещал несчастных ежедневно. Энтузиазм верующих заразителен. Когда один из узников не вынес жизни в темнице и умер, Уар задумал встать на его место и принять мученическую гибель в кругу единоверцев.

Настал день суда. Обвиняемые предстали перед вершителями правосудия. Но не успел судья приступить к рассмотрению дела, как вперёд вышел охранявший преступников стражник Уар и объявил себя христианином. Его сразу же подняли на дыбу и избили кожаными ремнями, принуждая отречься. Когда мученик отказался, его привязали к столбу, вспороли ему живот и оставили так умирать.

Свидетельницей казни была некая вдова по имени Клеопатра, тайная христианка из Палестины. Ночью христиане выкрали останки казнённых. Клеопатра захоронила Уара в подвале своего дома. Пришло время, и вдова засобиралась на родину в Палестину. Поскольку уезжала Клеопатра навсегда, она повелела слугам выкопать останки её мужа — в действительности Уара — и увезла их с собою.

В Палестине женщина захоронила мощи мученика в семейном склепе, вместе с некрещеными родичами. Согласно преданию, однажды явился ей во сне святой Уар и сказал: «Женщина, я не забыл твои добрые дела: я умолил Бога о родственниках твоих нехристианах, среди которых умерших тел ты положила моё тело, и были прощены им грехи».

Вот это видение стало основанием для признания святого Уара единственным в христианстве святым, кто выступает молитвенником и заступником пред Богом за умерших иноверцев, за умерших без крещения детей, за матерей и отцов, абортом погубивших детей в утробе.

В молитвах к святому Уару сказано: «О преславное чудо! Неверные умершие избавляются и от мест адовых освобождаются молитвами Уара мученика. Его же молитвами прощает умершия язычники. Ему же и мы прилежно помолимся, да и наших вспомнит родственников умерших в неверии, да помилует их Христос и от мук освободит, как единый Милосердный». Слова «родственников умерших в неверии» некоторыми толкователями понимаются как возможность молить святого Уара, чтобы вымолил у Господа прощение совершившим самый постыдный, самый позорный из всех возможных грех — прощение самоубийцам.

В конце 1310 г. император Галерий смертельно заболел. По описанным в литературе тех лет симптомам современные нам медэксперты полагают, что у императора было онкологическое заболевание. Чтобы вымолить себе излечение, он попытался умилостивить всех богов, какие только ни есть на свете, среди прочих и христианского Бога. 30 апреля 311 г. Галерий издал с согласия других тетрархов т.н. Никомедийский эдикт. Согласно этому документу, прекращались все гонения против христиан, их вера признавалась законной, и им разрешалось свободно совершать свои обряды.

Фактически Галерий первым принял закон, за повторение которого христианская церковь канонизировала императора Константина в лике равноапостольного. Отчего же такая несправедливость?

Галерий умер через шесть дней после провозглашения Никомедийского эдикта, а через два года, в 313 г. его преемник император Константин I Великий принял почти такой же Миланский эдикт.

Отличие этого документа в том, что он отменял любую официальную религию вообще, приравнивал все религии друг к другу. Это означало прекращение безраздельного господства государственного римского многобожия.

Особое внимание отводилось в эдикте христианству, которое тоже стало равным всем прочим религиям. В частности, церковным организациям христиан разрешалось владеть любым имуществом, в том числе недвижимым. Именно с этого времени началось накопление церковных богатств, которые сделали христианскую церковь богатейшей и влиятельнейшей частью европейского мироустройства. Константин обогатил христианскую церковь, а вместе с богатствами отдал ей и власть над европейским миром.

Впрочем, исследователи до сих пор не нашли ни одного свидетельства тому, что сам император Константин Великий крестился и умер христианином. Всё говорит о том, что он до конца дней своих оставался приверженцем культа Непобедимого Солнца.

Этот культ был официально введён в Римской империи в 274 г. императором Аврелианом. Поклоняясь Солнцу, императоры стали носить корону с исходящими от головы монарха лучами. По учению астрологов, каждый седьмой день был днём Солнца. Константин объявил его рыночным, т.е. днём без работы. Позднее христиане посвятили его Иисусу Христу и признали днём празднования воскресения Христова. Главный праздник в культе Непобедимого Солнца приходился на 25 декабря. Христиане стали отмечать его как праздник Рождества Христова.

Таким образом, будучи язычником, Константин Великий никогда не провозглашал христианство государственной религией. Оно оставалось равным среди прочих равных, однако законом были созданы условия для будущего возвеличивания христианской церкви. Уже при Константине христианские епископы получили возможность использовать императорскую армию для насильственного решения своих внутренних проблем. Так, по призыву епископов римские отряды расправлялись с первыми раскольниками в легальном христианстве — донатистами.

Дело в том, что в годы Великого гонения христиане разделились на хранителей веры и на тех, кто пошёл на сотрудничество с властями. Самые решительные хранители веры приняли ужасную смерть от рук гонителей и стали святыми мучениками; кто оказался послабее духом, те только сочувствовали мученикам, но находили в себе силы приходить на тюремный двор, чтобы своим присутствием морально поддерживать пошедших на муки. Отступники, которые сотрудничали с властями, получили название традиторы*. Они или выдавали не сдавшихся мучителям, или гнали слабых прочь от тюрем. Самое поразительное, что когда по окончании гонений стали выявлять традиторов, таковыми оказались чуть ли не все иерархи церкви.
________________________
* Традитор (лат.) — «тот, кто предал».

Потому не удивительно, что когда Константин прекратил гонения (считается, что конец преследованиям положил Миланский эдикт), традиторы предстали самыми праведными христианами и продолжили возглавлять церковь, а хранителей веры, как обычно бывает в таких случаях, оказались сторонними наблюдателями. Ещё хуже, зачастую традиторы отказывались признавать погибших страдальцев за веру мучениками!

Против традиторов восстал молодой епископ Карфагена Донат. Его сторонники провозгласили «церковь мучеников». Борьба между донатистами и иерархами шла со смерти Галерия в 311 г. до первого десятилетия V в. — почти сто лет. Это был первый раскол в истории христианства. Завершился он фактической победой традиторов, которых к тому времени уже нельзя было называть таковыми.

Несколько раз иерархи втягивали в раскол светскую власть. Сделать это было не сложно. Поскольку Доната поддерживали преимущественно низы, в их ряды проникли всевозможные разбойники, жулики, воры. Со временем стало непонятно, против кого приходилось бороться — против честного епископа и его приверженцев или против бандитского отребья, грабившего мирных жителей. Иерархи, которых к тому времени возглавил по воле императора Константина римский папа Мильтиад, собрались в 313 г. на Латеранский собор в Риме и осудили донатистов всем скопом. Император Константин вознамерился было организовать против донатистов гонения, но очень скоро отказался от этого, предоставив им, как и всем прочим религиям, свободу вероисповедания.

Императору необходима была единая христианская церковь, на которую Константин намеревался опереться в деле упрочения единства империи. С этой целью в 325 г. он созвал в городе Никее в Малой Азии собор (съезд) христианских епископов. На этом съезде произошло окончательное оформление единой христианской ортодоксальной (православной) католической (всеобщей) церкви.

Тем временем, благодаря попустительству властей, к 330-ым годам на сторону донатистов перешло большинство христианских общин Северной Африки. Появились общины донатистов в Италии, Испании, Галлии. Тогда же из раскольников выделились циркумцеллионы* — воины Христовы, против всякой неправды воюющие. Это были аскеты-христиане, полагавшие своим долгом с помощью оружия защищать бедных и униженных от богатых угнетателей. Любопытно, что настоящее оружие они не признавали, как Христом отвергнутое, и сражались преимущественно огромными дубинами. Циркумцеллионы стали христианскими предтечами всевозможных благородных разбойников вроде Робина Гуда.
______________________________
* Циркумцеллионы (лат.) — «вокруг сельских жилищ бродящие».

Донатисты противостояли тогда католическим общинам и особенно римскому епископату. Это сильно раздражало одного из наследников Константина Великого, его младшего сына императора Константа, под властью которого находились Италия, Западные Балканы, Дунайские провинции и часть Северной Африки. Император попытался уговорить донатистов примириться с католической церковью, а когда получил отказ, в 347 г. направил на подавление мятежников армию. Раскольники были разгромлены, частью казнены, частью отправлены в ссылку. Их имущество конфисковали и передали католикам. Сам Донат Великий был низведён с епископской кафедры и отправлен в ссылку в Галлию. Там он и умер около 355 г.

А в 361 г. на римский престол взошёл император Юлиан II, получивший в истории прозвание Отступник. Поскольку все его родные стали жертвами противоборства за власть между императорами христианского вероисповедания, Юлиан возненавидел христиан, полагал всех их ханжами и кровопийцами, а потому  стал тайным язычником.

Получив императорскую власть, он вознамерился вернуть в Рим многобожие. Это была последняя в истории Древнего Рима попытка язычников противостоять христианству.

Публичное заявление императора о том, что государство возвращается к многобожию, возбудило население, и начались погромы христиан. Громили церкви, избивали верующих, даже убили александрийского епископа. Юлиан всему этому не препятствовал. Само же государство ограничилось тем, что был введён запрет на профессии, и император взял под своё покровительство донатистов, вернув им конфискованное ранее у их общин имущество и культовые здания. Поощрение раскольников должно было усугубить брожение в христианском обществе.

Впрочем, Юлиан Отступник правил всего два года и погиб на войне с персами. Поговаривали, что его убили христианские заговорщики. После гибели Юлиана все императоры были уже только ортодоксальными христианами.

Несмотря на относительную мягкость решений Юлиана Отступника, правление его считается временем последнего гонения на христиан. Именно в эти годы и совершал свой мученический подвиг святой Иоанн Воин.

Подобно святому Уару Иоанн Воин был командиром в римской армии. Поскольку служил он в полку, куда брали преимущественно воинов из Скифии, предполагают, что Иоанн был славянином. Исполняя свой солдатский долг, он участвовал в преследованиях христиан, что выражалось в аресте и заключении в темницы некоторых из них, кто силой противоборствовал возрождению языческих культов. При этом Иоанн заранее тайно предупреждал тех, кого ему предстояло арестовать, некоторых узников освобождал своим решением, старался помочь семьям заточённых деньгами и пищей.

Под конец нашёлся доносчик, который известил Юлиана Отступника о христианских делах Иоанна. Недавний командир был схвачен, закован в цепи и доставлен во дворец. Но Юлиана там уже не было — он отправился на войну. Тогда закованного в кандалы Иоанна бросили в тёмное сырое подземелье, где он оставался до получения известия о гибели на войне императора Юлиана Отступника и восшествия на престол христианского императора Иовиана.

Иоанна Воина освободили. Из армии он ушёл и поселился в Константинополе. Долгие годы вёл Иоанн праведную светлую жизнь. Дожил он до глубокой старости и почил в мире.

В христианской традиции Иоанн Воин считается помощником всем обиженным, всем обворованным, ограбленным и насилуемым. Молят его о помощи в возвращении отнятого и украденного. Но одновременно молят Иоанна Воина об исправлении и обращении к праведной жизни всех справедливо наказанных узников — убийц, грабителей, воров и пр. злодеев.